Узкофюзеляжный ближнемагистральный пассажирский самолет Ил-114

Ил-114 является турбовинтовым узкофюзеляжным ближнемагистральным пассажирским самолётом. Разработан опытно-конструкторским бюро Ильюшина в 1990 году.

Обзор самолёта и летных характеристик

Максимальная пассажировместимость самолёта Ил-114 составляет 64 человека (всё зависит от варианта компоновки салона и модели). Обычно самолёт имеет лишь эконом-класс с местами, расположенными по схеме «2-2» (как и указано на схеме пассажирского салона). При этом лучшими местами для бронирования билетов являются места первого, второго и девятого рядов (согласно схеме), а наихудшими — места рядов с номерами 16 и 17.

Ил-114

Аэродинамически самолёт Ил-114 представляет собой двухмоторный турбовинтовой низкоплан нормальной схемы. Оперение – однокилевое. Также интересной особенностью является и то, что корпус самолёта на 10 процентов состоит из композитных материалов, что положительно влияет на его прочность, надёжность и устойчивость, а также снижает массу самолёта.

Конструкция крыла позволяет Ил-114 использовать взлётно-посадочные полосы длиной до 1600 метров, а встроенные трапы дают возможность его использования и на необустроенных аэродромах.

Лётно-технические характеристики Ил-114:

  • Длина: 26,9 м.
  • Высота: 9,2 м.
  • Вес пустого: 15900 кг.
  • Размах крыла: 30 м.
  • Площадь крыла: 81,9 кв.м.
  • Потолок: 8000 м.
  • Дальность полета с максимальной загрузкой: 1500 км.
  • Двигатели: 2хP&WCPW127H.
  • Тяга: 2×2750л. с.
  • Количество пассажирских мест: 64 места.
  • Максимальный взлетный вес: 23500 кг.
  • Максимальный посадочный вес: 23500 кг.
  • Макс. коммерческая загрузка: 6500 кг.
  • Емкость баков с топливом: 8360 кг.
  • Длина разбега: 1400 м.
  • Длина пробега: 900 м.
  • Удельный расход топлива: 20.8 г/пас/км.
  • Часовой расход топлива: 590 кг.
  • Ширина салона: 2,3 м.

Ил-114

История создания самолёта и эксплуатация

Начало 80-х годов XX века для гражданской авиации СССР характеризуется прочным положением Ан-24 на внутренних ближних пассажирских рейсах. Однако ввиду того, что данный самолёт уже практически морально устарел и не соответствовал всё возрастающим требованиям и объёмам пассажирских авиаперевозок, в ОКБ Ильюшина было принято решение о начале разработки нового турбовинтового самолёта, который смог бы заменить Ан-24. Также, в случае успеха проекта, планировалось заменить новым самолётом и устаревшие Ту-134 и Як-40, также использовавшиеся в гражданском воздушном флоте СССР. В 1986 году Совет Министров СССР выпустил постановление о начале разработки такого самолёта.

Создание нового пассажирского самолёта, вскоре после начала разработок получившего название Ил-118, стимулировалась ещё и тем, что за рубежом также в это же время проектировались лайнеры подобного типа. Планировалось, что Ил-114 будет по возможности поставляться и странам социалистического лагеря.

К началу 1990 года первый образец Ил-114 был выпущен, и уже весной прошёл его первый полёт. В этом полёте машина зарекомендовала себя хорошо, и вскоре начались её испытания. При этом стоит отметить, что испытывался самолёт в различных климатических условиях, которые только могла предоставить Россия. Также Ил-114 демонстрировался на авиационных выставках, где был встречен положительно.

Ил-114

Однако ввиду недостатка финансирования, а также тяжёлой ситуации в стране, сертифицирован новый самолёт был лишь весной 1997 года. Первоначально планировалось запустить первую партию серийного производства Ил-114 в размере 100 машин. Однако в действительности по состоянию на 2012 год было произведено всего 20 Ил-114, из которых два вообще никогда не летали. Всё это произошло по причине того, что главный заказчик – авиакомпания «СЗАТК Выборг» — прекратила свою деятельность. После этого основным эксплуататором Ил-114 стала узбекская авиакомпания «Узбекские авиалинии», которая, по состоянию на 2014, имела в своём парке 7 самолётов.

В течение 2014-2015 годов осуществлялись попытки возобновления серийного производства Ил-114. Также летом 2014 года президент Российской Федерации В. В. Путин внёс предложение начать разработку нового турбовинтового самолёта, который должен был стать усовершенствованной модификацией Ил-114. Однако все попытки «реанимировать» самолёт потерпели фиаско (в основном – по причине больших затрат на возобновление производства и разработок) и были отклонены.

