Ил-12 — обзор среднемагистрального пассажирского самолета

Ил-12 – среднемагистральный поршневой пассажирский самолёт, разработанный в 1945 году опытно-конструкторским бюро С. В. Ильюшина. Серийно производился в 1946-1949 годах.

Ил-12

История создания и эксплуатации Ил-12

Осенью 1943 года в ОКБ С. В. Ильюшина было принято решение о начале разработки пассажирского самолёта, который должен был быть оборудован 4 поршневыми двигателями М-88В (которые использовались и в Ил-4) и должен был заменить транспортно-пассажирские Ли-2 и Douglas DC-3, эксплуатируемые в СССР в тот период. Однако ввиду ряда недостатков подобной конструкции (в частности, неэкономичности и невысоких аэродинамических качеств) этот вариант был отклонён.

Впоследствии конструкция будущего самолёта (получившего название Ил-12) претерпела серьёзные изменения. Так, было решено отказаться от двигателей М-88В, которые были заменены на дизельные АЧ-31. Также было принято решение снабдить самолёт лишь двумя двигателями. Уже весной 1944 года компоновка и общая конструкция Ил-12 были утверждены С. В. Ильюшиным.

Первый опытный образец самолёта был построен в 1945 году, а летом того же года был осуществлён первый его полёт. Однако при этом был вскрыт ряд недостатков двигателей АЧ-31, и вскоре было принято решение сменить их на бензиновые поршневые АШ-82ФН, в связи с чем была изменена и конструкция самолёта.

Первый полёт Ил-12 с новыми двигателями состоялся в начале 1946 года, после чего начался этап государственных испытаний. Осенью того же года приказом Министерства авиационной промышленности СССР самолёт был запущен в серийное производство.

В начале следующего, 1947 года, были проведены эксплуатационные испытания Ил-12. По их итогам был сделан вывод, что Ил-12 достаточно прост в управлении, устойчив в воздухе, однако не имеет возможности осуществления продолженного взлёта. Тем не менее, уже летом того же года началась коммерческая эксплуатация самолёта.

На внутренних рейсах Ил-12 показал все свои сильные стороны, благодаря чему в 1948 году было решено начать его использование и на международных авиалиниях. При этом первым регулярным авиарейсом, на который был «поставлен» Ил-12, стал Москва-София. Вскоре после этого самолёт начал выполнять регулярные авиарейсы в столицы стран-участниц Варшавского договора, а также в Стокгольм, Хельсинки, Кабул и Тегеран.

Ил-12

Ещё одной проверкой Ил-12 «на прочность» стал самый его самый протяжённый рейс – Москва-Хабаровск. Данный рейс выполнялся за 28 часов, при этом осуществлялось 5 промежуточных посадок. Ещё одним серьёзным полем для деятельности самолёта стала Антарктида, где широко применялась его модификация Ил-12Т.

Однако уже в конце 1950-х годов начался закат эпохи самолёта. В основном это было вызвано тем, что спустя год после его разработки опытно-конструкторским бюро Ильюшина был создан улучшенный и более мощный пассажирский самолёт Ил-14, который и начал постепенно вытеснять Ил-12 из эксплуатации. Окончательно же Ил-12 был выведен из эксплуатации в Советском Союзе в 1968 году. Однако в Китае, куда самолёт некоторое время поставлялся, Ил-12 эксплуатировался вплоть до осени 1993 года.

Всего за период производства (с 1946 по 1949 годы) было построено около 660 самолётов Ил-12, из них в авиационных происшествиях и катастрофах было потеряно 37. Таким образом, при количестве потерянных машин в 5,5% от общего количества, самолёт Ил-12 является весьма надёжным и неприхотливым воздушным перевозчиком. Это также было отмечено в классификации НАТО, согласно которой этот самолёт имеет обозначение «Coach» — междугородный автобус.

Краткий обзор и лётно-технические характеристики Ил-12

Ил-12 представляет собой цельнометаллический низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Оперение самолёта однокилевое, а силовая установка представлена двумя поршневыми двигателями АШ-82ФН. Шасси Ил-12 имеет три опоры (носовая и две боковые, расположенные в нижней части гондол двигателей).

Лётно-технические характеристики самолёта:

Параметр Ил-12 1945 г. Ил-12 1946 г. Ил-12 1947 г. Ил-12 1950 г.
Двигатель 2 × АЧ-31 2 × АШ-82ФН
Мощность двигателя, л.с. 2 × 1900 2 × 1850
Тип воздушного винта (число лопастей) АВ-7Е (3) АВ-9Е (4)
Диаметр винта, м 4,4 4,1
Взлётная масса, кг 16000 16380 / 17250 17500 16100
Масса пустого самолёта, кг 11600 11280 / 11000 11350 11300
Коммерческая нагрузка, кг 2900 2565 3040 1740
Дальность полёта с коммерческой нагрузкой, км 1500 960 1150 1250 1500
Максимальная скорость на высоте (м), км/ч 445 (5000) 407 (2060) 398 (2050)
Крейсерская скорость, км/ч 325 350 / 347 344 330
Длина разбега, м 365 475 / 500 615 460
Длина пробега, м 450 563/700 700 600
Число пассажиров 27 27 32 18

Ил-12

Модификации Ил-12

Существуют четыре основные модификации Ил-12:

  • Ил-12 – базовая модификация самолёта, обычно имевшая пассажировместимость на 27 человек. Однако также выпускались варианты и с другими вариантами компоновки салона и, как следствие, с другим количеством пассажирских мест.
  • Ил-12Б – модификация Ил-14, оборудованная рядом улучшений конструкции, а также новой противообледенительной системой.
  • Ил-12Д – транспортно-десантная модификация самолёта. Предназначена для перевозки грузов массой до 3,7 тонн либо для возможности десантирования до 38 человек.
  • Ил-12Т – модификация Ил-12, предназначенная для перевозки грузов. Данная модель получила весьма широкое применение в Полярной авиации благодаря своей достаточно высокой грузоподъёмности и неприхотливости.

Достоинства и недостатки Ил-12

Ил-12 удалось достаточно быстро «завоевать» внутренние пассажирские авиалинии Советского Союза, а потом так же быстро и «обосноваться» на международных авиалиниях. Секрет его успеха был достаточно прост: данный самолёт был первым полностью пассажирским самолётом, разработанным и производившимся в СССР. Также неоднократно отмечалась простота в управлении Ил-12, благодаря чему он был доступен для освоения даже не самым опытным пилотам.

Дополнительно стоит отметить и большую надёжность самолёта, которая доказывается количеством авиакатастроф с его участием: всего пять с половиной процентов от общего количества произведённых Ил-12 было потеряно, что для того времени было достаточно хорошим показателем.

Благодаря Ил-12 началась новая эпоха в жизни поршневых самолётов. В частности, именно на его основе был разработан и запущен в серийное производство более совершенный Ил-14, который эксплуатировался на порядок дольше – аж до 1989 года.

Ил-12

Что касается недостатков самолёта, то основным из них является невозможность осуществления продолженного взлёта. Это означало, что в случае отказа одного из двигателей Ил-12 имел небольшие шансы приземлиться невредимым. Именно данный недостаток и стал основной головной болью опытно-конструкторского бюро С. В. Ильюшина при разработке Ил-14.

Также можно указать и на ряд сравнительно мелких недостатков конструкции машины. В частности это некоторые аэродинамические недостатки Ил-12, а также ошибки в конструкции створок его шасси.

Заключение

Ил-12 является первым послевоенным самолётом, разработанным в СССР для гражданских нужд. Благодаря этому самолёту опытно-конструкторское бюро С. В. Ильюшина получило первый практический опыт создания пассажирских самолётов, накапливавшийся с годами и с новыми разработками, что в конечном итоге, через годы, и привело к созданию намного более совершенных машин, таких как Ил-62, Ил-86 и Ил-96. А за Ил-12 навсегда закрепится звание «первенца» послевоенной пассажирской авиации ОКБ.

Загрузка...