Ан-148 — технические характеристики и описание самолета

Ан-148 – ближнемагистральный пассажирский самолёт с узким вытянутым фюзеляжем, разработанный авиационным научно-техническим комплексом (АНТК) им. Антонова.

Ан-148

Пассажирский салон самолёта рассчитан на перевозку от 68 до 85 пассажиров и разделён на бизнес- и эконом-класс. Схема салона бизнес-класса предполагает наличие от 8 до 10 мест, причём в каждом ряду, справа и слева от прохода, находится по два места. Что касается салона эконом-класса, то его схема предусматривает более узкий центральный проход, поскольку здесь с одной его стороны размещается по три посадочных места, а с другой – по два. Тем не менее, компоновка пассажирского салона Ан-148 выполнена согласно международным стандартам и соответствует по комфорту современному уровню магистрального лайнера. Наиболее удачными и комфортными в салоне бизнес-класса являются места в самом первом ряду. Это объясняется тем, что у них имеется большее расстояние для ног, да и спинку сидения никто на Вас не опустит. Как и в бизнес-классе, в салоне эконом-класса места в первом ряду также являются наиболее удобными и комфортными по тем же самым причинам. Также весьма удачными местами эконом-класса являются места у иллюминаторов, которые, стоит отметить, у Ан-148 весьма большие, светлые и удобные.

Ан-148

Менее удачными в салоне Ан-148 являются, естественно, места у центрального прохода. Так, снующий туда-сюда персонал и пассажиры могут создать существенные неудобства для пассажиров, находящихся на данных местах. И, наконец, наиболее неудачные места в салоне самолёта – места, примыкающие к центральному проходу в заднем ряду. Это объясняется их непосредственной близостью к туалетным комнатам, ввиду чего здесь могут возникать очереди, а также располагающимся рядом отделением для персонала, что также может стать причиной различных неудобств. Эти места – наименее приоритетны при покупке, и бронировать их следует лишь в случае, если других свободных мест попросту не осталось.

Ан-148

История создания, модификации и характеристики

Ещё в 90-х годах прошлого века АНТК им. Антонова приступил к разработке нового лайнера, способного заменить устаревшие советские пассажирские самолёты: Ту-134, Ан-24, Як-40, Як-42. Проектированием новой модели самолёта занимался коллектив специалистов под руководством П. Балуева. Вскоре был спроектирован самолёт, получивший наименование Ан-74. Однако данный самолёт был спроектирован исключительно как транспортно-грузовой самолёт и для перевозки пассажиров не годился.

Именно с целью создания пассажирского ближнемагистрального лайнера работы над Ан-74 продолжились. Новая модель получила рабочее название Ан-74-68. К 2002 году основная разработка самолёта была завершена, и началось производство первых трёх его прототипов. Уже в следующем, 2003 году, начались мероприятия по подготовке производства самолёта. Изначально планировалось, что серийное производство лайнера будет осуществляться в Харькове и Воронеже. Первый прототип самолёта был полностью готов лишь в 2004. В декабре того же года этот самолёт (уже с новым обозначением – Ан-148) впервые поднялся в небо. Второй прототип самолёта был полностью завершён лишь весной 2005 года и сразу отправлен на испытания.

Эксплуатация самолёта Ан-148 началась в июне 2009 года. На сегодняшний день эксплуатантами самолёта являются три страны: Россия, Украина и КНДР. Также один Ан-148 был заказан Кубой.

Говоря строго научным языком, Ан-148 – это самолёт, имеющий конструкцию свободнонесущего высокоплана с цельнометаллическим фюзеляжем типа монокок. Силовая установка лайнера представлена двумя двигателями Д-436-148.

Ан-148

Существует 11 модификаций самолёта Ан-148:

  • Ан-148-100А – самолёт, обладающий малой дальностью полёта (до 2100 км) и рассчитанный на перевозку 70-85 пассажиров.
  • Ан-148-100B – самолёт с дальностью полёта до 3500 км и рассчитанный на 70-85 пассажиров.
  • Ан-148-100Е – самолёт с увеличенной дальностью полёта (до 4400 км) и рассчитанный также на 70-85 пассажиров.
  • Ан-148-100ЕА – самолет, имеющий дополнительно салон VIP-класса.
  • Ан-148-100ЕМ – самолёт типа «летающий госпиталь» для МЧС.
  • Ан-148-200 – самолёт, рассчитанный на 89 пассажиров.
  • Ан-148C – самолёт, имеющий грузовой боковой люк.
  • Ан-158 – самолёт с малой дальностью полёта (до 2500 км), рассчитанный на 99 человек (удлинённый фюзеляж).
  • Ан-168 – самолёт с большой дальностью полёта (до 7000 км).
  • Ан-168МП – самолёт патрульной авиации.
  • Ан-178 – транспортный самолёт на основе Ан-158.

Лётно-технические характеристики Ан-148:

Модификации самолёта
АН-148-100А АН-148-100В АН-148-100Е Ан-148С
Экипаж, чел. 2 пилота + 2 (3) бортпроводника 2 пилота
Пассажировместимость, чел. 80
Длина, м 29,13
Высота, м 8,19
Размах крыла, м 28,91
Площадь крыла, м2 87,32
Диаметр фюзеляжа, м 3,5
Ширина салона, м 3,13
Высота салона, м 2
Максимальная взлётная масса, кг 38550 41550 43700
Максимальный запас топлива, кг 12050 11700
Грузоподъёмность, кг 9680 10100
Количество и тип двигателей 2хТРДД Д-436-148
Тяга взлётного режима, кгс 6830
Тип ВСУ АИ-450-МС
Крейсерская скорость, км/ч 800—870
Практическая дальность (с 75-ю пассажирами), км 2100 3500 4400
Практический потолок, м 12200
Среднечасовой расход топлива, кг/ч 1550 1600 1650
Требуемая длина ВПП, м 1560 1800 1885
Эксплуатационные температуры (на земле), °C −55 …+ 45
Класс аэродрома «В»
Календарный срок службы, лет 30
Количество полётов 60000 40000 30000
Количество лётных часов 80000

Достоинства и недостатки

Основным достоинством Ан-148 является установленная на нём новейшая современная система авионики. Так, благодаря данной системе, самолёт уверенно ведёт себя в сложных метеоусловиях, а усовершенствованная система аэронавигации позволяет использовать его на высоконагруженных воздушных путях. Также лайнер имеет возможность автоматического захода на посадку, а также полёта по заданному маршруту.

Ещё одним существенным достоинством самолёта Ан-148 является комфортабельность его пассажирского салона, а также его низкая зашумленность от работающих силовых установок.

К недостаткам лайнера можно отнести лишь его «детские болезни», проявившиеся во время испытаний и в начальный период эксплуатации. Все они уже практически исправленные.

Ан-148

Заключение

Пассажирский самолёт Ан-148 – это современный лайнер российско-украинского производства. На сегодняшний день производство его осуществляется в Киеве и Воронеже (по украинской лицензии). Однако стоит заметить, что с 1 января 2018 года производство Ан-148 в Воронеже будет законсервировано, что может превратить самолёт в лайнер исключительно украинского производства.

Общие отзывы о самолёте характеризуют его как надёжный, удобный и малошумный лайнер. Действительно, его удачные аэродинамические характеристики подтвердились на испытаниях уже в 2004-2005 годах и с тех пор лишь совершенствовались. Пассажирский салон самолёта, спроектированный в соответствии с современными стандартами, обеспечивает комфорт пассажиров во время полёта, а грузовой отсек, находящийся в самом низу фюзеляжа, не нарушает центровку лайнера. Одним словом, Ан-148 – наиболее удачная разработка украинского авиастроения в период независимости, как по техническим характеристикам, так и по конструкции.