Многоцелевой истребитель СУ-30

Работы по созданию сверх маневренной, двухместной боевой машины были начаты в КБ Сухого с середины 1980-х годов. К осени 1988 года на Иркутском заводе ИАПО начались испытания первого образца. Модель Су-30 была принята на вооружение в 1992 году.

Истребитель СУ 30

Особенности Су-30 и его технические характеристики

Боевой истребитель Су-30 является двухместной вариацией Су-27 и имеет технические возможности для выполнения сложных полетов с большой продолжительностью и дальностью. Экипаж такой машины состоит из летчика который выполняет пилотирование и управление вооружением ближнего боя, и летчика-оператора, решающего вопросы навигации, наблюдения за воздушной обстановкой дальнего боя. Помимо этого, второй член экипажа контролирует системы дальнего радиолокационного обнаружения для наведения их на цели, а также имеет возможность управления групповыми боевыми действиями звеньев самолетов, количеством до 4 машин.

На Су-30 установлены новые системы оборудования позволяющие существенно расширить его технические возможности и характеристики. К ним относятся:

  • система полетной дозаправки топлива, оснащенная выпускаемой штангой находящейся в отсеке перед кабиной;
  • радиосистема дальней навигации и наведения;
  • телевизионный широкоформатный индикатор тактической обстановки для координации групповых действий;
  • улучшенная система жизнеобеспечения.

Истребитель СУ 30

Высокую боевую эффективность Су-30 определяют его высокие маневренные характеристики при любых погодных условиях, возможность обнаружения воздушных целей на большой дальности, а также его индивидуальные ТТХ:

  • размах крыла — 14,7 м;
  • длина/высота — 21,94 м/6,36 м;
  • взлетная масса нормальная/максимальная, кг — 18800/33000;
  • дальность полета, км с одной дозаправкой/без дозаправки — 5200/3500;
  • скорость подъема — 330 м/с;
  • практический потолок подъема — 19500 м.

На сегодня сверх маневренный истребитель Су-30 — один из основных экспортных товаров военно-промышленного комплекса России. Внимание к истребителю проявляют Индия (в 2015 году планируют закупку 126 самолетов модифицированных Су-30), Венесуэла, Ангола, Алжир, Ирак (по состоянию на начало 2015 года получили 5 самолетов), КНР.

Истребитель СУ 30

Компоновочные части Су-30

Новый истребитель Су-30 имеет интегральную компоновку и выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Фюзеляж интегрально сопрягается с крылом и состоит из таких основных частей:

  • головная часть выполнена как цельнометаллический полумонокок, где размещены отсеки БРЭО, РЛС, створка ниши передней опоры шасси, радиопрозрачный обтекатель и фонарь кабины экипажа;
  • средняя часть с основным несущим силовым агрегатом самолета — центропланом, выполненным в виде топливного бака-отсека, с силовым агрегатом гаргрот, технические возможности которого позволяют устанавливать в нем оборудование и линии коммуникаций, створки основных опор шасси, тормозной щиток;
  • хвостовая часть с двумя силовыми гондолами двигателей, хвостовыми балками, центральной балкой фюзеляжа, которая включает в себя задний топливный бак-отсек, центральный отсек оборудования, законцовку центральной балки с боковыми ластами и контейнером с тормозными парашютами;
  • регулируемые воздухозаборники размещены под наплывом крыльев и оснащены специальной выпускаемой сеткой, которая предотвращает попадание посторонних предметов в двигатели при взлете и посадке.

Истребитель СУ 30

Трапецевидное среднерасположенное крыло выполнено трехлонжеронным и имеет кесонную конструкцию. Его механизация состоит из отклоняемых флаперонов с площадью 4,9 м2 с функциями элеронов и закрылков, а также отклоняемых адаптивных двухсекционных носков с площадью 4,6 м2. Отклонения носков и выпуск флаперонов проводится при режимах взлет-посадка, либо при маневрировании, когда приборная скорость до 860 км/ч. Отделяемые консоли крыла имеют угол стреловидности 42°.

Убираемое шасси имеет усиленную конструкцию в расчете на большую взлетно-посадочную массу. Оно выполнено трехопорным, причем его основные опоры одноколесные, носовая — двухколесная.

