Истребитель МиГ-23 —основные техниеские характеристики и применение в бою

Для улучшения летно-посадочных характеристик модели истребителя МиГ-21, ОКБ Микояна, в начале 1960-х годов начало разработку новой летной машины, характерной особенностью которой должно было стать крыло, способное изменять свою геометрию. Первый полет опытного образца — май 1967 года, первый серийный полет — май 1969 года. В советских ВВС в середине 1980-х годов МиГ-23 был самым востребованным многоцелевым истребителем и выпускался серийно.

Истребитель МиГ-23

Особенности конструкции

Схема проектирования МиГ-23 — высокоплан усовершенствованной аэродинамики с крылом изменяемой геометрии (стреловидностью) и цельноповоротным стабилизатором хвостового оперения. Крыло самолета стало подвижным. Летчик, в зависимости от полетных режимов, мог сделать его совершенно прямым или стреловидным, при этом убрав часть крыла в фюзеляж.

Само крыло скомпоновано из двух закрепленных на фюзеляже неподвижных частей и двух трапециевидных поворотных консолей. Изменение угла стреловидности поворотных консолей возможно в пределах 16-72°. Поворотный узел крыла и узел крепления подвижной консоли изготовлены из двух стальных штамповок и сварены по оси симметрии как кесонная сварная конструкция.

Истребитель МиГ-23

МиГи могли оснащаться крыльями трех различных модификаций. Крыло первого типа было оснащено подкрылками и имело сглаженную переднюю кромку. Следующая модификация не имела подкрылки и была выполнена с увеличенной хордой таким образом, что на передней кромке крыла появился «зуб», за счет которого стреловидность могла увеличиваться на 2° 40′. В чертежи третьего типа крыла был добавлен специальный отклоняемый носок и «зуб». Крылья всех типов имели двухсекционные интерцепторы и трех-или четырехсекционные закрылки.

Фюзеляж имеет полумонококовую конструкцию и делится технологическим разъемом на хвостовую и носовую части. Носовой отсек с бортовым радиоэлектронным оборудованием и кабина летчика выполнены герметизированными. На отъемной хвостовой части фюзеляжа находятся четыре воздушных тормоза.

Истребитель МиГ-23

Кабина пилота оснащена фонарем и смотровым прибором для заднего обзора ТС-27АМШ.

Самолет имеет форсажный турбореактивный двигатель Р-35-300 с тягой 13000 кг. Его конструкция и чертежи к ней были разработаны в АМНТК «Союз» (гл. констр. Хачатуров). Его основные технические характеристики:

  • максимальные скорости (у земли — 1350 км/ч, на высоте — 2500 км/час);
  • скороподъемность — 12900 м/мин;
  • дальность полета с тремя полными подвесными баками — 2360 км.

Воздухозаборники такой силовой установки выполнены боковыми и регулируются при помощи створок подвижных клиньев. Двигатель может выдерживать удары ракет ЗРК и боеголовок управляемых ракет «воздух-воздух».

Истребитель МиГ-23

Шасси выполнено трехопорным, причем передняя стойка (носовая опора) специально усилена и имеет два колеса КТ-152 с увеличенным диаметром (520 х 125 мм), а основные опоры были специально удлиненны на 175 мм и каждая оснащена одним колесом КТ-150Е с размерами 840 х 290 мм. Тормоза шасси дискового типа с пневмоприводом, колесная пневматика — бескамерные.

Вооружение истребителя МиГ-23

Пушечно-стрелковое вооружение представлено встроенной 23-мм двухствольной пушкой ГШ-23Л с боекомплектом — 260 патронов.

Истребитель МиГ-23

РЛС РП-21 дает возможность применять управляемое вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»:

  • ракет средней дальности Р-23Р и Р-24Р с радиолокационной системой наведения;
  • Р-23Т и Р-24Т с ТГС;
  • ракет ближней дальности Р-60 и Р-60М.

Для поражения наземных целей используют вооружение класса «воздух-поверхность». Это может быть:

  • управляемая ракета с наведение по лучу Х-23;
  • бомбы общим весом до 2000 кг;
  • HAR-пушечные контейнеры и HAR-блоки.

Применение Миг-23 в военных действиях

МиГ-23 и его различные модификации экспортировался в ВВС таких стран как:Ангола, Алжир, Куба, Болгария, Ливия, Египет, Германия, Ирак, Сирия, Индия, Вьетнам.

Истребитель МиГ-23

Первым крупным военным столкновением, где был применен самолет МиГ-23, стало воздушное сражение в июне 1982 между израильской и сирийской авиацией. Не только сирийские, но и израильские пилоты отмечали впечатляющие разгонные характеристики истребителя, легкость управления бортовым оборудованием, точную управляемость на больших углах атаки.

Данная модель истребителя с 1979 года масштабно применялась в ходе конфликта в Афганистане. Части советских ВВС укомплектованные самолетами МиГ-23, базировались на аэродромах Баграма и Кабула и решали оборонительные задачи при возможных действиях ВВС Пакистана. Достаточно успешное боевое применение МиГ-23 в высокогорных условиях, обеспечили уникальные взлетно-посадочные характеристики этой летной машины.

Истребитель МиГ-23

Истребители Миг-23 принадлежащие Ираку активно использовались в период вооруженного конфликта между Ираном и Ираком с 1980 по 1988 годы. Самолеты выполняли задание по перехвату иранских самолетов F-14A (Томкэт) и F-4, а также для нанесения ракетных и бомбовых ударов по наземным целям.

Еще одной из территорий где было боевое применение Миг-23 стала Ангола. Туда в 1985 году было направлено 50 Миг-23, которые пилотировались летчиками из Кубы. Их соперниками в воздухе выступали Mirage F1 и Mirage III Южно-Африканской республики. Ангольские ВВС одержали несколько воздушных побед показав серьезное превосходство в воздухе над противником.

Видео:истребитель МиГ-23