Стратегический бомбардировщик США B-1B Lancer

B-1B Lancer

Rockwell B-1 Lancer («Улан») – американский стратегический сверхзвуковой бомбардировщик, созданный в период Холодной войны и до сих пор находящийся на вооружении ВВС США. Самолет имеет крыло с изменяемой стреловидностью.

При разработке этой машины реализовывалась концепция прорыва вражеской ПВО при полете на малых с огибанием рельефа местности. В конструкции этого самолета активно используются технологии снижения радиолокационной заметности («стелс»).

Бомбардировщик В-1 создавался в первую очередь, как носитель ядерного оружия, по замыслу разработчиков эта машина должна была заменить устаревший дозвуковой Boeing B-52 Stratofortress. После окончания Холодной войны эти боевые машины начали переоборудовать для применения обычных видов вооружения. В середине 90-х годов B-1В Lancer окончательно были выведены из состава стратегических сил США.

Модификация бомбардировщика В-1В принимала участие практически во всех конфликтах последних десятилетий, в которых были задействованы американские ВВС. За все время эксплуатации из-за технических неисправностей было потеряно десять самолетов, однако ни один из бомбардировщиков не был сбит противником. В-1В является обладателем нескольких рекордов по дальности, скорости и набору высоты. В настоящее время В-1В – это единственный самолет в американских ВВС с изменяемой геометрией крыла.

Всего было построено более сотни самолетов разных модификаций. В настоящее время ведутся работы над модернизацией B-1В Lancer.

B-1B Lancer

История создания

Работы над созданием нового сверхзвукового стратегического бомбардировщика начались в США еще в конце 50-х годов. Компания North American Aviation предложила заменить самолеты В-52 реактивным бомбардировщиком XB-70 Valkyrie. Этот самолет имел шесть реактивных двигателей, мог развивать скорость 3 Маха на высоте более 20 км. Подобные характеристики делали его практически неуязвимым для самолетов-перехватчиков и зенитных ракет СССР – основного потенциального противника Соединенных Штатов.

Однако уже к концу 50-х годов новейшие советские зенитные ракеты уже могли сбивать высокоскоростные цели, летящие на больших высотах, подтверждением чему стало сбитие самолета Гэри Пауэрса в 1960 году.

Американцам нужно было срочно менять тактику применения стратегических бомбардировщиков. Новым способом преодоления советской ПВО стал прорыв самолетов на малых и сверхмалых высотах. Такая тактика давала атакующим самолетам целый ряд преимуществ:

  • уменьшалось расстояние обнаружения бомбардировщика радарами;
  • зенитные ракеты на малых высотах обладали низкой эффективностью;
  • низколетящие цели очень тяжело определялись РЛС перехватчиков.

Однако XB-70 Valkyrie слабо подходил для полетов на малых высотах. Ему приходилось снижать скорость до дозвуковой, что значительно уменьшало радиус использования бомбардировщика. К тому же очень быстро совершенствовались межконтинентальные баллистические ракеты, поэтому значение стратегической авиации постепенно снижалось. В 1961 году президент Кеннеди распорядился закрыть программу «Валькирия».

Работы над созданием нового стратегического бомбардировщика начались в США примерно в середине 60-х годов (программа AMSA, позже ее переименовали в В-1). В 1969 году Министерство обороны США подготовило задание по новому самолету и отправило его в разные самолетостроительные компании. Победителем конкурса стала North American Rockwell.

B-1B Lancer

Загрузка...

Для проведения испытаний планировали построить четыре самолета. Первый полет нового бомбардировщика состоялся в декабре 1974 года, в 1978 году В-1 достиг скорости 2,2 Маха, а в 1979 году был готов предсерийный образец В-1. Однако еще за два года до этого американский президент Картер заявил о прекращении финансирования программы В-1. Несмотря на официальное закрытие, летные испытания самолета прекращены не были.

Программу В-1 спустя пять лет возобновил следующий президент США – Рональд Рейган. Уже в 1981 году было официально объявлено о планах закупки ста бомбардировщиков B-1В Lancer для ВВС США. Эта модификация несколько отличалась от первых четырех самолетов, созданных на первом этапе программы.

Новый самолет имел усиленную конструкцию шасси и планера, что позволило увеличить его максимальную взлетную нагрузку, нерегулируемые воздухозаборники, при изготовлении В-1В активно использовались технологии малозаметности «стелс». Были внесены изменения в отсек вооружения. Можно сказать, что на В-1В была в максимальной степени реализована концепция прорыва вражеской ПВО на малых высотах.

B-1B Lancer

Первый серийный бомбардировщик В-1В поднялся в воздух в 1984 году, а на следующий год эти машины уже начали поступать в войска.

Изначально основным вооружением самолета были аэробаллистические ракеты AGM-69 SRAM или ядерные бомбы разной мощности. Немного позже на бомбардировщике были установлены узлы подвески для стратегических крылатых ракет.

В 1992 году началась программа переоснащения В-1В более совершенными аэробаллистическими ракетами AGM-131A SRAM-2, однако она так и не была доведена до завершения.

В середине 90-х самолет был выведен из состава стратегических сил США, началось его переоборудование для использования обычных боеприпасов.

Из-за технических вопросов, связанных с невозможностью использовать обычные виды вооружения, бомбардировщики В-1В не участвовали в операции «Буря в пустыне» в 1990 году. Однако в следующей операции против Ирака («Лис пустыни», 1998 год) эти самолеты уже применялись, они нанесли несколько бомбовых ударов с больших высот.

ВВС США использовало B-1B Lancer для бомбардировки территории Югославии в 1999 году. Активно применялся «Улан» во время второй войны в Персидском заливе (2003 год). В-1В наносили ракетно-бомбовые удары по территории Ливии в 2011 году, в настоящее время эти самолеты применяются американцами для бомбардировок группировок Исламского государства в Сирии и Ираке.

Американцы планируют провести модернизацию бомбардировщиков В-1В, для того чтобы оставить эти машины в строю как минимум до 2038 года.

B-1B Lancer

Описание конструкции

В-1В выполнен по нормальной аэродинамической схеме, самолет имеет низкорасположенное крыло с изменяемой стреловидностью и высокорасположенное горизонтальное оперение. Компоновка В-1В – интегральная.

Фюзеляж самолета — полумонокок, с большим количеством шпангоутов и лонжеронов, его обшивка выполнена из алюминиевых сплавов. Фюзеляж разделен на пять основных секций.

Крыло самолета кессонное с двумя лонжеронами.

B-1B Lancer

Шасси В-1В – трехстоечное, главные стойки имеют по четыре колеса, передняя – два.

Самолет оснащается четырьмя двигателями F101-GE-102, установленными в мотогондолах под неподвижной частью крыла.

Экипаж бомбардировщика B-1B Lancer состоит из четырех человек: двух пилотов и двух операторов. Вход в кабину находится за передней стойкой шасси.

Основным оружием В-1В являются управляемые ракеты (восемь AGM-86B ALCM или двадцать четыре AGM-69А, AGM-131А класса «воздух-земля») или ядерные бомбы разной мощности. Вооружение размещается в трех бомбоотсеках на барабанных пусковых установках.

При создании самолета активно использовались технологии снижения его радиолокационной заметности. Уменьшение ЭПР бомбардировщика достигается за счет специальных радиопоглощающих покрытий, изменения конструкции мотогондол, металлизации остекления кабины, изменения наклона антенны РЛС и других конструкторских решений.

B-1B Lancer

Характеристики

Экипаж 4 чел.
Длина самолета 44,81 м
Высота самолета 10,36 м
Максимальная скорость 1328 км/ч
Практическая дальность 12000 км
Нагрузка на крыло 1194,1 кг/м2
Боевая нагрузка 56700кг
Двигатель 4 × ТРДДФ F101-GE-100

Загрузка...