Пилотская двухместная кабина Су-30 изготовлена по схеме «тандем» для двух летчиков и разделена на две части заднюю и переднюю. Обе части кабины полностью герметизированы и имеют общий для обоих специальный двухсекционный каплеобразный фонарь с большой площадью остекления и подвижным сегментом.

Истребитель СУ-30

В передней кабине установлены многофункциональные жидкокристаллические дисплеи с индикаторами отображающими прицельную и навигационную информацию и пультами управления на фоне лобового стекла. Рулевой рычаг управления имеет джойстики целеуказания и триммирования, переключатель выбора оружия с кнопкой стрельбы на обратной стороне.

В задней кабине самолета находится командир группы, место которого приподнято относительно передней кабины, что обеспечивает хороший обзор во все стороны обоих членов экипажа. Там же располагаются дублирующие рычаги управления самолетом и специальная аппаратура наведения и связи. Кабина оборудована телевизионным широкоформатным индикатором тактической обстановки, предназначенным для сбора всей необходимой тактической информации о характеристиках и координатах движения целей и местоположения в воздухе перехватчиков в группе.

Истребитель СУ 30

Двигатели Су-30

Силовая установка истребителя Су-30 состоит из двух турбореактивных двухкамерных двигателей АЛ-31Ф, которые обеспечивают ему скорость 2350 км/ч на большой высоте и 1350 км/ч у земли. Величина тяг при этом в режиме форсажа — 12500 кгс, в максимальном режиме каждый по 7770 кгс. Двигатель имеет модульную комплектацию и состоит из:реактивного, сверхзвукового сопла и форсажной камеры, 9-ступенчатого компрессора высокого давления, одноступенчатых турбин высокого и низкого давления, кольцевой камеры сгорания, наружного контура, 4-ступенчатого компрессора низкого давления с направляющим регулируемым аппаратом, промежуточного корпуса с центральной коробкой приводов.

Такие двигатели имеют характерную особенность — это уникальные лопатки турбины, имеющие совершенные эксплуатационные и механические характеристики. Они снабжены эффективной системой охлаждения и изготавливаются из жаропрочного монокристаллического сплава.

Истребитель СУ 30

Двигатели Су-37 могут работать в течение 20-30 секунд в режиме так называемого » масляного голодания» (когда после начала перевернутого полета давление масла падает до 0), в условиях воздействия отрицательных и около нулевых перегрузок. Чтобы повысить надежность подачи масла для смазки двигателя при таких режимах работы, конструкция маслобака системы смазки и масляная система были переделаны и усовершенствованны. Новый маслоблок в своей конструкции имеет гибкий заборник масла, отсек отрицательных перегрузок, циклонный разделитель воздуха и масла, клапаны суфлирования отсека отрицательных перегрузок.

Двигатели Ал-31Ф имеют автономную систему управления вектором тяги. Она работает на керосине, который отбирается из системы топливоподачи двигателя и не зависит от гидросистемы самолета.

Размещены двигатели в отдельных мотогондолах, что позволяет избегать им аэродинамического взаимовлияния.

Истребитель СУ 30

Особенности вооружения

Самолет Су-30 может нести вооружение состоящее из ракет и пушечно-стрелкового оборудования. Стрелковое вооружение установлено в наплыве правого крыла и представлено одноствольной скорострельной пушкой ГШ-301 с калибром 30 мм и боекомплектом в 150 патронов. Ракетное базируется на АКУ (авиационно-катапультных устройствах) и АПУ (авиационно-пусковых устройствах).

Управляемое вооружение состоит из ракет различных модификаций:

  • средней дальности класса «воздух-воздух» Р-27;
  • с радиолокационными полуактивными головками самонаведения Р-27Р;
  • с самонаводящимися тепловыми головками Р-27Т;
  • ближнего боя с тепловыми головками Р-73;
  • увеличенной дальности полета Р-27ЭР или Р-27ЭТ.

Ракетное вооружение может подвешиваться на 10 точках, 4 из которых расположены под консолями крыла, по 2-е находятся под:центропланами по схеме тандем, гондолами двигателя, законцовками крыла. Вес общей боевой нагрузки может быть — 8000 кг.

Истребитель СУ-30

Сегодня военные истребители Су-30 производит ОАО Корпорация «Иркут». Ею в 2015 году был заявлен выпуск 60 единиц боевой машины, часть из которых пойдет на оснащение авиабаз в Крыму.

Видео о СУ-30