Зенитная ракетная система С-400 «Триумф»

Зенитная ракетная система «Триумф» создана для поражения самолетов-разведчиков, БПЛА, самолетов управления и радиолокационного обнаружения, самолетов-постановщиков помех, самолетов тактической и стратегической авиации, баллистических ракет средней дальности, тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, гиперзвуковых целей, а также иных перспективных и современных средств воздушного нападения. ЗРК С-400 впервые поставили на боевое дежурство в 2007 году в подмосковной Электростали.

Зенитная ракетная система С-400

ПВО С-400 «Триумф» создан на основе российского комплекса С-300, но он обладает существенно лучшими тактико-техническими возможностями по эффективности, по зоне охвата, а также по многообразию поражаемых целей. По критерию «стоимость – эффективность» новая зенитная ракетная система С-400 «Триумф» обеспечивает выигрыш примерно в 2,5 раза по сравнению с морально устаревшей С-300. «Триумф» — единственная система, способная работать выборочно с применением нескольких типов ракет – новых и старой разработки, применявшихся в комплексах С-300ПМУ-1 и С-300ПМУ-2. С-400 позволяет создавать противовоздушную эшелонированную оборону, расширяет зоны поражения, имеет существенные перспективы для модернизации.

Зенитная ракетная система С-400

История создания комплекса С-400

Основным разработчиком ЗРК С-400 стал ОАО «НПО «Алмаз», который входит в Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Комплекс может применяться ночью и днем в любых физико-географических, а также погодно-климатических условиях при сильном радиоэлектронном противодействии. С-400 «Триумф» — система противосамолетной обороны и нестратегической ПРО с новейшим математическим обеспечением.

Зенитная ракетная система С-400

Необходимость создания ПВО с дальностью обнаружения и поражения на дистанции 400 км было обусловлено развитием боевых возможностей самолетов ДРЛО типа «Авакс». Проект комплекса «Триумф» стартовал в 1988 г. Коллектив конструкторов возглавил генеральный конструктор «Алмаза» А.А. Леманский. В качестве прототипа КБ использовало ЗРС С-300П.

Комплекс С-400 отличается от предыдущего поколения С-300 расширенной зоной применения, он может использовать существующие и перспективные зенитные управляемые ракеты. Новая ЗУР типа 9М96Е создана для первоочередного поражения воздушных КП, самолетов ДРЛО и РЭБ, ОТБР и БРСД, стратегических бомбардировщиков на расстоянии до 400 км. Ракеты 9М96Е2 и 9М96Е унифицированы между собой, их могут использовать также корабельные зенитные ракетные комплексы. ЗУР 9М96Е2 имеет более мощный двигатель, большую стартовую массу, длину и дальность поражения. В среднем их эффективность в 2 раза выше возможностей комплексов «Астер» и «Патриот». Ракетный комплекс «Триумф» также может применять ракеты 48Н6Е2 и 48Н6Е.

Зенитная ракетная система С-400

Первый пуск модифицированной ракеты 48Н6Е был осуществлен на полигоне Капустин Яр в январе 1999 года. В 2006 году были завершены испытания ракеты, созданной для поражения баллистических целей при помощи физического разрушения головных частей ракет. В июле 2007 года на том же полигоне Капустин Яр были осуществлены боевые стрельбы С-400. Цель двигалась со скоростью 2,8 километров в секунду и была успешно поражена. Тем самым были продемонстрированы великолепные характеристики ПВО «Триумф».

Зенитная ракетная система С-400

В 2007 году на боевое дежурство поставили первый дивизион «Триумф» в подмосковном городе Электросталь. Силы ПВО ежегодно получают 1-2 полка, оснащенных данными комплексами. «Триумф» отправляется и на экспорт. В 2020 году комплекс С-400 поставили на боевое дежурство в в Заполярье – в Мурманской области. Он способен отслеживать даже взлеты самолетов с норвежских баз.

