Самолёт АТН-51 «Черная чума»

СМИ уже несколько лет сообщают о разработке конструкторами РФ нового истребителя с возможностями бомбардировщика. Машина получила индекс АТН-51 со зловещим именем «Черная чума».

АТН-51 «Черная чума»
АТН-51 «Черная чума» — один из вероятных концептов

Длительное время высказывания считались блефом, но достоверно известно о существовании подобных проектов у Советского Союза. Вполне возможно, что наработки инструкторов СССР использовались для создания нового поколения самолетов.

История разработки самолёта АТН-51 «Черная чума»

Актуальность новой боевой машины становится все более очевидной, так как противники РФ начинают предъявлять права на ресурсы, находящиеся в области Арктического шельфа. Право владения подводной континентальной частью Российская Федерация давно подтвердила, но интересы всех государств, чьи берега омываются Северным Ледовитым океаном, сейчас устремлены на ресурсы региона.

Однако росту напряжения можно быть благодарными, так как оно спровоцировало развитие военно-промышленного комплекса страны. Самолёт АТН-51 «Чёрная чума» является одной из разработок, которая поможет отстоять биологические ресурсы.

АТН-51
АТН-51 «Черная чума», общий вид

Новое поколение должно отвечать ряду параметров, планка была установлена высокая:

  • способность пролететь без дозаправки значительную дистанцию;
  • звуковой барьер нужно было превысить в несколько раз;
  • машина должна взаимодействовать с современным высокоточным вооружением, в том числе тяжелым, вплоть до боеголовок с ядерным зарядом;
  • двигатель должен быть очень мощным и надежным.

Несмотря на обстановку строжайшей секретности, о разработке нового поколения самолетов стало известно зарубежным военным. «Черная чума» — это наименование, присвоенное западными экспертами будущему самолету после изучения его предполагаемых характеристик. С новым истребителем Россия получит неоспоримое преимущество в воздухе, о чем сообщают западные военные аналитики.

«Черная чума» — самолет не только российской разработки. Предпосылки для разработки новой машины появились еще в 60-70-е годы прошлого века. В то время на орбиту стали регулярно отправляться спутники и станции, что делало все более реальной угрозу установки на подобные аппараты вооружения. Для борьбы с таким предполагаемым противником был разработан самолет МиГ-105.

Недостатком разработки была неспособность самостоятельно добраться до орбиты планеты. Для этой цели предполагалось использовать «разгонщика» — гиперзвуковой летательный аппарат, схожий по параметрам с АТН-51.

АТН-51, вид спереди
АТН-51 «Черная чума», вид спереди

В качестве силовой установки в этой машине использовался двигатель на жидком водороде. Так как горючее этого типа обладает очень малой плотностью (0,0898 кг/м3), удалось значительно увеличить крейсерскую скорость.

Конструкция фюзеляжа предполагала установку большого количества топливных баков, которые при необходимости менялись на вооружение.

Был создан макет и проведено глобальное тестирование в условиях стендовых испытаний. Проверка проводилась при скоростях в 4-5 МАХ и оказалось успешной, что было настоящим прорывом для того времени.

АТН-51 в бою
АТН-51 «Черная чума» в бою

Машина имела огромный потенциал, например, могла доставлять на орбиту целые модули для станций. Однако гиперзвуковой «разгонщик» оказался слишком дорог, так как его запуск стоил бы больше пуска Союза-21. На судьбе уникального самолета был поставлен крест из-за нерентабельности.

Основное предназначение

С начала 2020 в стране ведутся разработки новых ракет для оборонного комплекса. Среди них особое место занимают боеголовки с ядерным зарядом, которые рассматриваются в качестве возможного оснащения «Черной чумы». Это позволит совершать точечные удары огромной разрушительной мощности в глубоком тылу врага.

За счет высокой скорости самолет сможет выполнять практически любые задачи ПВО, в том числе по уничтожению высокоскоростных объектов.

Если ситуация с Арктикой не начнет проясняться, то новый самолет «Черная чума» сможет патрулировать эти участки. Функционал машины столь высок, что она рассматривается в качестве уничтожителя спутников.

АТН-51, пусковая установка
АТН-51 «Черная чума», аналог барабанной пусковой установки

Еще одним возможным направлением деятельности станет разгон и подъем «Глайдера Ю-71», который тоже находится на стадии разработки, а его возможное назначение — использование ракет «Сармат».

Описание конструкции самолёта

Найти достоверную информацию о конструкции и ТТХ «Черной чумы» не представляется возможным.

Однако существующие данные позволяют сделать вывод, что машина будет иметь следующие особенности:

  • крылья трапециевидной формы;
  • фюзеляж плоский, широкий, просматривается аналогия с технологией «Стелс»;
  • фонарь кабины остеклен только спереди, а сзади переходит в обтекаемый выступ корпуса.

Предполагается, что без дозаправки самолет сможет преодолеть 15 тысяч километров. На практике этого будет достаточно, чтобы вылететь на Севере России, долететь до Соединенных Штатов и вернуться обратно без пополнения запаса топлива.

Достичь таких показателей позволят топливные баки объемом в пределах 26-32 тонны.

В качестве силовой установки используется пара двухконтурных двигателей с управляемым вектором тяги. Предполагается разгон до максимума в 5400 км/ч и работа на высотах до 40 км.

Глайдер Ю-71
Глайдер Ю-71

Вооружение будет навешиваться на пусковой установке барабанной конструкции, так планируется разместить до 10 ракет для уничтожения воздушных целей.

Тактико-технические характеристики

Стоит отметить, что у «Чумы» есть конкуренты, в частности, секретный проект США — TR-3B Black Manta. К сожалению, даже приблизительных данных по этой машине нет, поэтому сравнить их с отечественной разработкой не получится.

ТТХ:

 Характеристика:  Значение:
Максимальная скорость полета, МАХ 4,5
Практический потолок, км 42
Наименование двигателя РДУВТ – 2 шт
Предельная дальность полета без дозаправки, км 15 000
Максимальный запас топлива, тонн 38
Количество ракет на борту До 14, различные классы

Учитывая секретный статус разработки, приведенные данные могут сильно отличаться от того, что сможет самолет в итоге. До сих пор подтвержденных сведений нет.

Достоинства и недостатки

Стоит отметить, что в сравнении со своим западным соперником, отечественная разработка использует более старые компоненты и начинку. Возможно, это сделано для удешевления, ведь очевидным недостатком самолета можно назвать стоимость. Точных данных нет, но машина такого класса не может быть дешевой.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий