Ан-26 —обзор технических характеристик и модификаций самолета

В конце пятидесятых годов прошлого века в СССР возникла потребность в самолете для пассажирских перевозок на местных авиалиниях, кроме того, Министерство обороны страны нуждалось в легком транспортном самолете с газотурбинными двигателями. Работа была поручена киевскому конструкторскому бюро Антонова, которое уже имело опыт создания подобных машин. В 1957 году вышло постановление Совета Министров СССР, в котором КБ Антонова было предписано начать создание пассажирского самолета, с вместимостью 44 пассажира.

Ан-26

История создания

Новая машина получила обозначение Ан-24. Ее оснастили двумя турбовинтовыми двигателями. Первый Ан-24 отправился в первый полет в конце 1959 года, а через два года появилась модификация Ан-24Т, созданная для нужд военно-транспортной авиации. Надо отметить, что изначально Ан-24 имел огромный ресурс для дальнейшей модернизации и усовершенствования, об этом неоднократно заявляли ее создатели, включая руководителя КБ, Олега Антонова.

Ан-26

Однако, Ан-24Т не совсем устроил своих основных заказчиков – военных. Нареканий было несколько:самолет не обеспечивал десантирование легких грузов и техники, имел небольшую перегоночную дальность, отсутствие грузового люка не позволяло перевозить даже легкую броневую технику. Кроме того, пол грузового отсека был сделан из фанеры и очень быстро приходил в негодность.

В ответ на эти замечания КБ Антонова предложило внести усовершенствования в самолет. В частности, в задней части самолета оборудовали грузовой люк, установили на Ан-24 дополнительные топливные баки, увеличили полезную нагрузку самолета. Также был усовершенствован грузовой отсек. Военные остались довольны модифицированным самолетом, и Ан-24Т пошел в серийное производство. Его выпускали на авиазаводе в Иркутске, самолет активно использовали советские ВВС и гражданская авиация, он активно поставлялся за рубеж.

Ан-26

Однако, конструкция грузового люка не была совершенной и авиаконструкторы КБ Антонова предложили сделать глубокую модернизацию самолета. В новой машине планировали серьезно изменить носовую и хвостовую часть. В носовой части должна была появиться кабина штурмана, а в хвостовой части – полностью новый грузовой люк, состоящий из нескольких створок и позволяющий десантировать грузы и легкую боевую технику. Новая машина получила обозначение Ан-26. В 1966 году антоновцы начали работать над чертежами нового транспортного самолета.

Особое внимание уделили грузовому люку. Нижняя створка люка, которая обеспечивала герметичность отсека, при погрузке на земле превращалась в рампу, кроме того, она могла сдвигаться под фюзеляж и обеспечивать сброс грузов в полете и погрузку грузов с автомобиля. В ходе проектных работ взлетная масса Ан-26 увеличилась до 24 тонн, на самолет установили более мощные двигатели, были внесены изменения в форму фюзеляжа. Увеличилась вместимость грузового отсека.

Ан-26

Первый Ан-26 был готов 20 декабря 1968 года. Испытания самолета прошли нормально, в 1969 году Ан-26 был представлен на авиасалоне в Ле Бурже, где вызвал сильный интерес у специалистов и широкой публики. Первая серийная машина Ан-26 была выпущена в 1969 году на авиазаводе в Киеве. В 1970 году машина стала поступать на вооружение в военно-воздушные силы страны. Серийный выпуск Ан-26 продолжался вплоть до 1986 года.

Самолет сразу полюбился пилотам. Машина была проста в пилотировании, надежна, неприхотлива. Ан-26 прощал даже грубые ошибки в пилотировании. При этом машина имела высокие технические характеристики, ее мог пилотировать летчик не самой высокой квалификации. В случае отказа в полете одного двигателя, машина спокойно совершала посадку на другом. При этом самолет мог взлетать с любой площадки.

Ан-26

Ан-26 активно использовался во время афганской войны и в тяжелейших условиях показал свои лучшие качества. В Афганистане этот самолет принимал участие в снабжении войск, перевозил боевую технику и личный состав, его использовали как самолет радиоразведки, как ретранслятор радиосвязи. Несколько самолетов были сбиты душманами.

Активно использовался Ан-26 и в гражданских перевозках. В СССР были открыты несколько пассажирских линий, на которых работали эти машины. Особенно часто использовали этот самолет в Сибири и на Крайнем Севере. Его использовали как в пассажирских, так и в грузовых перевозках.

Ан-26

Описание

Ан-26, по сути, является глубокой модификацией Ан-24. Этот самолет создан по классической схеме, кабина пилотов расположена в носовой части фюзеляжа, а в задней находится грузовой люк. Крылья небольшой стреловидности расположены на большой высоте. Фюзеляж разделен на четыре отсека, большую часть фюзеляжа занимает грузовой отсек. Экипаж — шесть человек.

Сзади находится грузовой люк с рампой, имеется в наличии тельфер, предназначенный для погрузочно-разгрузочных работ.

Ан-26

Ан-26 имеет однокилевое оперение, шасси самолета выполнено по трехстоечной схеме и состоит из носовой и двух основных стоек шасси.
На самолете установлены два турбовинтовых двигателя АИ-24ВТ (винт имеет четыре лопасти) и дополнительный двигатель РУ-19А-300, который расположен в задней части правой гондолы основного двигателя.

Ан-26

Технические характеристики Ан-26

Размах крыла, м29,2
Длина крыла, м23,8
Высота самолета, м8,575
Масса самолета, кг
Пустого15850
Нормальная взлетная23000
Максимальная взлетная24000
Топливо, кг7080
Тип двигателя2 × ТВД АИ-24ВТ
Скорость
Максимальная скорость, км/ч540
Крейсерская скорость, км/ч435
Практическая дальность, км1100
Перегоночная дальность, км2660
Потолок, м7300
Грузоподъемность, кг5500
Вместимость пассажиров38 человек

Ан-26

Модификации самолета

Ан-26 до сих пор находится в эксплуатации. За долгие годы эксплуатации этой машины были выпущены ее многочисленные модификации, созданные для решения узкоспециализированных задач. Некоторые из модификаций самолета сделаны в ограниченных количествах, а то и в единственном экземпляре.

  • Ан-26 — базовая модификация.
  • Ан-26Б — гражданский транспортный самолёт для контейнерных перевозок.
  • Ан-26Б «Циклон» — самолёт для борьбы с грозовыми облаками.
  • Ан-26 «Вита» — медицинский самолет. Построена одна машина.
  • Ан-26Д — на самолет установлены дополнительные топливные баки.
  • Ан-26 — самолёт для ледовой разведки. Построен один самолет.
  • Ан-26П — пожарный самолет. Построено пять машин.
  • Ан-26РТР — самолёт для проведения радиотехнической разведки.
  • Ан-26РЭП — самолет радиоэлектронной борьбы.
  • Ан-26 «Сфера» — специальный самолёт для исследования свойств атмосферы. Построен один самолет.
  • Ан-26Ш — учебный самолёт.
  • Ан-26М — медицинский самолет.
  • Ан-26РТ — самолёт ретранслятор.
  • Ан-26-100 — пассажирский самолет, вместимость — 43 пассажира.
  • Ан-26ЛЛ «Стандарт» — самолёт-лаборатория для проверки работы оборудования аэродромов. Аналогов нет.
  • Ан-30 — самолёт для проведения аэрофотосъемки.
  • Ан-32 — самолет с двигателем увеличенной мощности, создавался для условий высокогорья и жаркого климата.
  • Y-7H (Y-14-100) — Ан-26, выпускаемый в Китае.

Видео о самолете Ан-26