Многоцелевой истребитель Су-35

Грозное вооружение ВКС России, пугающее летчиков НАТО — многоцелевой истребитель Су-35, обладающий большинством характеристик военных самолетов новейшего, пятого поколения.

Су-35

История разработки многоцелевого истребителя Су-35

Су-35 сконструирован на базе опытной модели Т-10, являясь преемником одноместного истребителя 4-го поколения Су-27 и предшественником пятого — Су-57. «Тридцатьпятку» относят к поколению 4++.

В 90-е годы прошлого века под наименованием «Су-35» Россия представляла публике на мировых авиавыставках Су 27М. Однако после изготовления всего трех серийных изделий, эта программа была упразднена из-за нехватки средств, вызванной экономическим кризисом. Зато в начале нулевых руководство государства и военного ведомства поставило перед авиаконструкторами «ОКБ Сухого» задачу более глубокой модернизации истребителя 4-го поколения, создания самолета, ни в чем не уступающего летательным аппаратам, находящимся на вооружении у стран НАТО.

Сборка первого прототипа под рабочим наименованием «Су-35БМ» (последние буквы означали «большая модернизация») началась в 2006 году. Изготовление как опытных образцов, так и серийных изделий поручено Комсомольскому-на-Амуре авиационному заводу им. Ю.А. Гагарина. Первую машину закончили в 2007, тогда же состоялась статическая презентация новинки на авиасалоне МАКС-2007. Многоцелевик повезли на выставку до старта летных испытаний, отложенных на 2008 г.

Су-35 на МАКС-2009
Взлёт Су-35 для демонстрации посетителям МАКС-2009

19 февраля 2008 модернизированный реактивный истребитель с турбодвигателями производства «НПО Сатурн» наконец взмыл в атмосферу с аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова (г. Жуковский), пилотируемый Заслуженным летчиком-испытателем Сергеем Богданом, впоследствии ставшим Героем России.

Дальнейший путь — от начала воздушных испытаний и до принятия в эксплуатацию:

  • 20 февраля 2008 — самолет Су-35 продемонстирован посетившему Жуковский президенту России — Верховному главнокомандующему ВС РФ Владимиру Путину и первому замглавы правительства Виктору Зубкову;
  • 7 июля 2008 — премьерный демонстрационный полет, прошедший удачно;
  • 2 октября 2008 — взлёт с авиазаводского аэродрома, начало испытаний второго экземпляра, включившие более 20 вылетов;
  • 18 августа 2009 — во время МАКС-2009 подписан самый крупный в истории современной РФ контракт по закупке боевых самолетов, предметом которого стали поставки 48-ми серийных Су-35С в течение 2012-2015г.г. По данным военных экспертов, к 2016-му Вооруженным силам РФ фактически передано 46 единиц, из них 24 поступили в авиаполки, остальные — в центры летных испытаний и подготовки военно-авиационного персонала;
  • Июль 2010 — разработчиком объявлено окончание предварительных испытаний, полностью подтвердивших соответствие требованиям к бортовому оборудованию, скорости и сверхманевренности. Заявлена готовность истребителя к госиспытаниям с участием летчиков ВВС на эффективность в выполнении боевых задач;
  • 3 мая 2011 — первое воздушное испытание самолета Су-35С — готового изделия, выпускающегося серийно;
  • 2013 — передача целой партии Су-35С в воздушные войска.

Дата официального начала войсковой эксплуатации — 12 февраля 2014 г., первый эксплуатант — 23-й истребительный авиаполк 3-го командования ВВС и ПВО, дислоцирующийся в Хабаровском крае.

8-11 апреля 2015 состоялись учения, по программе которых пилоты впервые произвели пуски ракет «воздух-воздух». Четыре Су-35С совершили перелет с Дальнего Востока в Московский регион, где участвовали в воздушной части парада на Красной площади в честь 70-летия Победы.

Су-35 на Параде Победы
«Тридцатьпятки» на параде Победы в Москве, 9 мая 2015 г.

В декабре 2015 достигнуто второе соглашение на поставку Вооруженным силам РФ 50-ти единиц до 2020 года. По данным на февраль 2020, в войсковом авиапарке российских ВКС пребывает более 60 Су-35. Не менее четырех авиамашин применялись и продолжают использоваться в ходе операции ВС РФ в Сирии. Большее количество многоцелевиков охраняет дальневосточные воздушные рубежи, меньшее — северные.

