Обзор самолета Airbus A321

Самолёт Airbus A321 является удлинённой версией аэробуса A320. Разработан концерном Airbus в 1994 году. Производство и коммерческая эксплуатация лайнера продолжаются по сей день.

A321

Обзор салона

Пассажирский салон A321 может иметь различное количество мест в зависимости от компоновки. При двухклассовой компоновке (бизнес- и эконом-класс) самолёт имеет 185 пассажирских мест; при одноклассовой (только эконом-класс) — 220. Так как аэробусы A321 с двухклассовой компоновкой более распространены, то имеет смысл более подробно остановиться именно на этом варианте пассажирского салона.

Бизнес-класс располагается в передней части пассажирского самолёта Airbus A321 и занимает места с номерами рядов от 1 до 7 (согласно схеме пассажирского салона). Эти места отличаются большей комфортностью, большим расстоянием между креслами и более разнообразным, чем в эконом-классе, меню.

Лучшими в бизнес-классе, безусловно являются места, расположенные у иллюминаторов. Это объясняется тем, что они находятся не у самого прохода, и пассажиры имеют возможность лучшего отдыха в полёте и насладиться захватывающим видом из окна.

A321

Неудачными для бизнес-класса являются места, расположенные в первом и седьмом рядах согласно схеме. Неудобство мест первого ряда объясняется тем, что они располагаются вплотную возле туалета и служебных помещений, что будет являться причиной постоянного движения здесь пассажиров и обслуживающего персонала. Стоит добавить к этому постоянный звук дверей и освещение, которое работает даже в ночное время — и о полноценном и спокойном отдыхе можно забыть. Места седьмого ряда в бизнес-классе также имеют свои недостатки. Основным из них является расположение сразу за ними тонкой перегородки, отделяющей салон бизнес-класса от эконом-класса. По этой причине звуки из более шумного эконом-класса, несомненно, могут мешать пассажирам мест седьмого ряда.

Сразу за местами бизнес-класса располагается салон эконом-класса, характеризующийся одним центральным проходом и рядами сидений по схеме «3-3». Места эконом-класса, согласно схеме, занимают ряды с 8 по 31. Эконом-класс обладает удобными мягкими сиденьями, способными раскладываться на определённый угол. Расстояние между креслами в этом классе не такое большое, как в бизнес-классе, и составляет примерно 80 см.

Лучшими для эконом-класса являются места, расположенные в 8 ряду. Таковыми они являются ввиду своего расположения. Так, перед этими местами располагается лишь перегородка, разделяющая бизнес- и эконом-классы, а значит, расстояния для ног здесь более чем достаточно. Также одними из лучших являются места, находящиеся в ряду 20 (согласно схеме) и обозначенные литерами A и F. Это объясняется отсутствием впереди них мест, что обеспечивает большее пространство для ног.

Самыми неудачными для эконом-класса являются места, расположенные в рядах 18 и 19, так как они расположены возле туалетов и служебных помещений. Это же можно сказать и о местах ряда 31, возле которых очередь в туалет практически постоянна и не позволяет пассажирам этих мест нормально отдохнуть в полёте. Поэтому при бронировании мест на самолёт вышеозначенные места будут отнюдь не лучшим выбором.

A321

Модификации Airbus A321

Существуют две модификации A321. Это – Airbus A321-100 и Airbus A321-200.

A321-100 является первым вариантом аэробуса A321, разработанным в 1993 году. Первый полёт модификации был осуществлён в марте 1993 года, и в том же году самолёт Airbus A321-100 был сертифицирован. С 1993 же года и началось его серийное производство. Силовая установка модификации представлена двумя двигателями CFM56 (обозначение A321-110) или V2500 (обозначение A321-130). Серийное производство продолжается с 1993 года.

Airbus A321-200 является модификацией аэробуса A321, имеющая увеличенную взлётную массу, а также дальность полёта. Изначально вариант создавался в качестве конкурента среднемагистральному самолёту Boeing-757-200. Разработка Airbus A321-200 началась в 1994 году и завершилась в 1996 сертификацией данного варианта. Первым заказчиком A321-200 является немецкая авиакомпания «Аэро Ллойд», заказавшая самолёт ещё в 1995 году, во время его разработки. Серийное производство аэробуса A321-200 было начато в 1996 году и продолжается до сих пор.

A321

Характеристики самолёта

Airbus A321 является узкофюзеляжным среднемагистральным пассажирским самолётом. Особенностью лайнера является то, что в его конструкции на 20% применяются композитные материалы. Это позволило существенно увеличить прочность корпуса аэробуса A321, особенно при перегрузках и неблагоприятных метеоусловиях.

Также на самолёте Airbus A321 используются французские комплексы авионики EFIS, обеспечивающие предупреждение неисправностей двигателей и бортовых электронных систем. Дополнительно электроника на борту A321 обеспечивает пилотов необходимой аэронавигационной информацией, что существенно снижает вероятность отклонения самолёта от курса, а также обеспечивает более уверенное управление аэробусом в сложных условиях полёта.

Размеры
Длина, м 44,5
Размах крыльев, м 34,1
Высота, м 11,8
Площадь крыла, кв.м 122,4
Масса
Макс. взлетная масса, кг 83 000 — 93 500
Макс. посадочная масса, кг 73 500 — 77 800
Масса пустого, кг 48 100
Макс. масса без топлива, кг 71 500
Макс. коммерческая загрузка, кг 23 400
Емкость топливных баков, л 23 700 — 29 680
Лётные данные
Дальность полета с макс. загрузкой, км 5 000 — 5 500
Макс. крейсерская скорость, км/ч 840
Максимальная скорость, км/ч 890
Потолок (макс. высота полета), м 11 900
Длина разбега, м 2 180
Длина пробега, м 1 580
Двигатели CFMI CFM56-5A/5B,
2 x 13600-15000 кгс
IAE V2500-A5,
2 x 13600-15000 кгс
Пассажирский салон
Кол-во кресел (одноклассовый) 220
Кол-во кресел (двухклассовый) 185
Ширина салона, м 3,7

Достоинства и недостатки Airbus A321

Основным достоинством аэробуса A321 являются его достаточно высокие, даже по прошествии более 20 лет с начала эксплуатации, лётно-технические характеристики. Так, его высокая грузоподъёмность и пассажировместимость по меркам среднемагистральных самолётов являются более чем приличными. Ещё одной положительной чертой в имидже данного лайнера является большой простор его пассажирского салона, что позволяет пассажирам спокойно отдыхать в полёте. Высокая звукоизоляция салона аэробуса A321 также, несомненно, является важным его достоинством. Вкупе с очень удобными и мягкими пассажирскими сидениями, всё это позволяет сделать вывод о том, что салон самолёта является поистине комфортабельным для спокойного и уютного перелёта.

Однако то, что Airbus A321 был разработан и пущен в серийное производство более 20 лет назад (особенно его модификация A321-100), делает некоторые технические решения, использованные при проектировке самолёта, полностью устаревшими. В этой связи у самолёта в настоящее время имеется много конкурентов, соперничать с которыми с каждым годом ему всё сложнее.

A321

Заключение

Airbus A321 эксплуатируется с 1993 года и по сей день. Нет смысла доказывать, что лишь хорошие машины способны удерживаться на авиалиниях столь длительное время. Тем не менее, с появлением более мощных самолётом концерна Airbus, конец дней этой «рабочей лошадки» всё ближе.