Самоходное артиллерийское орудие «Нона»: история создания и описание

Нона

На протяжении большей части своей истории Советский Союз обладал сильнейшими воздушно-десантными войсками в мире. Это была настоящая элита вооруженных сил, и руководство страны очень серьезно относилось к их комплектации и вооружению. ВДВ планировали использовать в качестве одного из основных инструментов превентивного удара по Западу. Десантники прекрасно показали себя во время подавления пражского восстания в 1968 году и в 1979 году в Афганистане.

ВДВ комплектовалось не только самым отборным человеческим материалом, но и имела на вооружении специальные виды боевой техники. Серьезные наступательные операции в тылу противника (именно так планировали использовать ВДВ в случае глобального конфликта с НАТО) требовали серьезной боевой мощи, которую, конечно же, не могли обеспечить БМД и стрелковое оружие. ВДВ были необходимы самоходные артиллерийские установки, которые можно было бы десантировать вместе с бойцами парашютным способом.

Работы над подобной артиллерийской системой начались в середине 60-х годов. В этот период десантники получили новые самолеты Ан-8 и Ан-12, способные брать на борт более габаритные и тяжелый грузы.

Разработка самоходной установки для «крылатой пехоты» продолжалась более десяти лет, ее результатом стало появление САО 2С9 «Нона» — уникального самоходного артиллерийского орудия, до сих пор не имеющего аналогов в мире. Орудие 2С9 способно выполнять работу гаубицы, пушки и миномета.

САО 2С9 «Нона» и сегодня используется российскими вооруженными силами, также она стоит на вооружении еще нескольких армий мира. С момента начала серийного производства «Ноны» было выпущено 1432 единицы (в том числе и модификации 2С9-1) этого самоходного орудия. Сегодня 750 машин стоят на вооружении ВДВ РФ (500 – на консервации), 30 самоходок используется морской пехотой, еще некоторое количество САО находится на вооружении российских пограничных войск.

«Нона» принимала участие в нескольких вооруженных конфликтах и прекрасно показала себя. Машина пережила несколько модернизаций, последняя из которых была проведена в 2003 году. Несмотря на свой немалый возраст, «Нона» и сегодня не имеет аналогов в мире. Последние модификации этого самоходного орудия оснащаются современными системами управления огнем, спутниковой навигации и связи.

Нона

История создания

Согласно советской военной доктрине 50-60 годов именно воздушно-десантные войска должны были использоваться для наступления после нанесения ядерных ракетно-бомбовых ударов по противнику. Но ВДВ СССР того времени мало чем отличалось от воздушно-десантных дивизий и корпусов времен войны и нуждались в реорганизации.

Недостаточной была и огневая мощь десантников, они были вооружены САУ АСУ-57 и АСУ-85, основной задачей которых была борьба с танками противника. Кроме того, эти установки можно было десантировать только посадочным способом, что полностью исключало фактор внезапности.

Еще одной причиной начала разработки новой артиллерийской системы для десантников стало появление новых военно-транспортных самолетов с большей грузоподъемностью: Ан-8 и Ан-12. Поэтому в 1964 году начались исследования относительно характеристик новых видов боевой техники для воздушно-десантных войск. Среди них были и артиллерийские установки. Выяснилось, что максимальная масса боевой машины не должна превышать десяти тонн вместе со средствами десантирования. Кроме того, военные требовали, чтобы новая машина была маневренной и имела защиту от оружия массового поражения. Ничего похожего на вооружении советских сухопутных сил не было — САУ нужно было создавать с нуля.

В середине 60-х начались работы над 122-мм самоходной артиллерийской установкой «Фиалка» на базе БМД-1 и самоходным минометом «Ландыш». Также для ВДВ проектировали несколько легких танков, вооруженных 100-мм пушкой. Однако все вышеперечисленные проекты имели серьезные недостатки, поэтому они так и не были приняты на вооружение. Например, ходовая часть БМД-1 просто не выдерживала отдачу мощного 122-мм орудия.

Примерно в это же время на вооружение был принят десантный бронетранспортер БТР-Д. Его ходовая часть была на один каток длиннее, чем у БМД-1, что позволяло ему выдерживать более серьезные нагрузки. Именно БТР-Д стал основой для новой артиллерийской системы. Новую САУ решили вооружить уникальным 120-мм нарезным орудием, которое появилось в результате совместной работы конструкторов из ЦНИИ Точного машиностроения и специалистов Завода №172 («Мотовилихинские заводы»).

Новая САО получила название 2С9 «Нона-С». Первый опытный образец был создан в 1976 году, а в 1980 году начались войсковые испытания машины. Они были признаны успешными и в том же году САО 2С9 «Нона» была взята на вооружение.

Серийный выпуск самоходной установки был развернут на Мотовилихинских заводах и продолжался до 1989 года. Еще в 1979 году из опытных машин был сформирован первый дивизион. В 1985 году была проведена первая модернизация «Ноны», новая модификация получила название 2С9-1 «Свиристелка».

В 2003 году была проведена еще одна модернизация, новая самоходная установка получила индекс 2С9-1М. Она получила новую автоматическую СУО, систему спутниковой навигации, а также систему, позволяющую каждой «Ноне» вести полуавтоматический огонь в составе дивизиона.

Нона

Описание самоходного орудия

Самоходное орудие 2С9 «Нона» имеет корпус, сваренный из листов алюминиевой брони. В целом он напоминает конструкцию бронетранспортера БТР-Д и защищает экипажа от огня стрелкового оружия.

Переднюю часть машины занимает отделение управления, в центре которого расположено место механика-водителя, слева от него находится место командира САО. Для каждого из них предусмотрены люки в крыше корпуса.

В средней части «Ноны» находится боевое отделение, со 120-мм орудием 2А51, установленным в башне на крыше корпуса. Также в нем расположен боекомплект и места для наводчика и заряжающего. В горизонтальной плоскости орудие 2С9 может поворачиваться в диапазоне углов от −35 до +35 градусов.

В кормовой части «Ноны» находится силовое отделение.

120-мм нарезное орудие 2С9 является главной «изюминкой» этой артиллерийской установки. Оно может выполнять функции гаубицы, пушки и миномета. Длина ствола составляет 24,2 калибра, затвор копирного типа с пластическим обтюратором пороховых газов, который одновременно выполняет функции досылателя. Наличие досылателя значительно упрощает работу заряжающего, особенно во время выстрелов «по-минометному».

«Нона» может использоваться для решения различных задач. Орудие способно вести борьбу с танками и другой бронетехникой противника, уничтожать его оборонительные укрепления и живую силу. Подобная универсальность является следствием широкой номенклатуры боеприпасов, которую может использовать орудие 2С9.

САО «Нона» может вести огонь 120-мм снарядами и минометными минами. Основным видом боеприпаса для этой артиллерийской системы являются осколочно-фугасные снаряды 3ОФ49. Максимальная дальность стрельбы этими боеприпасами составляет 8,855 км. На снаряд может быть установлен обычный контактный взрыватель или радиовзрыватель. Также орудие может использовать активно-реактивные снаряды 3ОФ51. Такой снаряд имеет реактивный двигатель, что увеличивает дальность стрельбы до 12,8 км. На этот вид боеприпасов также могут быть установлены различные типы взрывателей.

Для орудия 2А51 разработаны корректируемые снаряды «Китолов-2», которые предназначаются для поражения бронетехники противника, его артиллерийских батарей, укрытий, а также живой силы противника. Вероятность поражения цели при стрельбе корректируемыми боеприпасами составляет 0,8-0,9. Достоинством снарядов «Китолов-2» является то, что они могут поражать технику противника в ее верхнюю, самую незащищенную часть.

Входят в боекомплект «Ноны» и обычные кумулятивные снаряды 3БК19, способные прибивать 600 мм гомогенной брони.

«Нона» может использовать все виды мин для 120-мм минометов, включая осколочные, зажигательные, дымовые и осветительные. Более того, данная артиллерийская система может использовать любые 120-мм мины иностранного производства, что очень важно для десантников, которые часто ведут боевые действия в тылу противника.

Еще одним достоинством САО «Нона» является небольшая минимальная дальность стрельбы: для снарядов – 1,7 км, а для мин – 400 м.

Для наблюдения за обстановкой командир самоходного орудия имеет три прибора ТНПО-170А, у наводчика для стрельбы с закрытых позиций есть панорама 1П8 и прицел 1П30 для ведения огня прямой наводкой. Еще два прибора наблюдения ТНПО-170А установлены в задней части башни. САО «Нона» комплектуется радиостанциями Р-123М или Р-173, которые работают в УКВ-диапазоне.

На «Ноне» установлен V-образный дизельный двигатель 5Д20 с четырьмя цилиндрами с газотурбинным наддувом. Его мощность – 240 л. с. Двигатель может работать на различных видах дизельного топлива.

Трансмиссия – механическая, с четырьмя передними и одной задней передачей. Максимальная скорость «Ноны» по шоссе составляет 60 км/ч.

Ходовая часть артиллерийской установки представляет собой переделанное шасси бронетранспортера БТР-Д. Ведущие колеса находятся сзади, направляющие – в передней части машины. Также в состав ходовой входит шесть пар обрезиненных опорных катков. Подвеска гидропневматическая, каждый из опорных катков снабжен пневматической рессорой. Ходовая часть самоходного орудия позволяет машине изменять клиренс на 35 см.

Легкий и герметичный корпус позволяет «Ноне» преодолевать водные препятствия вплавь. В кормовой части машины находятся два водометных движителя, которые позволяют машине развивать на воде скорость 9 км/ч.

Самоходное орудие оборудовано фильтровентиляционной установкой.