В конце 2020 – начале 2020 года появилась информация о возобновлении производства Ил-114 на заводе в Нижнем Новгороде в сотрудничестве с Ташкентским авиастроительным заводом. В течение всего 2020 года шли работы по проектированию и подготовке к серийному производству, которые закончились лишь осенью.

В качестве вывода можно отметить, что если финансирование программы по производству Ил-114, а также по созданию его новых модификаций не будет прекращено или урезано, то самолёт ожидают большие перспективы, причём как на отечественном рынке, так и за границей. Прежде всего это касается стран юго-восточной Азии и Латинской Америки. Последние новости лишь подтверждают то, что разработки новых модификаций Ту-114 будут возобновлены.

Ил-114-100

Модификации Ил-114

В настоящее время производилось или разрабатывалось (разрабатывается) 13 модификаций Ил-114.

  • Ил-114 – базовая модификация самолёта, оснащённая двигателями PW127H фирмы Pratt&Whitney.
  • Ил-114-100 – модификация самолёта с улучшенными характеристиками (повышенной эксплуатационной экономичностью и увеличенной дальностью полёта). Другое обозначение модели – Ил-114РС.
  • Ил-114-300 – модификация Ил-114, оснащённая более мощными двигателями (ТВ7-117СМ), а также усовершенствованной системой бортовой электроники.
  • Ил-114ЛЛ – модификация, оборудованная в качестве летающей лаборатории для испытаний радарных систем.
  • Ил-114М – модификация с более мощными двигателями ТВ7-117СМ и увеличенной взлётной массой. В настоящее время проектируется.
  • Ил-114МА – модификация, оборудованная двигателями фирмы Pratt&Whitney и обладающая увеличенной пассажировместимостью (более 70 человек). В проекте.
  • Ил-114МП – модификация Ил-114, переоборудованная в морской патрульный самолёт. Также может вести борьбу против торпедных катеров и подводных лодок противника. В настоящее время проектируется.
  • Ил-114П – патрульная модификация Ил-114, предназначенная для охраны водных рубежей. Оснащён комплексом «Стриж». Проектируется.
  • Ил-114ПР – модификация самолёта, оборудованная и предназначенная для ведения радиоэлектронной борьбы и разведки. В проекте.
  • Ил-114Т – грузовая модификация самолёта, оборудованная грузовой кабиной, а также имеющая увеличенную полезную нагрузку.
  • Ил-114ФК – модификация Ил-114, предназначенная для ведения разведки и работ по картографированию. В настоящее время разрабатывается.
  • Ил-140 – модификация, предназначенная для работ по обеспечению контроля над воздушной обстановкой. В проекте.
  • Ил-140М – вариант Ил-140 для нужд МЧС. В настоящее время находится в проекте.

Ил-114-300

Достоинства и недостатки Ил-114

Основным достоинством данного самолёта является его экономичность в обслуживании и эксплуатации, а также неприхотливость к качеству взлётно-посадочной полосы. Так, обладая устойчивым шасси и встроенным трапом, Ил-114 способен совершать рейсы даже в отдалённые уголки страны, благодаря чему очень быстро приобрёл уважительной прозвище «деревенского» самолёта.

Новейшая отечественная система бортовой электроники способна существенно облегчить работу экипажа, а также серьёзно увеличивает надёжность самолёта.

Главным недостатком пассажирского самолёта Ил-114 является именно экономический фактор. Будучи разработанным в конце 80-х – начале 90-х годов XX века, самолёт сегодня требует уже больших сумм на восстановление серийного производства, а также на разработку новых модификации, без которых он обречён на быстрое моральное устаревание.

Тем не менее, данная модель весьма удачна как для своего времени, так и для сегодняшнего дня.

Заключение

Ил-114 весьма удобный и неприхотливый скромный труженик пассажирских авиаперевозок. Его надёжность, удобство в эксплуатации и экономичность были по праву оценены авиакомпанией «Узбекские авиалинии», благодаря чему эти самолёты используются там до сих пор, в условиях засушливого климата Узбекистана. Если говорить откровенно, то этому самолёту просто «не повезло» — он появился в трудное для государства время, когда разваливались целые отрасли экономики, а уж до Ил-114 и подавно дела никому не было. Именно это и сыграло с самолётом злую шутку. Тем не менее, время покажет и прояснит дальнейшие перспективы Ил-114. И лишь в последнее время (осень 2020 года) новости о возможном перерождении этого самолёта радуют.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий