Стратегию государства в сфере безопасности реализует проводящее национальную военную политику Министерство обороны Российской Федерации. Интересно ознакомиться с историей появления и эволюции оборонного ведомства страны, его теперешними функциями и, главное, структурой.
История создания и развития министерства обороны в Российской Федерации
Впервые оборонное ведомство появилось в России в 1531 году в виде Разрядного приказа, в чьи функции входило ведение воинских дел, собирание и упорядочивание войска, возведение фортификационных сооружений.
В 1719 Петр Великий учредил новый управляющий орган в оборонной сфере — Военную коллегию. Спустя столетие Александр I преобразовал ее в Военное министерство.
Дальнейшие ключевые вехи развития оборонного управления в Российской империи:
- 1815 — появление Главного штаба Его императорского величества (прообраз нынешнего Генштаба);
- 1860-70-е — формирование территориальной структуры управления обороной империи с делением ее на военные округа (ВО). Появление воинской обязанности для мужского населения, относящегося ко всем сословиям;
- 1914 — введение Ставки Верховного главнокомандующего.
В 1917 году революционные власти вместо «старорежимного» Военного министерства создали Народный комиссариат по военным делам и Наркомат по морским делам, координация деятельности которых легла на Совет Рабочей и Крестьянской обороны. В 1923 комиссариаты были подвергнуты слиянию.
В эпоху СССР:
- В 1944 г. создан Наркомат обороны РСФСР и такие же ведомства в других республиках Союза;
- В 1946 наркоматы превращены в министерства;
- В 1978 расформированы военные ведомства союзных республик с передачей соответствующих функций МО СССР, прекратившего деятельность с развалом Союза.
Мало кто об этом помнит, но современное Минобороны — не ровесник Российской Федерации. Новое российское государство, признанное преемником Советского Союза, основано 26 декабря 1991 года или в день принятия декларации об упразднении СССР. А пятью днями ранее Россия, как субъект только что основанного Содружества Независимых Государств, подписала с другими бывшими союзными республиками соглашение о временном поручении последнему главе минобороны СССР Шапошникову военного командования в их границах.
Только 16 марта 1992 года президентским указом было учреждено МО РФ.
В период экономического кризиса, ознаменовавшего пресловутые «лихие девяностые», руководству Минобороны и государства удалось сохранить боеспособные Вооруженные силы (ВС).
Развитие ведомства шло по следующей хронологии:
- 11 ноября 1998 г. — установлено новое положение о МО, наделившее его наряду с ГШ ВС РФ статусом центрального управляющего военного органа;
- В 1997-1998 гг. — ВС претерпели существенные преобразования. Это объединение ракетных и военно-космических войск с силами противоракетной обороны, слияние противовоздушных и военно-воздушных сил, знаменующее превращение пятивидовой структуры ВС в четырёхвидовую. Тогда же были объединены Забайкальский и Сибирский ВО в СибВО, Приволжский и Уральский — в ПУрВО;
- В марте 2001 в системе, подведомственной Министерству обороны, появились Космические войска;
- В 2007 начались кардинальные реформы в ВС РФ под началом главы Минобороны Анатолия Сердюкова, включающие старт программы перевооружения армии;
- В июле 2010 президентским указом учреждены 4 оперативно-стратегических командования с одновременным уменьшением числа ВО, их переформированием в Западный, Южный, Центральный и Восточный;
- 1 декабря 2011 основаны Войска воздушно-космической обороны (ВВКО), поглотившие космические;
- 6 ноября 2012 А. Сердюков отправлен в отставку, его пост занял возглавляющий ведомство ныне Сергей Шойгу;
- 1 августа 2015 утверждено создание Воздушно-космических сил (ВКС) через слияние ВВКО с ВВС.
Штаб-квартира ведомства размещена в Москве по ул. Знаменка, дом 19.
Чем занимается Министерство обороны РФ
Сегодня, по данным официального веб-ресурса МО, российские ВС не только сдерживают военные угрозы безопасности страны, но также защищают ее политические и экономические интересы. Обе задачи решаются комплексно и разнопланово.
Ярким подтверждением служит российское присутствие в Сирии, где оборонное ведомство занимается не только выполнением оборонных задач (главным образом силами ВКС и ПВО), но и выполняет гуманитарную миссию, что отвечает политико-экономическим приоритетам России в арабской республике и ближневосточном регионе в целом.
Сдерживая угрозы безопасности и пресекая враждебные действия субъектов, посягающих на российские национальные интересы, ВС:
- заблаговременно выявляют неблагоприятные изменения военно-политической ситуации, признаки подготовки к агрессии относительно России и/либо ее союзников;
- держат военные силы и средства (в приоритете ядерные) в абсолютной боеготовности для немедленного отпора агрессору с нанесением наступающей стороне адекватного урона;
- поддерживают мобилизационный потенциал войск;
- поддерживают способность войсковых частей к развертыванию при возможном переходе на режим военного времени.
Обеспечивая государственные политико-экономические интересы, МО, как один из госорганов исполнительной власти:
- принимает меры по обеспечению безопасности россиян в местах вооруженных конфликтов и нестабильной гражданско-политической обстановки;
- устраняет угрозы для безопасной экономической деятельности РФ и/либо представляющих ее хозяйствующих субъектов;
- защищает государственные интересы за пределами территории страны в ее водах и Мировом океане;
- проводит по распоряжению Верховного главнокомандующего военные операции ВС в определенных регионах, представляющих особую важность для России;
- противоборствует информационной агрессии.
Проведение силовых акций ВС в мирное время предусмотрено в целях:
- соблюдения государством союзнических обязательств;
- борьбы с международным терроризмом, сепаратизмом, недопущения диверсий и терактов;
- миротворчества;
- обеспечения режима военного (чрезвычайного) положения на определенной территории внутри РФ по распоряжению верховной власти;
- сохранения от посягательств государственной границы страны на суше, в воздухе, морских и пресных водах;
- реализации политики санкций;
- недопущения экологических катастроф и иных ЧС, прекращения их последствий.
Военная сила пускается в действие при начале войны либо вооруженного конфликта.
Сегодня деятельность ВС планируется исходя из потребности держать войска в постоянной готовности к всевозможным оборонительным и наступательным действиям, способности защитить страну сразу в двух вооруженных конфликтах (одной войне и одном конфликте, двух войнах), применять миротворческие средства как в составе международных контингентов, так и собственными формированиями.
Задачи ВС в военное время — отразить агрессию врага надлежащими / необходимыми средствами, оперативно провести развертывание, после чего обеспечить ликвидацию вооружений и живой силы неприятеля, кроме захваченных и сдавшихся.
Структура министерства обороны
Структурное устроение ведомства:
- Министр обороны — глава ведомства, утверждающий его структуру, осуществляющий общее руководство деятельностью, обеспечивающий выполнение распоряжений Президента РФ в деле обороны страны и иных функций МО;
- Первые заместители министра — лица, осуществляющие текущую координацию функционирования ведомства и военных сил, контролирующие работу МО;
- Заместители министра — лица, управляющие направлениями деятельности (управление делами, материально- и военно-техническое обеспечение, жилищное и медицинское обеспечение, финансово-хозяйственная деятельность, кадровая и физкультурно-спортивная работа, научно-исследовательская работа и применение новейших технологий, международное сотрудничество);
- Генеральный штаб ВС РФ — орган оперативного руководства ВС и планирования оборонных мероприятий государства;
- Главные управления (далее — ГУ), управления, департаменты, службы МО РФ — подразделения ведомства, управляющие ВС по различным направлениям;
- Главные командования — командующие органы видов ВС;
- Командования — командующие органы важнейших видов войск.
Министр обороны РФ
Пост главы МО РФ занимает генерал армии Шойгу Сергей Кужугетович.
Главу оборонного ведомства назначает на должность и увольняет Президент России.
Заместители министра обороны
Заместители министра выполняют следующие функции:
- Начальник Генерального штаба ВС РФ — первый заместитель Министра — руководит Генштабом, управлениями оперативной и боевой подготовки, ГУ военной полиции, рядом других структурных подразделений МО;
- Первый заместитель Министра руководит юридическим департаментом, подразделениями по контролю и аудиту;
- Замминистра — руководитель Аппарата МО — обеспечивает управление делами, протокольной и организационной работой;
- Статс-секретарь — замминистра — руководит кадровой работой, организацией физподготовки и спорта;
- Замминистра — начальник Главного военно-политического управления ВС РФ — помимо возглавляемого ГУ, руководит работой департамента культуры, общественной приемной и геральдической службы.
Другие заместители министра руководят упомянутыми выше направлениями деятельности МО.
Генеральный штаб вооруженных сил РФ
Генштаб обладает собственным структурным устройством, включающим ГУ и управления.
Его важнейшее подразделение — Национальный центр управления обороной РФ, представляющий собой главный КП.
В структуру ГШ входит также архивная служба.
Главные управления
Структура МО РФ включает двенадцать ГУ.
- Главное управление вооружения организует разработку проектов госпрограммы вооружения и гособоронзаказа, планирует и курирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и оружейные госзакупки:
- ГУ боевой подготовки координирует соответствующую работу в отечественных войсках, руководит обеспечением материальной базы в данной области:
- ГУ военной полиции призвано защищать жизнь и безопасность военных лиц и штатских служащих, заботиться о правопорядке в ВС, охране режимных объектов ведомства:
- Три ГУ отвечают за совершенствование систем ракетно-артиллерийского, автобронетанкового вооружения, обеспечение железнодорожных войск.
Задачи остальных:
- комплектование ВС, управление прохождением военной и штатской службы, работа с личным составом / персоналом;
- осуществление военного взаимодействия с зарубежными партнерами;
- охрана здоровья военных и гражданских лиц, несущих службу в оборонной системе;
- организация научной и инновационно-исследовательской работы;
- проведение инспекций / проверок войск, госнадзор в ВС и на оборонных объектах;
- организация политической, социальной, патриотической работы, кадровое обеспечение военно-политических органов ВС.
Управления
Структура МО РФ включает девятнадцать управлений, координирующих направления деятельности ведомства, не относящиеся к компетенции ГУ и департаментов. Это управления начальников отдельных войск, 9 управление МО РФ, занимающееся секретными объектами, управление делами и оргуправление, управление Росвоенипотекой, Госэкспертиза МО и другие подразделения.
Департаменты
Департаменты в структуре МО РФ руководят следующими направлениями обеспечения ВС:
- материально-техническое;
- имущественное;
- ресурсное;
- транспортное;
- финансовое;
- жилищное;
- правовое;
- социальных гарантий;
- эксплуатация зданий и оказание коммунальных услуг воинским подразделениям.
Другие департаменты отвечают за информационные системы, взаимодействие с масс-медиа, госзакупки, воплощение гособоронзаказа и его финмониторинг, аудит госконтрактов МО, финансовый контроль над ведомством, культработу.
Помимо департаментов, существуют службы: оркестровая, геральдическая, гидрометеорологическая и безопасности полетов военной авиации.
Главные командования
Количество Главных командований равняется числу видов Вооруженных Сил РФ.
Сегодня их три:
- Сухопутные войска;
- ВКС;
- ВМФ.
Командования
Двумя родами войск — РВСН и ВДВ — руководят их Командования.
Что вы думаете о структуре отечественного Минобороны и стоящих перед ведомством задачах? Поделитесь своим мнением в комментариях, оно важно для нас!