Боевые машины не только поступают на вооружение ВКС России, но и экспортируются. Так, двадцать четыре единицы по контракту, заключенному в 2015, отправлены в Китай.

23 августа 2020 интернет-СМИ со ссылкой на журнал National Interest сообщили, что Су-35С, поступившие на вооружение Воздушных сил КНР, стали решающим препятствием для проведения Пентагоном военных операций в небе над Тихим океаном, направленных на поддержку провозглашенной Китайской Республики (контролирует Тайвань и близлежащие китайские острова). Авторы NI беспокоятся, что Пекин начнет против Тайбэя войсковую операцию, в ходе которой продукция российского авиапрома без труда одолеет и F-16, имеющиеся у тайваньской армии, и штатовские самолеты ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) Е-3 в случае их переброски на подмогу островитянам.

В феврале 2020 достигнуто соглашение об отправке одиннадцати самолетов в Индонезию. Впоследствии исполнение контракта было отложено под давлением Вашингтона на Джакарту, но индонезийская сторона заявила, что рассчитается с Москвой (цена вопроса —1,1 млрд USD) и получит истребители вопреки антироссийским западным санкциям.

После успешной эксплуатации машин в условиях военных действий в Сирии, возможные заказчики стали активнее проявлять интерес к самолету. Вероятными следующими покупателями называют Индию и Малайзию. Сообщалось об уже заключенном контракте на 2 млрд USD за 20 единиц с Египтом, но из «Рособоронэкспорта» поступило опровержение.

Думается, в краткосрочной перспективе «тридцатьпятки» непременно будут производить для экспорта в страны Азии, тогда как для отечественных ВКС будут закупаться многоцелевики Су-57, серийное строительство которых стартовало на КнААЗ в мае 2020.

Су-35С
Су-35С на праздновании 100-летия ВВС России

Конструкция истребителя

Устройство летательного аппарата очень похоже на конструкцию предшественника — Су-27, с рядом важнейших отличий:

  • увеличение прочности планера;
  • увеличение размера вертикального оперения, повысившее маневренность;
  • удаление из конструкции переднего горизонтального оперения благодаря установке суперсовременных турбодвигателей с управляемым вектором тяги (УВТ), гарантирующим самолету достаточную устойчивость без ПГО;
  • автоматизация управления оперением;
  • отсутствие тормозного щитка — «Сушка» тормозится направляющими рулями, а также выбрасыванием парашюта, помещенного в отсек вверху фюзеляжа.

Планер скомпонован по принципу интеграции монокрыла с фюзеляжем в единый несущий корпус. Аэродинамические свойства на сверхзвуковых скоростях улучшены оснащением крыла корневыми наплывами, на взлете и посадке — флаперонами, играющими роль закрылков.

Вертикальное оперение двухкилевое, горизонтальное (расположено сзади) — в виде цельноповоротных консолей, служащих рулем высоты при равнонаправленном отклонении и рулями крена — при разнонаправленном.

Носовая часть фюзеляжа сконструирована по типу «полумонокок», то есть с укреплением оболочки корпуса шпангоутами. В средней части находятся баки-отсеки, несущие топливо, и отсеки центральной части крыла. В хвосте — двигательный отсек, хвостовая и центральная балка. Последняя придает 35-й «Сушке» оригинальный внешний вид, выступая далеко назад.

Хвост Су-35
На снимке хорошо видна хвостовая часть фюзеляжа

Основной материал для изготовления корпуса — титан, призванный уменьшить массу самолета. Из композитных материалов делаются лишь элементы антенн и покрытия кромок планера. Внедрение последних обеспечило уменьшение видимости летательного аппарата для средств радиолокации противника. Этой же цели служит напыление кабины, аналогичное западной технологии «стелс».

Силовая установка Су-35:

  • два двигателя АЛ-41Ф1С, представляющие «упрощенную» модификацию моторов для авиамашин 5-го поколения, обладающие форсажной камерой и УВТ;
  • вспомогательная установка (ВСУ) мощностью 105 кВт (в эквиваленте), служащая для электропитания кабины с бортовым кондиционером.

Важное свойство авиамоторов АЛ-41Ф — поддержание сверхзвуковой скорости  в крейсерском режиме работы. Эта особенность дает существенную экономию топлива, ибо для движения с быстротой сверхзвука не требуется форсажный режим с гораздо большим расходом содержимого баков.

Шасси Су-35
Шасси летательного аппарата трёхопорное, с передней стойкой, убираемой против направления движения

Самолет оборудован новейшей информационно-управляющей системой (ИУС). Она включает РЛС с 900-милиметровой ФАР (фазированной антенной решёткой) «Н035 Ирбис», чья дальность выявления целей:

  • с эффективной площадью рассеивания 0,01 м² — до 100 километров;
  • ЭПР 0,1 м² — 160 км;
  • ЭПР 1 м² — 270 км;
  • ЭПР 3 м² — 400 км.

Радиолокационная антенна L-диапазона засекает объекты с ЭПР 0.01 м² на 130 км. Устройства радиолокации дополняются оптико-локационной станцией и оптико-электронной интегрированной системой (ОЭИС). Система способна контролировать одновременно до 30 воздушных объектов, обстреливать — до восьми. Реализован автоматический переход ИУС в боевой режим.

На авиамашину можно устанавливать различные комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), при необходимости — устройства групповой радиоэлектронной защиты.

Кабина пилота Су-35
Кабина пилота Су-35

Оборудование кабины содержит 2 компьютера и 3 электронных дисплея с многоэкранной опцией, а также голографическим проецированием показателей на лобовое стекло. Управление системами и вооружением производится многокнопочной ручкой-джойстиком (это называется концепцией HOTAS).

Тактико-технические характеристики

Су-35 демонстрирует высочайшую дальность, быстрый разгон и отменную бесфорсажную скорость. По сравнению с новейшими авиамашинами НАТО, у российского многоцелевика большие габариты и вес, что на летных свойствах никак не сказывается.

Су-35 в полете
Оцените размах крыла, количество ракет и всепогодность Су-35!

Технические характеристики

Длина корпуса — 21,9 метра. Высота авиамашины — 5,9 м. Размах крыла — 14,75 м, его площадь — 62,04 м².

Масса летательного аппарата:

  • пустого — 19 тонн;
  • рабочая взлётная — 25,3 т;
  • максимальная — 34,5 т;
  • масса топлива (без добавления подвесных емкостей) — 11,5 т (для справки, у Су-27 — 9,4 т).

ТТХ двигателя:

  • тяга — 2 × 8800 кгс, при форсаже 2 × 14 500 кгс;
  • УВТ — углы отклонения вектора тяги ±15° в плоскости, скорость отклонения 60°/с;
  • масса силовой установки — 1 т 520 кг;
  • ресурс — 4 тысячи часов.

Лётные характеристики

Предельная скорость Су-35:

  • у земли — 1400 км/ч;
  • на высоте — М=2,25, H=11 тыс. метров;
  • бесфорсажная — М=1,1.

(Буква H обозначает высоту, М — число Маха, равное скорости в потоке воздуха, деленной на скорость звука на данной высоте).

Разгонные характеристики Су-35 на высоте 1000 м, при ресурсе топлива 50% от стандартного объема:

  • от 600 км/ч до 1100 км/ч — 13,8 с;
  • от 1100 км/ч до 1300 км/ч — 8 с.

Дальность полета летательного аппарата:

  • у земли (высота — 200 м, скорость — M=0,7) — 1580 км;
  • на высоте без ПТБ — 3600 км;
  • на высоте с 2 ПТБ-2000 л — 4500 км.

Наибольшая высота реального применения истребителя — 20 000 метров. Скороподъёмность — 280 м/с.

Преимущества и недостатки Су-35

National Interest отвел Су-35 первое место в перечне опаснейшего оружия России при теоретически возможном вооруженном противостоянии с США. Эксперты NI пришли к заключению, что он «экстремально опасный» для почти всех натовских авиамашин.

Свое заключение они обосновывают:

  • большим количеством дальних ракет «воздух-воздух» на борту «сушки»;
  • опцией пуска ракет на сверхзвуковой скорости;
  • несравненной сверхманёвренностью аппарата;
  • мощнейшими средствами РЭБ.

По мнению NI, фатальной опасности Су-35 не представляет только для F-22 Raptor, принадлежащего к многоцелевикам 5-го поколения. Впрочем, по итогам «дружественной встречи» Су-35 с F-22 в воздушном пространстве у Аляски 11 сентября 2020, аналитик Business Insider Алекс Локи пришел к противоположному выводу. Он акцентировал на более мощном вооружении российской машины и гораздо лучшей сверхманевренности.

Пара Су-35

Специалисты отмечают, что «тридцатьпяткам» приходилось иметь дело с «раптором» и в Сирии. Будто бы 23 ноября 2017 F-22 приблизился к двум штурмовикам Су-25, прикрывавшим правительственные сирийские силы, и стал маневрировать, имитируя атаку. С базы Хмеймим немедленно вылетели Су-35, чье скорое прибытие к месту инцидента заставило Raptor спешно ретироваться.

Другие наблюдатели подтверждают, что на российском аппарате летчику не нужно ограничивать себя в фигурах высшего пилотажа, поскольку риск уйти в штопор практически равен нулю. Тогда как о натовских истребителях этого не скажешь.

На престижном мировом авиасалоне в Ле-Бурже 2013, российский многоцелевик не просто приковал к себе всеобщее внимание, его демонстрация в воздухе в исполнении того же С. Богдана вызвала настоящий фуррор. К восторгу публики Су-35С несколько раз сделал «блинчик» — так именуется разворот фактически на месте на 360° без снижения скорости. Один из местных авиаинженеров, не скрывая эмоций, употребил в адрес машины выражение «…просто НЛО!».

О недостатках Су-35 нам ничего неизвестно. Самолеты, состоящие на вооружении ВКС России, успешно выполняют боевые задачи, при этом отсутствуют сведения о каких-либо ЧП во время эксплуатации. Единственное происшествие с участием истребителя зафиксировано до приемки серийных изделий: в 2009 в аварию попал всего-навсего прототип Су-35-4 (пилот катапультировался).

Основные задания истребителя

В отличие от истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков, чье вооружение направлено, прежде всего, на ликвидацию наземных и морских объектов, многоцелевые истребители создаются в первую очередь для воздушных боев, ликвидации любых самолетов, вертолетов и иных воздушных устройств противника, хотя могут применяться для атак ракетами «воздух-земля».

В Сирии основной миссией Су-35 явилось прикрытие самолетов-транспортников и ударных боемашин, поражающих наземные объекты, чтобы предотвратить повторение инцидента с уничтожением бомбардировщика Су-24 турецким истребителем 24 ноября 2015 г. Также «тридцатьпятки» выполняли разведывательные функции.

В августе 2020 электронные СМИ сообщили о новом инциденте с «артистами» из воздушных сил Турции в главных ролях. Командование направило группу истребителей в воздушное пространство Сирии, предположительно, в Идлиб, где правительственные войска успешно атаковали боевиков террористической организации «Тахрир-аш-Шам» (запрещена на территории России). По данным анонимных наблюдателей, турки преодолели расстояние более 40 километров, но как только их РЛС обнаружили Су-35 — развернулись и взяли обратное направление. Правда, официальных комментариев об эпизоде не последовало, что журналисты объяснили выполнением «сушками» секретного вылета, при котором они якобы «отогнали» турецких провокаторов случайно.

Вооружение истребителя Су-35

Вооружение Су-35
Вооружение Су-35 — воочию

Су-35 несет на борту 30-мм авиапушку ГШ-30-1 со 150-ю боеприпасами к ней.

На крыльях и под фюзеляжем расположено двенадцать узлов подвески вооружения, то есть приспособлений для крепления ракет.

Их полный список включает следующее число ракет «воздух-воздух»:

  • среднего радиуса действия — до 12-ти РВВ-СД, до 8-ми Р-27ЭР1, до 4-х Р-27ЭП1/ЭТ1;
  • малого радиуса — до 6-ти Р-73(РВВ-МД).

И «воздух-земля»:

  • противокорабельных — шесть Х-31, Х-35У либо две Х-59М;
  • высокоточных — шесть Х-29Т либо Х-38Мхх, пять Х-59МК, восемь КАБ-500КР(ОД), три КАБ-1500КР(ЛГ);
  • неуправляемых — шесть С-25, столько же С-8.

Предельная боевая нагрузка многоцелевого истребителя составляет 8000 кг.

А как вы оцениваете Су-35, разделяете ли мнение, что его боевые свойства выше, чем у натовских авиамашин? Владеете информацией о самолете, которой нет в статье? Делитесь с нами, оставьте мнение о прочитанном. Если есть вопросы, задавайте в комментариях. Мы всегда рады общению с читателями.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий