Самолет Boeing 707 —краткий обзор и технические характеристики

Boeing 707 является четырёхдвигательным узкофюзеляжным пассажирским лайнером, а также одним из первых реактивных пассажирских самолётов в мире.

707-120

Краткий обзор самолёта

С аэродинамической точки зрения Боинг 707 представляет собой четырёхмоторный низкоплан. Крыло лайнера стреловидное, оперение — однокилевое.

Пассажирский салон Боинга 707 обычно имеет 2 класса (бизнес и эконом) или же 1 класс (только эконом). Так как самолёт является узкофюзеляжным, это означает, что места бизнес-класса располагаются, как правило, по схеме «2-2», а эконом-класса – по схеме «3-3». Таким образом, в зависимости от модификации самолёта или от варианта компоновки пассажирского салона Boeing 707 мог размещать от 110 до 202 пассажиров.

Силовая установка Boeing 707 представлена турбореактивными двигателями фирмы Pratt &Whitney JT3C-1, JT3D-3 или JT3D-7.

Boeing 707

История создания и использования

Во время Второй Мировой войны и во второй половине 1940-х годов компания Boeing специализировалась на разработке стратегических бомбардировщиков (самолёты фирмы обозначались литерой B:B-17, B-25 и т.д.) После войны перед фирмой встала острая необходимость перепрофилировать разработку самолётов в связи с уменьшенным спросом на военные самолёты, а также в связи с большими перспективами, которое могло бы открыть в 50-х пассажирское авиастроение.

В итоге в начале 1950-х годов начались работы по созданию реактивного пассажирского лайнера, имеющего общие черты, схожие с чертами стратегического бомбардировщика B-47 Stratojet. Разрабатывался новый самолёт в условиях строжайшей секретности и в связи с этим мало кто знал, что его обозначение было именно Boeing 707. В ходу тогда было наименование «367-80».

При разработке лайнера создателями был использован ряд нестандартных и новых по тем временам решений. Так, одним из них стало то, что двигатели самолёта устанавливались в отдельных специальных мотогондолах, что обеспечивало их надёжность и в то же время защищённость:при воспламенении одного двигателя шансы того, что огонь перекинется и на другой, стали практически равны нулю. Другим новшеством была установка двигателей самолёта непосредственно под крылом, что обеспечивало высокие аэродинамические свойства лайнера в целом.

Летом 1954 года самолёт 367-80 совершил первый полёт. Однако процесс испытаний лайнера, создание его новых (в частности, военных) модификаций несколько затянул начало коммерческого использования Boeing 707. В итоге серийное производство и эксплуатация самолёта были начаты в 1958 году.

Первоначально главными эксплуататорами самолёта были две американские авиакомпании:Trans World Airlines и PanAmerican. Они серьёзно увеличили парк своих лайнеров, что привело к стремительному росту спроса на пассажирские перевозки не только в США, но и во всём мире.

60-е годы XX века стали поистине звёздным часом для лайнера Boeing 707. Популярность самолёта росла, вскоре его начали заказывать и западноевропейские авиакомпании. Однако стоит отметить, что проникновение Boeing 707 на европейский рынок осложнялось тем, что здесь уверенно держали свою позицию самолёты DC-8 компании McDonnell Douglas. В основном это преимущество объяснялось лучшей репутацией компании над корпорацией Boeing, специализировавшейся в течение долгого времени исключительно на военных самолётах. Однако затем, после ряда улучшений и выпуска модификаций (в частности, 320B), Boeing 707 начал уверенно завоёвывать лидерство.

707-320

Конец 60-х – начало 70-х годов характеризуется высоким спросом на пассажирские авиаперевозки, в связи с чем популярность самолёта, а вместе с ней и количество заказов на него, стали падать. Также свою лепту внесла и разработка нового дальнемагистрального самолёта – Boeing 747, обладавшего большей пассажировместимостью и потенциалом для создания модификаций, хоть и несколько повышенным расходом топлива. Всё это привело к тому, что в 1978 году был выпущен последний серийный Boeing 707.

