Ми-28 является боевым вертолетом («Опустошитель» по классификации НАТО), выпускаемым ПАО «Роствертол», компанией, входящей в холдинг «Вертолеты России». Основная задача машины заключается в том, чтобы эффективно уничтожать бронетехнику, живую силу противника, воздушные цели, передвигающиеся на малой скорости.
История разработки боевого вертолета Ми-28
Разработка вертолета велась на конкурсной основе с конца 1976 года. Боролись в рамках мероприятия два ОКБ: Камова и Миля. Вертолетный завод имени Миля начал работать над вертолетом Ми-28 в 1978, параллельно появились наработки по В-80 (позже стал Ка-50) у ОКБ Камова. Рассматриваемый ЛА задумывался как боевой вертолет для двух пилотов.
Первый образец был собран в конце 1982, он не нес вооружения на борту, потэому предназначался исключительно для оценки летно-технических характеристик. Осенью следующего года был собран второй экземпляр, который уже оснащался боевыми системами. Помимо монтажа оружия, во втором образце были учтены все замечания, что были озвучены комиссией после оценки первой машины.
После учета всех комментариев заказчика началось опытное производство в 1985 году. Далее ЛА прошел ряд модернизаций, после чего ему присвоили индекс Ми-28А, а испытания начались в начале 1988 года. Успешное их проведение позволило уже в следующем году показать новинку на авиасалоне в Париже, затем в Лондоне и на территории Советского Союза на авиационном празднике в Тушино.
В начале 1991 уже второй образец вертолета поступил на испытания. Апофеозом оценки новинки стали общевойсковые учения под Гороховцом в 1993 г., в которых машина прекрасно проявила себя.
Стоит отметить, что все это время велись работы и по конкуренту милевской машины – Ка-50. Для сравнения их возможностей в 1986 прошли совместные полеты, в ходе которых Ми-28 смог обнаружить все цели на малой высоте. Сам «Ми» при этом остался незамеченным. Камовская машина смогла на большей высоте вычислить только 2 цели из 25.
Затем продолжилась модернизация, в ходе которой к 1996 году появился первый Ми-28Н. Осенью детище конструкторов В.А. Стекольникова и В.Г. Щербина поднялось в воздух.
В 2005 стартовали государственные совместные испытания, в ходе которых предполагалось провести масштабные наземные работы, испытательные полеты. Это позволило в полной мере оценить возможности машин. Для максимально оперативного решения всех возникающих в процессе испытаний вопросов, комиссию по проведению испытаний возглавил сам главнокомандующий ВВС. Первый этап мероприятий был завершен спустя два года, он закончился выдачей предварительного заключения о возможности начала выпуска установочной партии.
Этапы проверки включали:
- Первый шаг – круглосуточное выполнение боевых задач, уничтожение наземных целей при помощи основного комплекса вооружения;
- Второй – использование ракет для уничтожения воздушных целей, тестирование средств радиоэлектронного подавления, которые обеспечат выживаемость машины.
Испытания были успешно завершены в конце 2008. Установлено, что по всем параметрам вертолет соответствует ТТЗ.
Ми-28Н «Ночной охотник» был принят на вооружение указом главы государства год спустя, а в 2013 его приняло Министерство обороны.
Основные задачи Ми-28
Ударный вертолет должен был выполнять широкий спектр задач на поле боя. Оснащение инновационными пилотажно-навигационными комплексами позволяло вести бой в любых условиях, вне зависимости от времени суток и метеорологической обстановки.
Основные задачи машины следующие:
- Поддержка сухопутных формирований во время ведения боевых действий;
- Уничтожение танков, бронированной техники различных типов;
- Сопровождение десантов, сбрасываемых с вертолетов;
- Уничтожение авиации, по характеристикам сопоставимой с вертолетами.
Предусмотрен специальный отсек, в котором можно разместить 2-3 человека. Это позволяет использовать машину для эвакуации экипажей поврежденных машин с поля боя.
Для выполнения боевой задачи можно перевозить вертолет в кабине транспортных самолетов, таких как:
- Ил-76;
- Ан-124;
- Ан-24.
После выгрузки ударной машины из транспортника необходимо подготовить его к вылету. Для этого необходимо всего полтора часа.
Особенности конструкции
Для создания вертолета было решено использовать схему цельнометаллического полумонококового фюзеляжа, которая является традиционной для большинства современных вертолетов и разработок того времени.
Некоторые конструктивные решения были взяты с Ми-24, именно этот ЛА в армии и предполагалось заменить новинкой. Например, расположение экипажа в кабине идентично предшественнику, так как размещение рядом не позволило получить требуемые углы обзора. Также отработанный принцип отличается большей безопасностью.
Компоновка подбиралась на основе 6-ти полноразмерных макетов, которые были созданы последовательно для решения задачи.
Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования
БРЭО вертолета соответствует требованиям, которые предъявляются к системам 5 поколения. Разработчиком их является ФНПЦ «РПКБ».
Электроника позволяет выполнять следующие задачи:
- цели в составе группы распределяются автоматически;
- использовать вертолет можно практически в любых погодных условиях и в любое время суток;
- допускается выполнять боевые задачи на минимально возможной высоте;
- поддерживается связь со всем наземными командными пунктами, воздушными, а также с наводчиками;
- обеспечивается одновременное использование боевых систем оператором и пилотом;
- имеется возможность адаптации новых электронных систем, средств поддержки и автоматизации;
- благодаря техобслуживанию узлов и агрегатов по техническому состоянию, допускается эксплуатация на большой дистанции от баз и аэродромов.
Помимо всех этих функций, каждая машина способна осуществлять целеуказание другим вертолетам/самолетам, вести разведку.
Список штатного комплекта следующий:
- ЭВМ «Багет-53», что использует единый интерфейс и на его основе обрабатывает поступающие данные;
- Жидкокристаллические индикаторы МФИ-10-6М размещены в управляющем поле кабины пилотов, интегрирован пульт ПС-7В, с которым совмещены устройства регистрации информации в видео;
- Высокоточная ИНС-2000 и курсовертикаль СБКВ-2В-2 совмещены в один комплекс с навигационной системой, связанной со спутником. Скорость и снос контролируется доплеровским измерителем ДИСС, интегрирован также аппарат для сбора и анализа воздушных сигналов СВС, система дальней навигации – РСДН;
- Система пеленгования излучения в ультрафиолетовом спектре, обнаружения радиоэлектронного и лазерного облучения;
- Автоматическое управление – САУ;
- Оборудование для управления боевыми системами;
- Индикация и целеуказание на шлемах пилотов;
- Пилотажный комплекс машины;
- Средства для работы с целями (от обнаружения и до момента пуска), основанные на телевизионном и тепловизионном канале;
- Средства для выполнения боевых задач в любой местности и в любых метеоусловиях. Ориентированы на работу пилотов, включают очки ночного видения;
- КСС-28Н-1 – бортовые средства связи.
Один из важных элементов машины – автомат теплотелевизионный «Охотник». Разработка ФГУП «ГРПЗ» ведет интеллектуальную обработку изображений, может вычислять и сопровождать цели.
Двигатели
Ранее на машинах устанавливались украинские двигатели, которые сейчас заменены на ВК-2500. Эти турбовальные силовые установки выпускает завод имени Климова. В сравнении с ранними ТВЗ-117ВМА, увеличена до 20% мощность, имеются новые системы управления и контроля, работающие автоматически.
Благодаря параметрам моторов увеличился потолок ЛА до 30%, скорость подъема на 50%, грузоподъемность возросла на 1-2 тонны, в зависимости от модификации.
Броня
Основную защиту экипажу обеспечивает броня кабины: 10-миллиметровый листовой алюминий, который снаружи усилен 16-миллиметровыми керамическими бронеэлементами. Это средство не пробивается пулями калибра 7,62 и 12,7 мм.
Двери кабины стеклопластиковые, броня аналогична описанной на кабине.
Лобовое стекло представляет собой прозрачные 42-миллиметровые силикатные блоки. Боковые стекла и двери имеют такие же блоки, но тоньше – 22 мм.
Кабины летчика и оператора отделены друг от друга 10-мм бронеплитой из алюминия. Она позволяет избежать гибель обоих пилотов даже при разрыве в одной из кабин осколочно-фугасного зажигательного снаряда малого калибра.
Электроника
Электроника позволяет вертолету выполнять боевые задачи на высоте в 5 метров, при этом в полете он огибает неровности рельефа.
Защищенность схем обеспечивается их дублированием. Например, важнейшие агрегаты и проводка размещены по разным бортам, а более важные перекрыты менее важными.
Используется средство для постановки помех, что позволяет бороться со станциями РЛС и инфракрасными боеголовками. На более поздних моделях устанавливается комплекс «Витебск» Л370 с аналогичной задачей.
Отмечается, что машина способна самостоятельно выполнять боевые задачи без аэродрома в течение 15 суток.
Локатор
Локатор, устанавливаемый над несущей втулкой винта, является инновационной разработкой. Его главное преимущество в том, что он обеспечивает круговой обзор. Сообщается, что опытные пилоты могут зависать и выставлять из-за преграды только локатор, что позволяет анализировать обстановку, сохраняя вертолет в безопасности.
Лопасти и рулевой винт
Лопасти выполнены из композитных материалов. Основной идеей при их разработке было сохранение высокой остаточной прочности даже при значительных повреждениях.
Уникальная конструкция и использование современных компонентов/материалов позволили добиться высочайших маневровых характеристик вертолета.
В частности, ЛА может совершить:
- петлю Нестерова;
- переворот Иммельмана;
- бочку;
- летать боком, назад, вбок со скоростью до 100 км/ч;
- разворот с угловой скоростью до 117 градусов/с;
- развить угловую скорость крена более 100 град/с.
Все это имеет большое значение в бою, так как повышает живучесть. Под стать системам пилотирования и вооружение, например, автоматика пушки разработана таким образом, чтобы выцеливать потенциального противника и вести огонь без снижения скорости.
Тактико-технические характеристики
ЛА предназначен для двух пилотов, однако, предлагались варианты оснащения инновационными системами контроля. Электроника в этом виде может взять на себя большую часть функций второго члена экипажа.
ТТХ:
Параметр: | Значение: |
Диаметр несущего винта, мм | 17200 |
Диаметр хвостового винта, мм | 3840 |
Длина вертолета, мм | 16850 |
Высота вертолета, мм | 3820 |
Масса (пустой/максимальная), т | 7,89/11,5 |
Мощность двигателя, л.с. | 2 по 2215 |
Практический потолок, км | 5,75 |
Дальность полета, км | 460 |
Скорость подъема по вертикали, м/с | 13,6 |
Скорость (горизонтальный полет, максимальная/крейсерская), км/ч | 300/260 |
В зависимости от модификации и комплектации, параметры могут сильно различаться. К примеру, значительный рост возможностей продемонстрировала замена украинских двигателей более новыми российскими.
Достоинства и недостатки
Основной проблемой Ми-28, как и всего комплекса РФ, является серьезное отставание от Соединенных Штатов по электронным системам. В совокупности это не позволяет реализовать потенциал в полной мере.
Большая часть электроники «Охотника» строится на элементной базе французов и шведов, но отечественные инженеры ведут разработку собственных систем.
Среди высоких характеристик, особенно важной является способность летать на предельно малой высоте. ЛА является единственным в мире, способным в автоматическом режиме лететь на высоте 5-15 метров и полностью огибать рельеф местности вне зависимости от сложности.
Вооружение вертолета
Для оснащения боевыми системами предусмотрено 4 точки подвески под пилонами, кроме того, используется пушка 2А42 калибра 30 мм. Орудие является подвижным и оснащается боекомплектом в 250 снарядов. Пушка поражает живую силу (до 4 км), легкобронированную (на 1,5 км) и малоскоростную воздушную технику (до 2,5 км).
На подвесах можно расположить следующие типы ракет:
- НАР С-8 – 4Х (20 штук), относится к неуправляемым ракетам;
- НАР С-13 — тоже неуправляемые, подходят для борьбы с живой силой врага, легкобронированными машинами и объектами инфраструктуры;
- Управляемые ПТРК «Штурм-В» — 16 штук;
- Управляемые «Атака-В» — 16 штук;
- Управляемые «Атака-ВН» — 16 штук;
- Для поражения авиации «Стрелец» с ракетой Игла-В – 4Х4.
Также в оснащение ударного ЛА входит контейнер КМГУ-2, который применяется для ряда задач. Он позволяет перевозить малогабаритные грузы, устанавливать минные заграждения.
Безопасность Ми-28
Для повышения живучести, получения оптимальных характеристик по прочности и надежности конструкторы использовали методики, отработанные при создании тяжеловеса Ми-26. При проектировании для получения наилучших показателей прорабатывалось множество схем. Одной из компоновок был так называемый «центральный сердечник». Предполагалось заключить все жизненно важные системы в центре фюзеляжа, а вокруг них были бы размещены второстепенные блоки.
От этого принципа было решено отказаться из-за нескольких причин:
- сложность достижения необходимой прочности;
- превышение вибрационных нагрузок и проблемы с их устранением;
- уязвимость оборудования при выполнении задач.
В результате от привлекательного решения пришлось отказаться в пользу более классических.
Положительно на выживании машины в бою сказывается дублирование агрегатов, причем, друг от друга они взаимно экранируются, разносятся на существенное расстояние, которое позволяет защитить фюзеляж и прочие элементы компоновки. Более важные агрегаты установлены так, чтобы их прикрывали второстепенные узлы.
Материалы и размеры элементов спроектированы так, чтобы при попадании и получении повреждений, у пилотов оставалось время для возвращения на базу до того, как разрушение конструкции будет критическим.
Если машина получила критические повреждения и находится на высоте более 100 метров, то отстреливаются двери кабин, затем специальный резак срезает ремни принудительного притягивания, надуваются баллонеты, исключающие травмирование экипажа о пушку или шасси. Пилоты спускаются на парашютах.
Если чрезвычайная ситуация произошла на высоте менее 100 м, то ремни принудительно фиксируют экипаж в креслах «Памир-К». При ударе основную энергию гасят стойки шасси в процессе деформации, после этого остаток силы удара гасят энергопоглощающие кресла. Они способны нивелировать нагрузку до 60G в вертикальной плоскости.
Топливные баки заполняются пенополиуретаном, а также снабжены латексным самозатягивающимся слоем, который исключает протечку и возгорание топлива при повреждениях емкостей.
Модификации боевого вертолета
В ходе проектирования создавалось множество вариантов компоновки, включая инновационные решения. В итоге было выбрано самое оптимальное по функциям и экономическим параметрам. При этом, уже после появления и демонстрации первых образцов, конструкторы продолжили создавать модернизированные версии.
Ми-28 А
Впервые была продемонстрирована на МАКСе в 1999. Изначально хвостовой винт был трехлопастным, но потом его заменили на Х-образный.
Ми-28 Л
Это лицензионная версия предыдущей модели, что была создана для Ирака в 1990 году.
Ми-28 Н «Ночной охотник»
На базе модификации А создан вертолет «Ночной охотник». Его отличает замена главного редуктора вместо ВР-28 и ВР-29. Визуально его можно отличить по сферическому боксу, который находится над винтами.
Ми-28 НЭ
Ми-28 НЭ — экспортная версия машины.
Ми-28НМ
Разработка Ми-28НМ, поднявшаяся в воздух в 2016, является модернизацией версии Н. В штатном комплекте идет надвтулочная РЛС (Н025), дублированное управление, которое с этого момента позволяло контролировать беспилотники.
Ми-28 УБ
Это Ми-28Н «Ночной охотник» с двойным управлением. Он может использоваться как вертолет для обучения пилотированию «Охотника», но при этом в полной мере сохраняет боевые функции.
Боевое применение
Известно о нескольких эпизодах, когда вертолеты участвовали в боевых действиях.
Во-первых, в середине октября 2015 российские ВС развернули боевую группу на основе машин в Сирии.
Во-вторых, с июня 2016 в составе ВС Ирака ЛА сыграли важную роль при освобождении городов Эль-Фаллуджи, Рамади.
В-третьих, с начала 2017 машины сыграли важную роль при проведении операций в Фатах.