САО «Нона», как и любой другой вид бронетехники, созданный для ВДВ, может десантироваться как посадочным способом, так и парашютным. Для этого можно использовать военно-транспортные самолеты Ан-12, Ан-22 и Ил-76. Десантирование производится с помощью реактивных парашютных систем ПРСМ-925 или бесплатформенных систем ПБС-925 с высоты от 500 до 4000 метров. Ан-12 вмещает две САО «Нона», Ил-67 – 3 машины, а Ан-22 – 4 самоходные установки.

Нона

Боевое применение

В 1981 году первая батарея, состоящая из шести самоходных орудий, была отправлена в Афганистан. Всего в афганской кампании участвовало около 70 самоходных установок «Нона». Их задачей была поддержка десантных подразделений на поле боя. САО 2С9 заменяли в частях ВДВ минометные батареи и дивизионы самодвижущихся пушек СД-44. Как правило, стрельба велась обычными гладкоствольными минометными минами. Война в Афганистане показала как достоинства «Ноны», так и ее недостатки.

Основным достоинством орудия была его универсальность и значительный угол возвышения орудия, позволяющий успешно поражать цели в гористой местности. Также «Нона» серьезно превосходила обычные минометы по своей подвижности, особенно на пересеченной местности.

Среди основных недостатков можно назвать быстрый износ ходовой части машины и небольшой боекомплект орудия.

В целом применение САО «Ноны» в Афганистане было признано успешным, что привело к разработке буксируемого орудия 2Б16 «Нона-К» в 1986 году.

Следующим серьезным испытанием для самоходного орудия стала первая чеченская кампания. «Ноны» активно использовались федеральными войсками. Во время ожесточенных боев за центр Грозного бойцы рязанского воздушно-десантного батальона смогли удержать свои позиции только благодаря поддержке дивизиона САО 2С9.

Еще одним примером эффективного использования 2С9 в том конфликте стали события зимы 1996 года. Колонна российских десантников попала в засаду в Шатойском районе, и отбить атаки сепаратистов бойцы смогли только благодаря огневой поддержке самоходных установок.

Во время выполнения миротворческой миссии под эгидой ООН территории Боснии и Герцеговины российские десантники участвовали в совместных учениях с американскими подразделениями. На вооружении воздушно-десантной бригады имелось несколько самоходных орудий 2С9. В ходе выполнения артиллерийских стрельб российские десантники показали высокий уровень подготовки, который по достоинству был оценен военным руководством США.

«Ноны» принимали участие и во второй чеченской кампании. К началу антитеррористической операции в Дагестане группировка ВДВ, развернутая в этом районе, имела от двенадцати до восемнадцати артиллерийских орудий 2С9.

Во время знаменитого боя у высоты 776 поддержка самоходных установок позволила нанести противнику весьма ощутимый урон. Всего по противнику было выпущено 1200 снарядов, благодаря отличной выучке артиллеристов и грамотным действиям разведки и корректировщиков огня больше всего сепаратистов погибло от огня артиллерии.

В настоящее время САО «Нона» используется в конфликте на востоке Украины. Данное самоходное орудие применяют обе противоборствующие стороны.

Нона

Общая оценка проекта

Если говорить об общей оценке данного проекта, то она, без сомнения, является положительной. Советская армия получила артиллерийскую установку с характеристиками, не имеющими аналогов в мире (как бы затерто это ни звучало). Советские ВДВ получили серьезное средство огневой поддержки, которое можно было десантировать парашютным способом вместе с войсками.

По своей универсальности «Нона-С» и сегодня находится вне конкуренции. Данное самоходное орудие успешно применялось в нескольких конфликтах и показало высокую эффективность в тяжелых условиях Афганистана и Кавказа. Недостатки, выявленные во время эксплуатации, нельзя назвать значительными.

На момент запуска установки 2С9 в серийное производство ни одна из армий западных стран не имела ничего подобного. Лишь в 1997 году в Германии был создан 120-мм самоходный миномет, но по целому ряду характеристик он уступал «Ноне».

В 1996 году на базе БМП-3 было создано еще одно самоходное артиллерийское орудие, способное выполнять работу гаубицы, пушки и миномета – САО «Вена». Только в 2007 году она прошла государственные испытания, а в 2010 – в войска поступила первая партия. В настоящее время САО «Вена» существует лишь в единичных экземплярах.

Нона

Технические характеристики

Ниже представлены ТТХ САО 2С9.

Масса, т 8,76
Длина, м 6,02
Ширина, м 2,63
Тип брони алюминиевая
Калибр / марка пушки 120-мм / 2А51
Боекомплект 25 на 2С9; 40 на 2С9-1 и 2С9-1М
Дальность стрельбы, км 0,04 — 12,8
Скорострельность, мин 6-8
Двигатель 5Д20
Мощность двигателя, л. с. 240
Скорость по шоссе / на плаву, км/ч 60 / 9
Экипаж, чел. 4