Технические характеристики ЗРК С-400 «Триумф»

  • Максимальная скорость поражаемых целей составляет 4,8 км/c
  • Дальность обнаружения цели С-400 составляет 600 км
  • Максимальная дальность поражения аэродинамической цели составляет 400 км
  • Минимальная дальность поражения аэродинамической цели составляет 2 км
  • Максимальная высота поражения цели составляет 30 км
  • Минимальная высота поражения ракеты цели составляет 0,005 км
  • Максимальная дальность уничтожения тактических баллистических целей составляет 60 км
  • Минимальная дальность уничтожения тактических баллистических целей составляет 7 км
  • Количество целей, одновременно обстреливаемых комплексом, составляет 36 штук
  • Количество одновременно наводимых ракет составляет 72 штук
  • Время развертывания комплекса из походного состояния в боевое составляет в среднем 5-10 минут
  • Время приведения средств комплекса в боевую готовность составляет 3 минуты
  • Наработка средств комплекса до капитального ремонта составляет 10 000 часов
  • Эксплуатационный срок службы наземных средств составляет не менее 20 лет
  • Эксплуатационный срок службы зенитных управляемых ракет составляет не менее 1 года.

Зенитная ракетная система С-400

Устройство ЗРК С-400

Зенитная ракетная система С-400

В состав комплекса С-400 входят:

  • Средства управления 30К6Е включают:
    • РЛС обнаружения 91Н6Е;
    • пункт управления 55К6Е.
  • Зенитные ракетные комплексы 98Ж6Е в составе (до 6 шт.):
    • РЛС управления 92Н2Е;
    • Зенитные ракеты 48Н6Е3, 48Н6Е2, 48Н6Е существующих ЗРК С-300, включая ракеты 9М96Е2 и 9М96Е и ракета 40Н6Е сверхбольшой дальности;
    • Пусковые установки 5П85СЕ2 и/или 5П85ТЕ2 (до 12 шт.).
  • Опционально придаваемые средства:
    • передвижная вышка 40В6М для специального антенного поста 92Н6Е;
    • всевысотная РЛС 96Л6Е.

Зенитная ракетная система С-400

Особенности конструкции ЗРК С-400

  1. С-400 «Триумф» создана на основе передовых научно-технических достижений, с использованием прогрессивных технологий и перспективной элементной базы. Все процессы работы полностью автоматизированы. Обнаружение, сопровождение, распределение целей, их захват, опознавание и сопровождение, выбор типа ракет, готовка к пуску, пуск, наведение ракеты на цели, оценка итогов стрельбы выполняются высокопроизводительными компьютерами командного пункта. КП С-400 может выполнить интегрирование ЗРС в структуру любой системы ПВО.
  2. С-400 установлен на колесных шасси высокой проходимости, допускающие перевозку воздушным, водным и железнодорожным транспортом. Самоходная пусковая установка (облегченная на автомобильных шасси и тяжелая высокой проходимости) обеспечивает транспортировку и пуск любых типов ЗУР. На облегченной СПУ (шасси «КамАЗ») устанавливают блок из 12 малогабаритных ЗУР. На тяжелой СПУ устанавливают до 4 стандартных ТПК, где размещается по четыре типа 9М96Е2 и 9М96Е средней дальности или по одной новой ЗУР.
  3. ЗРК оснащены четырехкоординатными моноимпульсными секторными многофункциональными РЛС 92Н2Е. Используется комбинированная система управления ЗУР, которая состоит из инерциальной системы управления на основной траектории, а также головок самонаведения (ГСН), вступающих в действие на участке сближения. На этапе инерциального управления это позволяет освободить каналы радиолокатора от функции сопровождения, увеличив тем самым число одновременно обстреливаемых и сопровождаемых целей. Использование головок активного самонаведения также освобождает МФРЛС от подсветки цели и сопровождения на участке самонаведения. Это расширяет возможности радиолокатора. Предусматривается использование в ракетах комплексированных перспективных активно-полуактивных ГСН, имеющих и пассивный канал приема, они выполняют поиск и по частоте принимаемого сигнала и по угловым координатам.
  4. В отличие от зарубежных аналогов, 9М96Е2 и 9М96Е применяют «холодный» вертикальный старт, то есть перед запуском маршевого двигателя ракеты выбрасываются на высоту свыше 30 метров из контейнера. Во время подъема на эту высоту ракета при помощи газодинамической системы постепенно склоняется в сторону цели. При запуске маршевого двигателя применяется инерциальное управление с радиокоррекцией на первоначальной и средней траектории полета (это обеспечивает максимальную помехозащищенности). При непосредственном перехвате цели применяется активное радиолокационное самонаведение. Перед точкой встречи ракеты с целью при необходимости маневрирования может использоваться режим «сверхманевренности» — применяется газодинамическая система управления. Такая система позволяет увеличить аэродинамическую перегрузку за 0.025 секунд на величину в 20 единиц.

Видео о С-400

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий