Пассажирский самолет Boeing 737

Boeing 737 классифицируется как пассажирский самолет с узким фюзеляжем и турбовентиляторными двигателями. На сегодняшний момент он держит статус самой массовой гражданской машины. В марте 2020 года в ангарах компании был собран 10-тысячный экземпляр, при этом компания имела очередь еще из 4,5 тысяч заказов.

Взлет 737-го
Взлет 737-го

Старт производству машины был дан в 1967 году. Сейчас по статистике в мировом воздушном пространстве постоянно находится около 1200 737-х, в минуту на посадку заходит 12 самолетов.

Под индексом Boeing 737 выпускается не просто одна модель, а более десятка.

История разработки пассажирского самолёта Boeing 737

Разработка нового самолета рассматривалась как возможность заменить машины 60-х годов:

  • BAC 1-11;
  • DC-9.

Они предназначались для полетов на малую дистанцию и имели небольшую вместимость. Нужна была техника, способная на большее, так как рынок гражданской авиации постоянно рос.

На разработку был объявлен конкурс, и «Боинг» первое время сильно отставал от конкурирующих фирм. Чертежи появились в тот момент, когда прочие участники конкурса уже проходили сертификацию. Однако отдел продаж прогнозировал создание около 600 новых машин для рынка и разработку форсировали.

Процесс был ускорен за счет заимствования части решений с уже существовавших на тот момент моделей компании:

В частности, форма фюзеляжа 737-го была позаимствована у этих самолетов. Тем не менее первые испытания были провалены: при воздействии на несущие элементы, 95-процентной нагрузкой оторвало крыло.

Перепроектировка позволила создать новое крыло, которое отличалось большим запасом прочности, а также могло поднять машину на коротких взлетно-посадочных полосах. Кроме того, увеличилась крейсерская высота полета, выросла эффективность в отношении потребления горючего. За счет использования опыта предыдущих разработок и ряда их решений удалось минимизировать сроки разработки и затрачиваемые средства.

Кабина пилотов Boeing 737
Внутри кабины пилота

Полученный образец инженерной мысли имел важное преимущество перед конкурентами: кресла располагались по 6 в ряд (у прочих — 5), что значительно увеличивало вместимость.

В начале 1965 г. было объявлено о завершении стадии проектирования. Полученная машина имела следующие черты:

  1. Пассажировместимость увеличилась с 60-ти планируемых до 103 мест;
  2. Элероны 727-го, привод которых шел от двойной гидросистемы;
  3. Идентичными с 727 были рули высоты, направления, щитки Крюгера и предкрылок;
  4. С 707-м была идентичная система установки наклона стабилизатора, которая имела ручное резервирование.

Увеличить вместительность самолета попросила Lufthansa, которая первой закупила новинку. С момента окончания разработки было сразу заказано 22 новых «Боинга» модели 100, а весной United Airlines заказала еще 40, но уже модели 200.

В ангарах компании первый самолет был собран в январе 1967.

Описание и техническая характеристика

Самолет представляет собой низкоплан, оснащенный двумя двигателями. Крыло стреловидное, хвостовое оперение однокилевое. Под крыльями располагаются турбовентиляторные двигатели, которые при полной загрузке машины подняты над взлетно-посадочной полосой всего на 460 мм.

Двигатель 737-го
Двигатель 737-го

Система кондиционирования воздуха задействует вспомогательную силовую установку и моторы.

Воздух необходим для выполнения следующих задач:

  • кондиционирование жилых зон;
  • снижение температуры установленного оборудования, обдув;
  • для антиобледенительной системы крыльев, двигателей;
  • используется при запуске двигателей.

Роль кондиционера выполняет система кондиционирования СКВ, у которой предусмотрено два канала. Воздух из салона допускается применять для рециркуляции.

Удлиненные версии (737-400, -800 и -900 СКВ) имеют салон большего объема, что потребовало изменения СКВ. Она имеет в этих моделях две температурные зоны в салоне, контроль температуры происходит с задействованием более совершенных устройств.

Двигатели Classic и Next Generation оснащены воздухозаборниками, форма которых отлична от круга. Кроме того, агрегаты двигателя размещены в наплывах крыльев.

Boeing 737-900
Boeing 737-900

Электроснабжение самолета делится на два типа:

  • первичное;
  • вторичное.

Первый тип основан на системе из двух генераторов переменного тока, которые связаны с двигателями. Они выдают напряжение 115 В и частоту 40 Гц. Мощность установок — 40 КВА, синхронно работать они не способны.

Вторичная система электроснабжения выдает напряжение 28 В, а за выработку энергии отвечают три выпрямителя и аккумулятор большой емкости. При необходимости на 737 «классик» можно установить генераторы постоянной частоты и переменных оборотов.

Описанная схема применяется на моделях «Original» и «Classic», но на серии NG электроснабжение осуществляется по иному принципу:

  • изменены принципы распределения;
  • установлены новые генераторы;
  • установлена еще одна батарея;
  • стрелочные приборы на панели управления электрикой заменены цифровыми.

Генераторы скомбинированы с приводом постоянных оборотов, мощность которого составляет 90 КВА.

Система управления полетом самолета «Боинг» 737 так же включает первичную и вторичную. Первая состоит из тяги с тросами, дублирует ее бустерное управление, имеется возможность перехода на безбустерную схему. На поведение машины в воздухе влияют рули высоты и направления, а также элероны. Направление не имеет ручного способа контроля, руль управляется основным приводом либо аварийным.

Салон Boeing 737
Внутри салона 737-го

Вторичная система имеет следующие узлы:

  • три внешних предкрылка от пилонов секции;
  • предкрылки Крюгера на двух внутренних секциях;
  • трехщелевые, двухсекционные закрылки;
  • 5 секций спойлеров включают полетные и наземные, они задействуются в соответствующих условиях;
  • переставной стабилизатор.

Серия NG отличается удлиненными на 5,5 метров крыльями, что позволило усовершенствовать систему управления, добавив по секции спойлеров и предкрылков. Также в конструкции применены новые закрылки – двухщелевые.

Топливная система задействует пространство центроплана, крыльев и багажных отсеков.

Вместимость и расход зависит от модели:

  1. 737 Original вмещает 12,7-15,6 тонн (зависит от опций и модификации);
  2. 737 Classic вмещает 16,2 т;
  3. 737 NG вмещает 20,8 т, увеличена емкость баков в центроплане;
  4. 737 BBJ может оснащаться дополнительными баками суммарным объемом до 37,7 т.

Надо отметить, что системы аварийного слива нет, потому при экстренной посадке необходимо сделать несколько кругов над аэродромом для выработки горючего либо экстренно приземляться с превышением массы.

Boeing 737-100
Boeing 737-100

Шасси машины имеет классическую схему — три опоры, передняя из которых является рулевой. Каждая стойка оснащена двумя колесами, которые убираются в ниши на центроплане, но не закрываются створками. Это портит аэродинамику, но значительно упрощает компоновку гидравлики.

Летные характеристики Boeing 737

Конкретные характеристики машины зависят от модели и класса, к которому она принадлежит. Неизменными для всех остается только ширина фюзеляжа и салона.

Технические характеристики:

737-100 737-200 737-300 737-400 737-500 737-600 737-700 737-800 737-900 737-900ER
Длина корпуса, м 28,63 30,53 33,25 36,40 31,01 31,24 33,63 39,47 42,11 42,11
Размах, м 28,35 28,88 34,32
Высота фюзеляжа, м 11,23 11,07 12,67 12,62
Ширина, м 3,76
Ширина внутри салона, м 3,54
Высота внутри салона, м 2,19 2,11 2,20
Предельное количество мест 103 133 149 168 132 130 149 189 189 215
Скорость (крейсерская), км/ч 817 807 852
Минимальная скорость полета, узлов 350 350 330
Дальность на одной заправке, км 2592 3518 4176 3815 4398 5648 6230 5765 5800 5925
Дистанция перегона, км 3148 4444 6670 5000 5200 5648 6230 5765 5800 5925
Потолок, км 10,67 10,7 11,3 11,3 12,5 12,5 12,5 12,5 12,5
Дистанция разбега до взлета, км 1,29 2,058 2,012 2,356 1,86 1,799 1,677 2,241 2,408 2,45
Длина пробега, км 1,18 1,35 1,4 1,54 1,36 1,34 1,43 1,63 1,7 1,75
Максимальная масса на взлете, тонн 44 45,36 56,47 62,8 52,4 56,2 70,1 79 74,4 74,4
Масса снаряжённого лайнера, тонн 26,6 27,2 31,5 33,2 31,3 36,4 37,6 41,4 42,9 44,7
Запас горючего, тысяч литров 13,4 13,1 20,1 20,1 20,1 26 26 26 26 26

Отличия от описанных могут иметь военные модификации, которые предназначены для обучения экипажей, для транспортных и разведывательных целей. Имеются многофункциональные версии, способные решать большой круг задач.

Схема салона и расположение мест

Рассмотрим у «Боинга» 737 схему салона на примере 800NG. Кресла располагаются в 6 рядов — по три, разделенные проходом. Имеется три туалета, два из которых находятся в хвостовой части. Там же находится большая кухня, еще одна в передней части самолета, она поменьше. Выходы находятся по два спереди и сзади, аварийные примерно посередине между креслами для пассажиров — их четыре, разделены рядом кресел.

Схема салона Boeing 737
Распределение мест в салоне

Распределение мест следующее:

  • Между передними входами и аварийными находится три ряда ABC и DEF, разделенные проходом. В первой группе 42 кресла, из которых 3 с увеличенным местом для ног, 3 с неоткидывающимися спинками. Во второй группе 39 кресел;
  • Между аварийными выходами еще 6 мест с увеличенным пространством для ног;
  • В задней части две одинаковые группы по 51 месту.

Точная компоновка пространства зависит от конкретных пожеланий заказчика. Конфигурации варьируются в зависимости от модели. Максимальная вместимость варьируется от 103 до 200 мест в МАХ-9.

Безопасность полетов на самолёте

Самый опасный момент за весь полет авиалайнера – это взлет и посадка. Масса на взлете существенно не влияет на характеристики машины, но учитывается при разбеге. Если есть перегруз, то полоса должна быть существенно длиннее, чем при минимальной массе.

Встречный или попутный ветер при взлете не играет особой роли, учитывается только боковой: он не должен превышать 19 м/с, иначе возрастает риск смещения массивной техники к боковой стороне взлетно-посадочной полосы.

Посадочная масса очень важна: допустимое значение для самолета «Вoeing» 737 800 составляет 65,3 т.

На данный момент,  потеряно более 200 самолетов. Первая катастрофа произошла в США (Филадельфия), взлет был отменен по ошибке, было решено, что отказали двигатели. После этого шина выкатилась за пределы взлетно-посадочной площадки.

За все годы суммарно погибло 5386 человек в авиакатастрофах. Террористические акты с участием 737-х, в частности, попытки угона, совершались 115 раз, при этом 326 человек погибло.

Больше половины катастроф произошло с семейством «Ориджинал» 100 и 200

Одно из последних неприятных событий произошло в Соединенных Штатах. При посадке самолет выкатился с полосы и съехал в реку. К счастью, никто не пострадал.

Достоинства и недостатки Боинга

Учитывая многолетний опыт полетов, эксплуатации и модернизации авиалайнеров Вoeing, инженерам удалось устранить все серьезные недостатки. В основном нюансы касаются сервиса и прочих субъективных моментов.

Преимущества «Боингов» следующие:

  1. Салон эргономичен, качественно оснащен и удобен в эксплуатации для пассажиров и персонала;
  2. Взлет и посадка проходят легко и с максимальным комфортом;
  3. Компании, использующие машины, поддерживают высокий уровень сервиса.

Из недостатков выделяют:

  1. Пилоты не получают данные об угле атаки, несмотря на оборудование флюгарками. Эти данные могут играть важную роль при сомнениях относительно достоверности высотных и скоростных показаний компьютера, если при вводе значений веса произошла ошибка, когда пилотам приходится выруливать из сложных положений в воздухе или при отказе механики;
  2. Снижается безопасность за счет отсутствия ограничения в случае превышения допустимых температур газов за турбиной;
  3. При выпущенных закрылках поперечная устойчивость чрезмерна. Это снижает комфорт при полете в неспокойных условиях.

Другой немаловажной проблемой является ненадлежащий уход за техникой, что вызывает снижение комфорта и рост рисков, особенно с увеличением сроков эксплуатации.

Модельный ряд Boeing 737

Авиалайнеры выпускались и выпускаются в виде 4-х семейств, в каждом из которых есть как минимум две модели.

Original

Первое семейство именуется «Ориджинал» — это основа, с которой началась эпоха перелетов 737-х. Здесь две версии — 100 и Вoeing 737 200.

Boeing 737-100

Это машина 1965-69 годов, которая вмещала не более 103 пассажиров. «Сотка» стала базой для всего семейства лайнеров.

Boeing 737-200

Машина была увеличена на 2 метра и смогла вмещать больше пассажиров и летать на большие дистанции. Ее выпуск стартовал в 1967 году и продлился до конца 80-х.

Boeing 737-200
Boeing 737-200

Classic

Семейство Вoeing 737 classic уже разнообразнее и включает сразу три версии самолета.

Boeing 737-300

У «classic» 300 фюзеляж был дополнительно увеличен в длину, что позволило добавить пассажирские места. В эксплуатации находится с середины 80-х.

Boeing 737-300
Boeing 737-300

Boeing 737-400

В этой версии корпус продолжил удлиняться, что потребовало переработки конструкции системы кондиционирования. Взамен компании получили еще больше мест для клиентов.

Boeing 737-400
Boeing 737-400

Boeing 737-500

По сравнению с 300-й, модель стала короче, зато дальность полета выросла на 5,2 тысячи км.

Boeing 737-500
Boeing 737-500

New Generation

Дальнейшее развитие самолета привело к появлению семейства NG, представленным уже пятью версиями.

Boeing 737-600

Этот «Боинг» стал первой модификацией в семействе. Рассматривался в момент появления как альтернатива 500. Однако популярности не получил, так как не отличался экономичностью.

Boeing 737-600
Boeing 737-600

Boeing 737-700

Стал более успешным по сравнению с предшественником, так как имел большую дальность полета и пассажировместимость. Данная модель выпускалась в виде еще более «дальнобойной» версии с индексом ER в наименовании.

Boeing 737-700
Boeing 737-700

Boeing 737-800

Эта машина пришла на замену 300-й модели, фюзеляж удлинен, вмещает 190 человек.

Boeing 737-800
Boeing 737-800

Boeing 737-900

Самая длинная версия семейства – 42 метра, количество мест – 190.

Boeing 737-900ER

На базе предыдущей версии создан лайнер, вмещающий 215 человек. Дальность полета увеличена.

MAX

Это новое поколение 737-х. Первый самолет заказчик получил только в 2017 году.

Boeing 737 MAX 7

Эта версия пришла на замену модели 700 и 700ER. В отличие от предыдущих поколений, немного изменился планер самолета, что касается всего поколения.

Boeing 737 MAX
«МАКСы» на производстве

Boeing 737 MAX 8

Данный вариант предназначен для тех компаний, которые использовали «боинг» 737 800. На «МАКСах» появились новые, более мощные и современные двигатели.

Boeing 737 MAX 9

Это самолет заменяет модель 900ER.

Boeing 737 MAX 10

Новая машина, самая большая и вместительная в семействе, первые образцы должны поступить заказчикам в 2020 году.

Таким образом, история славной машины продолжается. Вскоре из ангаров будут выпущены самые большие MAX!

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий