Легкий фронтовой истребитель-перехватчик МИГ-21

Истребитель МиГ-21, получивший по классификации НАТО кодированное название «Fishbed», является эффективным средством борьбы с тактическими истребителями и сверхзвуковыми бомбардировщиками противника. Работы по проектированию этого легкого истребителя-перехватчика начались в конструкторском бюро имени Микояна в 1953 году. После окончательной доводки аэродинамической схемы с использованием треугольного крыла самолет был запущен в серийное производство, которое началось с 1959 года.

МИГ 21

Техническое описание (1962 год)

  • Годы изготовления:1962-1968гг.
  • Всего изготовлено:10158 шт. (всех модификаций).
  • Боевое применение:военные конфликты второй половины ХХ века, война в Афганистане.
  • Экипаж — 1 человек.
  • Взлетная масса — 9,08 т.
  • Длина — 14,1 м, высота — 4,71 м, размах крыла — 7,15 м.
  • Вооружение:две точки подвески, на которые крепятся ракеты класса «воздух-воздух», НУРС, авиабомбы.
  • Двигатель турбореактивный.
  • Максимальная скорость — 2175 км/ч.
  • Практический потолок — 19 км.
  • Дальность полета — 1900 км.

В ходе производства конструкция самолета неоднократно подвергалась различным усовершенствованиям и модернизации, в результате чего были разработаны различные модификации истребителя, число которых превышало три десятка. Истребитель МиГ-21 отличали мощное вооружение, огромная скорость, совершенные для той эпохи технические и боевые характеристики.

МиГ 21

В настоящее время истребитель снят с вооружения российской армии. Однако, поскольку самолет ранее поставлялся в 49 стран мира, его последние модификации продолжают составлять костяк истребительной авиации в целом ряде государств.

Основные боевые модификации самолета МиГ-21

Прототип самолета имел маркировку Е-6. Именно на основе этого прототипа и родилось то огромное количество модификаций, о котором говорилось выше. Поскольку их полное перечисление просто не имеет практического смысла, остановимся лишь на тех из них, которые оставили наибольший след в истории существования вооруженных сил.

МиГ 21

Среди модификаций боевого назначения наиболее заметными являлись:

  • МиГ-21 Ф, использовавшийся в качестве дневного фронтового истребителя. Самолет имел двигатель ТРДФ Р-11Ф-300, а его вооружение было представлено пушками НР-30 калибром 30 мм и НАР калибром 57 мм. Поражение наземных целей производилось с помощью НАР АРС-240 и 50-500 кг бомб.
  • МиГ-21 Ф-13, отличающийся тем, что кабина пилота имела большое число приборов, облегчающих боевое применение истребителя. Посадочная фара самолета часто заменялась разведывательным фотоаппаратом АФА-39.
  • МиГ-21 ПФ, использовавшийся в качестве всепогодного истребителя, отличается тем, что он был оснащен радиоприцелом ЦД-30Т, аппаратурой «Лазурь», обеспечивавшей командное наведение, и автопилотом КАП-1. Самолет использовался без пушечного вооружения на борту.
  • МиГ-21 ПФМ имел технические характеристики, позволявшие обеспечивать его применение непосредственно с грунтовых аэродромов, а также мощное вооружение и совершенную аппаратуру, которой была оборудована кабина пилота.
  • МиГ-21 С был оснащен автопилотом АП-155, коллиматорным прицелом АСП-ПФ и радиоприцелом РП-22С, имел помехозащищенную линию связи «Лазурь-М», посредством которой обеспечивалось взаимодействие с аппаратурой наземной автоматизированной системы управления «Воздух-1». Сильной стороной самолета являлось и то вооружение, которое было установлено на его борту.

МиГ 21

Последние боевые модификации

Одной из самых последних модификацией истребителя является МиГ-21 бис, который был создан в 1971 году и производился с 1972 по 1974 год. За этот период было изготовлено 2030 самолетов, использовавшихся как в советских вооруженных силах, так и широко поставлявшихся на экспорт.

Отличительными чертами, которыми обладал всепогодный истребитель МиГ-21 бис, являются:

  • модернизированное крыло;
  • наличие интегральных топливных баков;
  • новый двигатель;
  • усовершенствованная бортовая аппаратура;
  • наличие более широкой номенклатуры бортового вооружения.

По степени своей радиолокационной незаметности самолет аналогичен истребителю F-16.

МиГ 21

Турбореактивный двигатель, установленный на борту самолета, обладал силой тяги в 100 кгс, которую при использовании чрезвычайного форсажа можно было увеличивать до 9900 кгс, чем обеспечивалась огромная скорость, характерная для данной модификации истребителя. Возможность установки твердотопливных стартовых ускорителей позволяла улучшать скороподъемность и угловую скорость разворота, что играет решающую роль в любом ближнем воздушном бою.

Данный самолет до сих пор используется военно-воздушными силами стран СНГ и других государств.

Самая же последняя боевая модификация истребителя – это МиГ-21 И (МиГ-21-93). Данный самолет способен уничтожать воздушные цели в любое время суток и в любых метеоусловиях, а также поражать наземные объекты в любых условиях с использованием управляемых и неуправляемых средств поражения.

МиГ 21

Эта модификация самолета МиГ начала разрабатываться с 1989 года. Не изменяя конструкцию планера и его силовую установку, лишь оснастив истребитель современными радиоэлектронными приборами, конструкторы сумели многократно повысить его скорость и боевую эффективность в сравнении с предыдущей модификацией, описанной чуть выше.

Небоевые модификации МиГ

Среди самолетов МиГ имелись и такие, на которые возлагались небоевые функции. В качестве примера можно привести следующие:

  • МиГ-21 У знаком многим ветеранам ВВС, поскольку он широко использовался для учебно-тренировочных полетов при подготовке летного состава. Двигатель Р-11Ф-300, установленный на самолете, имел мощность 5740 кгс. Его боевое вооружение представлено крупнокалиберным пулеметом А – 12,7.
  • МиГ-21 УТИ также использовался для учебно-тренировочных полетов.
  • МиГ-21 Р применялся в качестве тактического разведчика, что обеспечивалось наличием на его борту телевизионных и других средств ведения разведки с воздуха. Однако на его борту имелось и вооружение, которое было представлено двумя УР К-13, блоками НАР УБ-32 и УБ-16, НАР С-24.

Истребитель МиГ-21 относится к самым массовым самолетам мира. За 28 лет, в течение которых происходил его выпуск (1959 — 1986 гг.), было изготовлено 10158 машин, активно использовавшихся в десятках стран мира. По советской лицензии выпуск этих самолетов продолжается в Китае и Индии.

Видео о МИГ-21ПФ