Стратегические крылатые ракеты Х-101 и Х-102: история создания, летно-технические характеристики, принцип действия и конструкция

Х-101
Крылатая ракета Х-101 на аэродроме стратегических бомбардировщиков в Энгельсе

Современные средства противовоздушной обороны представляют собой поистине смертельную угрозу для любых самолетов, включая даже те из них, что сделаны по технологии «стелс», но только не для российских стратегических бомбардировщиков. Ни у Ту-95, ни у Ту-160 просто нет необходимости заходить в зону действия какой-либо ПВО, потому что их главным оружием являются крылатые ракеты воздушного базирования, способные поражать цели на удалении в тысячи километров от точки запуска. Наиболее совершенным видом такого оружия на сегодня являются ракеты Х 101 и Х-102, уже опробованные в ходе реальных боевых действий.

История создания

В 80-е годы прошлого века основным оружием российских стратегических бомбардировщиков стали крылатые ракеты Х-55, способные поражать цели на дистанции в 2500 километров. Их могли применять как новейшие в то время Ту-160, так и хорошо освоенные летчиками Ту-95МС. Следует отметить, что первоначальная модификация Х-55 не отличалась большой точностью – круговое вероятное отклонение достигало 100 метров. При использовании ядерной боеголовки это было допустимо, однако для обычной боевой части – чрезмерно много.

Между тем, уже было известно, что в США разрабатывается  новая крылатая ракета для бомбардировщика B-52, получившая обозначение AGM-129ACM. Она обещала стать не только более точной, чем Х-55, но и более дальнобойной – максимальная дистанция полета составляла до 3700 километров.

Предотвратить отставание от потенциального противника можно было двумя основными способами – улучшить характеристики Х-55 или же приступить к созданию какой-то иной, принципиально новой ракеты.

Ракета AGM-129 ACM
Американская крылатая ракета AGM-129 ACM. Имела заметно меньшую дальность, чем Х-101. Из-за больших габаритов разместить её в бомбоотсеке какого-либо самолета так и не удалось

Конструкторы Дубненского МКБ «Радуга» решили пойти по двум этим путям одновременно. Х-55 прошла целый ряд модернизаций, после которых её возможности резко возросли. Одновременно начались работы по двум новым проектам, которые какое-то время конкурировали между собой.

Наиболее многообещающим поначалу выглядел проект ракеты нового поколения Х-90. В этом случае радикального увеличения дальности полета не планировалось – этот параметр должен был составить «всего лишь» 3000 километров. Упор делался на другую характеристику – скорость. Х-90 могла стать первым образцом гиперзвукового оружия.

Прототип ракеты, летательный аппарат ГЭЛА, удалось построить и испытать, однако почти сразу конструкторы столкнулись с огромным количеством самых разных проблем, решить которые не удалось. Разработку Х-90 пришлось остановить. Одной из причин этой неудачи, безусловно, стало резкое сокращение финансирования после распада СССР. Время для гиперзвукового оружия в 90-е годы еще не пришло.

Основные усилия перенесли на создание приблизительного аналога AGM-129, которым и стала крылатая ракета Х-101. Разумеется, о копировании в данном случае не может быть и речи – российская конструкция вполне оригинальна, просто она сделана во многом с оглядкой на основные характеристики американского образца. В частности, значительное внимание было уделено снижению радиолокационной заметности и повышению точности попадания.

AGM-129 поступила в ВВС США в 1990 году, а в 2007 её уже сняли с вооружения. Как нетрудно догадаться, судьба Х-101 оказалась намного более сложной. Первые испытательные запуски удалось осуществить лишь в 1998-м году.

Ту-95МСМ с Х-101
Ракеты Х-101 под крылом Ту-95МСМ

В качестве самолета-носителя поначалу использовался Ту-95МС. На протяжении последующих трёх лет испытания продолжались, а в 2002-м году в Смоленске должно было начаться серийное производство нового оружия.

Дальше, по всей видимости, произошла какая-то заминка. Во всяком случае, по современной информации, серийный выпуск новых ракет начался не ранее 2011 года. Можно предположить, что на протяжении «нулевых» годов Х-101 и её «сестру» Х-102 дорабатывали.

Кроме того, необходимо учитывать и то, что строевые самолеты Ту-95МС и Ту-160 или вообще не могли применять новые ракеты, или не способны были полностью реализовать их потенциал. Бомбардировщики пришлось модернизировать, что отняло немало времени и потребовало дополнительных затрат.

К сожалению, установить точную дату принятия на вооружение  Х-101 и Х-102 не представляется возможным. Первые сообщения об этом были опубликованы в 2012-м году, но не получили официального подтверждения. Видимо, окончательное решение Министерство обороны России приняло около года спустя. В 2015-м году это оружие было использовано против террористических группировок, находившихся на территории Сирии.

Принцип действия и конструкция ракеты

При разработке Х-101 конструкторы МКБ «Радуга» широко использовали опыт, полученный при проектировании Х-55. В то же время нельзя сказать, что эти две ракеты являются похожими друг на друга. Для снижения радиолокационной заметности Х-101 её корпусу придали довольно необычную форму, что привело к уменьшению эффективной поверхности рассеивания (ЭПР).

Проекции Х-101/102
Основные проекции ракеты Х-101/102

Кроме того, изменена аэродинамическая схема – если Х-55 являлась среднепланом, то Х-101 – низкоплан. Из-за этой особенности прежний способ выдвижения крыльев при запуске из специальных внутренних ниш корпуса стал неприменимым – несущие плоскости новой ракеты исходно размещаются под корпусом и раскладываются после старта.

Оперение Х-101, находящееся в хвостовой части также сделано складным. Тяга силовой установки, как утверждают некоторые источники, составляет 360 кгс (по другим данным, до 450 кгс). Двигателем ракеты, возможно, является турбореактивный двухконтурный РД-95ТМ-300. Его габариты достаточно малы для того, чтобы «вписать» его в сравнительно небольшой корпус. В «транспортном» положении двигатель спрятан в специальной нише, из которой он выдвигается после старта. Аналогичная схема была применена и на Х-55.

Навигация в ходе полета обеспечивается инерциальной системой, которая использует заранее подготовленные цифровые карты местности, что дает возможность следовать по заданному маршруту с максимальной точностью. Кроме того, ракета оснащена модулем связи с системой спутниковой навигации «Глонасс». Коррекция по высоте выполняется с использованием оптико-электронного лазерного дальномера.

Наведение на цель на завершающем этапе выполняется головкой самонаведения. По разным данным, она может быть как радиолокационной, так и телевизионной с оптико-электронным модулем распознавания.  Режим полета задается обычно еще на аэродроме (допускается также перенацеливание уже после запуска) – в ходе следования к цели текущая высота 101 может изменяться от 30 до 6000 метров.

Летно-технические характеристики

Х-101 на пусковой установке
Шесть ракет Х-101 на барабанной пусковой установке во внутреннем отсеке самолета Ту-160

Поскольку Х-101 – это стратегическая крылатая ракета, большинство информации о ней засекречено. Указать её основные характеристики можно только приблизительно:

Стартовый вес 2,2 – 2,4 тонны
Вес боевой части 400 кг
Дальность полета До 5500 км
Максимальная скорость До 1000 км/ч
Крейсерская скорость Около 730-740 км/ч
Длина ракеты 7450 мм
Диаметр 742 мм
Размах крыла 3 м
ЭПР 0,01 кв.м (оценочно)
Круговое вероятное отклонение (КВО) 12-20 м

Х-102, в  отличие от Х-101, является ракетой с ядерной боевой частью, мощность которой составляет, по разным данным, от 200 килотонн до одной мегатонны. При каком высотном режиме достигается максимальная дальность полета, точно неизвестно. В то же время при испытаниях и практическом применении ракеты была получена более высокая точность, чем указана в таблице – круговое вероятное отклонение составило не более 5-7 метров.

Особенности носителей ракет, бомбардировщиков Ту-160М и Ту-95МСМ

Хотя испытательные пуски прототипов Х-101 выполнялись со стратегического  бомбардировщика Ту-95МС, для практического использования новых ракет он уже не подходил. Потребовалась модернизация, в ходе которой самолет был доработан следующим образом:

  1. Установлены двигатели с улучшенными характеристиками;
  2. Бомбардировщик получил современный прицельно-навигационный комплекс;
  3. Установлена новая радиолокационная станция «Новелла-НВ1.021»;
  4. Заменено приборное оборудование;
  5. На крыльях размещены держатели, приспособленные для подвешивания ракет Х-101.

Этой модернизации были подвергнуты несколько бомбардировщиков субмодификации Ту-95МС-16. Новый вариант самолета получил обозначение Ту-95МСМ. Он может нести до восьми Х-101 под своими крыльями.

Запуск Х-101
Ту-95МСМ запускает ракету Х-101

Иногда ошибочно говорится о том, что количество ракет может быть доведено до 16, но это не так — в этом случае вес боекомплекта составил бы более 35 тонн, что более чем в полтора раза превышает реальную грузоподъемность самолета. Ту-95 действительно способен поднять в воздух 16 ракет, но только Х-55.

Значительно меньше информации имеется про другой самолет, вооруженный Х-101/102 – сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160М. Дело в том, что основным «медийно освещенным» направлением модернизации «Белого лебедя» стала его адаптация под использование обычных свободнопадающих бомб, в то время как размещение на борту новейших ракет почему-то отошло на второй план.

Можно предположить, что в оружейных отсеках обновленного Ту-160 были установлены модернизированные барабанные пусковые установки – ведь нагрузка на держатели при использовании Х-101 возросла почти в два раза. Кроме того, обновления наверняка потребовал прицельно-навигационный комплекс этого самолета.

Оценка ударной силы ракет Х-101 и Х-102

Обычная «конвенционная» боевая часть, которой обладает крылатая ракета Х-101, весит 400 килограммов – таковы характеристики её грузоподъемности. Это обозначает, что эффект от её воздействия можно сопоставить с ударом обычной авиабомбы калибра 500 кг. Примерно такой же мощностью обладают ракеты «Калибр» (боевая часть — 450 кг), «Искандер» (480 кг) и «Томагавк» (450 кг). Основное преимущество Х-101 по сравнению с ними – огромная дальность полета.

Правда, не совсем понятно, как именно можно воспользоваться возросшей дистанцией запуска ракеты. К примеру, при попытке поражения стратегически важных целей в глубине территории США дозвуковая Х-101 станет довольно уязвимой для перехвата, несмотря даже на свою маленькую ЭПР – ведь полет займет не меньше семи часов.

Х-101 в бомбоотсеке
Запуск Х-101 из бомбоотсека самолета Ту-160

Намного более интересной особенностью Х-101 является возможность её использования против подвижных объектов. Разумеется, стрельба столь дорогими ракетами по танкам была бы бессмысленной, однако головка самонаведения, вероятно, позволяет нацеливаться на корабли противника, а это заметно расширяет диапазон боевого применения. ПКР со столь впечатляющей дальностью (точнее, самой большой в мире) могла бы внести заметные изменения в баланс сил на море.

Боевое применение

Первые реальные цели были поражены при помощи Х-101 17 ноября 2015 года. В этот день 16 крылатых ракет воздушного базирования, выпущенных с бомбардировщиков Ту-160, поразили ряд ключевых объектов, принадлежавших различным террористическим группировкам, действовавшим на территории Сирии.

19 и 20 ноября 2015 года «Белые лебеди» нанесли еще два удара по боевикам. Ровно год спустя состоялись первые боевые запуски Х-101 с самолетов Ту-95МСМ. В 2017-м году эти же бомбардировщики вновь применяли против террористов новые ракеты – 5-го июля и 26-го сентября.

Подготовка Х-101
Наземная подготовка ракеты Х-101

Всего в ходе Сирийской кампании было использовано более пятидесяти четырех ракет Х-101. По официальной информации Министерства обороны России, все они успешно попали по назначенным целям, в том числе и по подвижным. Террористы попытались (видимо, с подачи своих тайных иностранных спонсоров) принизить боевые качества российского оружия, но представленные ими «доказательства» мало кого убедили.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Аватар
    гость

    путин хуйло

    Ответить