Всего за 20 лет производства было построено 1010 лайнеров Boeing 707, из них было потеряно 194 машины. Таким образом, из всего количества самолётов примерно каждый пятый был потерян. Это объясняется в основном техническим несовершенством лайнера, характерным для машин того времени, а также ошибками экипажа.

На сегодняшний день около ста самолётов всё ещё эксплуатируются, однако в основном это – грузовые модификации Boeing 707.

Модификации лайнера

Боинг 707 представлен множеством модификаций, как пассажирских, так и грузовых. Отдельно стоит учесть и военные модели Боинга 707, разработанные для нужд ВВС США.

  • Boeing 707-120 – базовая модификация самолёта, обладающая неплохой (по тем временам) пассажировместимостью (от 110 до 179 человек) и скоростью до 965 км/ч.
  • Boeing 707-220 – модификация Боинга 707 с более мощными двигателями и, как следствие, с несколько увеличенным расходом топлива. Всего произведено 5 самолётов данной модели. Также имеется модификация Boeing 707-220B.
  • Boeing 707-227 – модификация с увеличенной пассажировместимостью.
  • Boeing 707-320B – вторая основная модификация Боинга 707, обладающая увеличенными размерами, большей пассажировместимостью и оборудованная более мощными двигателями. Также для данной модификации были разработаны варианты Boeing 707-320 Intercontinental (с увеличенной дальностью полёта), Boeing 707-320B Advanced и Boeing 707-320C.
  • Boeing 707-420 – модификация лайнера Боинг 707, оснащённая двигателями фирмы Rolls-Royce.
  • Boeing 707-700 – модификация самолёта с удлинённым корпусом и увеличенной пассажировместимостью, а также большей дальностью полёта.
  • VC-137C – вариант лайнера, созданный в двух экземплярах и предназначенный для перевозок высшего руководства США.

Военные модификации Boeing 707 создавались в основном на базе модели 707-320:

  • E-3 Sentry – самолёт дальнего радиолокационного обнаружения.
  • E-6 Mercury – воздушный командный пункт управления и связи.
  • E-8 JSTARS – самолёт для ведения наземной радиолокационной разведки.
  • C-18 – военно-транспортная модификация Boeing 707.
  • EC-18B – самолёты-лаборатории, предназначенные для проведения испытаний зенитных и баллистических ракет.

e-6-mercury

Характеристики Boeing 707

Лётно-технические характеристики основных пассажирских модификаций самолёта Боинг 707:

Boeing 707-120BBoeing 707-320B
Размеры
Длина, м4446,6
Размах крыльев, м39,944,4
Высота, м12,712,7
Площадь крыла, кв.м226268,7
Вес
Макс. взлетная масса, кг116 700151 300
Макс. посадочная масса, кг86 200112 000
Масса пустого, кг58 70065 400
Макс. масса без топлива, кг77 10088 500
Макс. коммерческая загрузка, кг19 30023 400
Макс. запас топлива, кг65 70090 290
Летные данные
Дальность полета с макс. загрузкой, км6 7009 200
Макс. крейсерская скорость, км/ч965965
ДвигателиP&W JT3D-1,P&W JT3D-3,
4 x 7700 кгс4 x 8170 кгс
P&W JT3D-7,
4 x 8600 кгс
Пассажирский салон
Кол-во кресел (одноклассовая компоновка)174189
Кол-во кресел (двухклассовая компоновка)137141
Длина салона, м31,933,9
Ширина салона, м3,63,6
Высота салона, м2,42,4

vc-137c

Заключение

Boeing 707 был создан как нельзя кстати для своего времени – в тот момент, когда спрос на авиационные пассажирские перевозки начал расти быстрыми темпами. Это и позволило самолёту стать очень популярным в 1960-х годах. Однако появление новых моделей пассажирских лайнеров, а также техническая несовершенность Boeing 707 уже через 10 лет отодвинули его на второй план. Тем не менее, благодаря ряду интересных инновационных конструкторских решений, применённых в его разработке, Boeing 707 занял достойное место в истории авиастроения и авиаперевозок.