Фронтовой самолет бомбардировщик СУ-34

Основной задачей боевой авиации является нанесение ударов по врагу, уничтожение его живой силы, техники, укреплений, объектов инфраструктуры и других целей. Бомбардировщики разделяют на стратегические и тактические. В задачу последних входит нанесение ударов по переднему краю противника и в его ближайшем оперативном тылу.

Су 34

Сегодня граница между различными классами боевых самолетов сильно размыта. К тактическим бомбардировщикам можно отнести практически любой самолет, способный нести ракетное и бомбовое вооружение. Только самолеты стратегической авиации продолжают занимать довольно специфическую нишу. Провести четкую границу между штурмовиком, фронтовым бомбардировщиком и истребителем-бомбардировщиком иногда довольно сложно.

Очень часто задачи фронтовых бомбардировщиков выполняют истребители-бомбардировщики – многоцелевые самолеты, которые могут не только наносить бомбовые удары, но и вести воздушный бой. Новейшим фронтовым бомбардировщиком, который сравнительно недавно был принят на вооружение ВВС России, является самолет Су-34. По некоторым своим характеристикам эта машина является одной из лучших в мире.

Су 34

История самолета

В Советском Союзе к фронтовой авиации в конце 80-х годов прошлого века относились самолеты третьего поколения: Су-24, МиГ-27 и Су-17. Они были сделаны в 70-х годах, имели довольно неплохие технические характеристики, совершенное навигационное оборудование и системы прицеливания, эффективное вооружение. Однако, эти самолеты уже были устаревшими и не устраивали советское военное руководство. Поэтому в конце 80-х годов в ОКБ имени Сухого, на базе самолета Су-27 началась разработка нового фронтового бомбардировщика.

Су 34

Загрузка...

Разработка нового самолета началась в 1986 году. За основу был взят Су-27УБ (учебно-боевой), заводской индекс этой машины — Т-10В. Главным конструктором этого проекта был назначен Мартиросов. Разработчикам пришлось решать непростые и часто очень противоречивые задачи: в одном самолете требовалось соединить высокую маневренность и скорость с серьезной боевой нагрузкой и дальностью полета.

Базовый самолет Су-27УБ претерпел множественные изменения: на него сразу было установлено новое радиоэлектронное оборудование. Была изменена компоновка кабины: теперь два пилота сидели в кабине рядом, а не один за другим. Кроме того, была несколько изменена геометрия крыла, у самолета появился новый наплыв, были установлено переднее горизонтальное оперение. В новом самолете решили не применять регулируемые воздухозаборники. Новое размещение пилотов в кабине позволило улучшить эргономику, сделало более удобными дальние полеты. В 1988 году появился первый эскизный проект нового самолета.

Су 34

Для нового Су-34 была разработана система дозаправки в воздухе.

Военные были не в восторге от некоторых нововведений, которые конструкторы предусмотрели на новой машине, но все-таки они были внедрены в жизнь.

В 1990 году проектирование нового самолета было завершено, а в конце года был построен прототип машины. Однако, потом страна, в которой начинали строить этот самолет, исчезла с политической карты мира, и работы были надолго приостановлены.

Су 34

В 1992 году будущий фронтовой бомбардировщик Су-34 был показан журналистам. Серийный Су-34 поднялся в воздух в 1994 году на Новосибирском авиастроительном заводе, в следующем году машина была показана в Ле Бурже.

Государственные испытания Су-34 начались только в 2006 году, а завершены они были в 2011. В 2014 году бомбардировщик Су-34 приняли на вооружение Военно-воздушных сил России.

В 2015 году пятнадцать самолетов приняли участие в параде, в честь годовщины Победы во Второй мировой войне.

Су 34

Российские Военно-воздушные силы планируют закупить 124 самолета Су-34. Одна такая машина стоит порядка одного миллиарда рублей. НАРО имени Чкалова, где будут собираться самолеты, вложила серьезную сумму в модернизацию сборочной линии.

Общее описание

Фронтовой бомбардировщик Су-34 создан для нанесения бомбовых ударов в тактическом и оперативном тылу противника, в любых метеоусловиях, днем или ночью, в том числе, используя малые высоты. Также этот самолет может вести воздушный бой и уничтожать машины противника.

Самолет создан по нормальной аэродинамической схеме, с крылом среднего расположения и дополнительным передним горизонтальным оперением. Су-34 имеет два двух­кон­тур­ных тур­бо­ре­ак­тив­ных дви­га­те­ля с фор­саж­ны­ми ка­ме­ра­ми и двухкилевое вертикальное оперение. Хвостовое оперение – цельноповоротное.

Шасси самолета – трехопорное. Передняя стойка имеет два колеса, главные стойки оснащены четырьмя колесами.

Су 34

В передней части самолета находится РЛС, прикрытая ра­дио­про­зрач­ным об­те­ка­те­лем, а также кабина пилотов. В передней части машины установлена специальная штанга, которая используется для дозаправки в воздухе. Кабина пилотов защищена титановой броней, ее толщина – 17 мм. Также бронирован и основной топливный бак самолета. За ней расположен отсек с радиолокационным оборудованием. Вход в кабину расположен в нише носовой стойки шасси. Фонарь кабины открывается только для проведения технических работ. Вес бронированной кабины составляет 1,5 тонны.

В кабине предусмотрена зона отдыха, в которой есть аптечка, запас питьевой воды, микроволновая печь и биотуалет. В кабине установлены два ка­та­пульт­ных крес­ла, которые обеспечивают экстренную эвакуацию экипажа из самолета на всех скоростях и режимах полета. Каждый член экипажа имеет специальный спасательный набор, в который входит радиомаяк, спасательный плот, запас продуктов, снаряжение и медикаменты.

Хвостовая часть самолета Су-34 состоит из двух отсеков с двигателями, центральной и хвостовой балки.

Воздухозаборники двигателей – нерегулируемые, имеют прямоугольное сечение.

Су 34

На самолете установлены два двух­кон­тур­ных тур­бо­ре­ак­тив­ных дви­га­те­ля с фор­саж­ны­ми ка­ме­ра­ми АЛ-31Ф. Также есть и вспомогательная силовая установка. Каждый из двигателей оборудован независимой системой пожаротушения.

Истребитель-бомбардировщик имеет четыре топливных бака, с общей емкостью более двенадцати тысяч литров.

Радиоэлектронное оборудование представлено радаром заднего обзора, который позволяет выявлять цели в задней полусфере, а также оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, в его состав входят инер­ци­аль­ная на­ви­га­ци­он­ная сис­те­ма, с при­ём­ни­ком спут­ни­ко­вой на­ви­га­ци­он­ной сис­те­мы и сред­ст­ва­ми ра­дио­на­ви­га­ции.

Комплекс БРЭО Ш-141 включает в себя РЛС с фазированной решеткой, систему РЭБ и бортовой компьютер, который обрабатывает полученные данные. РЛС позволяет совершать полет на сверхмалых и малых высотах. Также на Су-34 установлено тепловизионные и телевизионные системы прицеливания, которые совмещены с лазерным дальномером-целеуказателем. БРЛС может вести сразу несколько воздушных целей (до десяти) и обнаруживать даже малоразмерные наземные цели на значительном расстоянии.

Су 34

Су-34 имеет 12 точек подвески. Самолет оснащен автоматической 30-мм пуш­кой ГШ-301 (бое­ком­плект 180 сна­ря­дов). На самолет могут быть установлены управ­ляе­мые, кор­рек­ти­руе­мые и не­управ­ляе­мые бомбы и ра­ке­ты весьма ши­ро­кой но­менк­ла­ту­ры.

Вот некоторые виды вооружения, которые устанавливаются на Су-34:

  • НУР различных калибров;
  • бомбы разных типов (34 х 100 кг, 22 х 250 кг, 12-16 х 500 кг);
  • управляемые ракеты типов (Х-25, Х-29, Х-31П, Х-59, Х-59М, «Альфа», «Яхонт», «Москит»);
  • корректируемые бомбы (КАБ-500 и КАБ-1500);
  • ракеты типа Х-59М;
  • бомбы КАБ-1500 (3 шт.);
  • радиобуи разных типов;
  • ракеты типа Р-27 (до 8 шт.);
  • ракеты Р-77 (до 8 штук) средней дальности;
  • ракеты Р-73 (до 6 штук) малой дальности.

Су 34

Оценки Су-34

Су-34 готовится стать основной ударной машиной российской армии. Он уже участвовал в реальных боевых действиях, во время грузинской войны в 2008 году. Однако, оценка этого самолета не совсем однозначна.

В 2008 году Су-34 не смог применять высокоточное оружие и наносил удары обычными бомбами и ракетами.

В современной войне одной РЛС для обнаружения и уничтожения целей явно недостаточно, что и показали события в Грузии и на Северном Кавказе. Для гарантированного обнаружения таких целей необходимы совершенные тепловизионные и телевизионные системы, а они у Су-34 не на высоте. В борьбе с высокотехнологическим противником РЛС Ш-141 самолета будет активно подавляться, да и она сама по себе является демаскирующим фактором.

Су-34 был одним из самых лучших машин в мире в конце 80-х годов прошлого столетия, однако сейчас многие его системы уже устарели. Этот самолет имеет мощное вооружение, но прицельный комплекс должен быть усовершенствован.

Су 34

В настоящее время Су-34 является наиболее продвинутым ударным самолетом России, и он должен заменить явно устаревшие Су-24.

Технические характеристики

Ниже указаны технические характеристики фронтового бомбардировщика Су-34.

Самолет Су-34
Год создания прототипа 1990
Годы серийного производства с 1993
Длина самолета, м 23,3
Размах крыла, м 14,7
Площадь крыла, м 62
Масса:
максимальная взлетная, кг 45 000
топлива во внутренних баках, кг 12100
боевой нагрузки, кг 8 000
Тип двигателей АЛ-31Ф
Тяга на форсаже, кгс 2×12 800
Максимальная скорость полета, км/ч 1 900
Максимальное число М 1,8
Максимальная скорость полета у земли, км/ч 1 400
Практический потолок, м 15 000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 7
Дальность полета с полной заправкой:
на большой высоте, км 4 000
у земли, км 1 400

Загрузка...