Российские вертолеты нового поколения:обзор основных разработок

Вертолеты стали применять на поле боя сразу после завершения Второй мировой войны, впервые это случилось во время корейского конфликта. Первопроходцами стали американцы. Сначала вертолеты выполняли функцию разведчиков, корректировщиков огня и выносили раненых военнослужащих с поля боя. Благодаря использованию вертолетов для эвакуации, выживаемость раненых бойцов в армии США выросла в несколько раз. В начале своей военной карьеры вертолеты не выполняли ударных функций.

Новые российские вертолеты

У нового типа летательных аппаратов поначалу было много противников, генералы отмечали небольшую скорость вертолетов, их недостаточную защищенность и уязвимость. Но опыт использования развеял все опасения, и вертолеты прочно вошли в тактические построения военных.

Через некоторое время мир вошел в эпоху окончательного обрушения колониальной системы, и в разных уголках планеты вспыхнули вооруженные конфликты, для которых были характерны активные партизанские действия. Оказалось, что вертолеты прекрасно подходят для борьбы с повстанцами и партизанами.

Переломным моментом в истории боевых вертолетов стал октябрь 1973 года, тогда, во время арабо-израильского конфликта, 18 израильских вертолетов «Кобра» в одном вылете уничтожили 90 египетских танков. С этого момента, одной из основных задач боевых вертолетов стала борьба с вражеской бронетехникой.

Новые российские вертолеты

В Советском Союзе не сразу смогли разглядеть потенциал вертолетов, но потом быстро принялись наверстывать упущенное. В 1971 году появился первый опытный образец ударного советского вертолета Ми-24. Эта легендарная машина до сих пор стоит на вооружении России и многих других стран. За время своей долгой службы «крокодил» успел поучаствовать в десятках конфликтах, прошел суровые испытания афганской войны и претерпел многочисленные усовершенствования. Если американский вертолет Bell UH «Хьюи» — это символ вьетнамской войны, то Ми-24 «крокодил» — это символ войны в Афганистане.

Новые российские вертолеты

Ми-24 создавался как летающий БМП:кроме мощного вооружения и броневой защиты, вертолет имел десантный отсек, в котором мог доставлять пехоту на поле боя. А затем поддерживать ее огнем. Но в действительности получилось так, что десантирование с Ми-24 проводилось крайне редко, обычно вертолет использовался как ударная машина. Так что попытка создания многоцелевого вертолета вышла не совсем удачной и в середине 70-х годов прошлого века в СССР решили создать боевой вертолет нового поколения. Для разработки нового вертолета был объявлен конкурс между КБ Миля и КБ Камова. В результате того конкурса были созданы самые лучшие на сегодняшний день боевые вертолеты России:Ми-28 «Ночной охотник», а также Ка-50 «Черная акула» и Ка-52 «Аллигатор».

Новые российские вертолеты

Ми-28 «Ночной охотник»

Ми-28 «Ночной охотник» — это по сути сильно переработанный и модернизированный Ми-24. В новой машине полностью избавились от грузовой кабины и сильно изменили носовую часть. Первый вертолет Ми-28А появился в 1987 году. В 1996 году первый вертолет Ми-28Н поднялся в воздух. Это был модернизированный вертолет, который и получил название «Ночной охотник».

Ми-28Н – это боевой ударный вертолет, предназначенный для борьбы с танками и другой бронетехникой, а также уничтожения живой силы противника. Вертолет способен действовать в любое время суток и при любой погоде.

Ми 28 Ночной охотник

Самое главное отличие «Ночного охотника» от Ми-28А – это комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Над втулкой винта находится РЛС «Арбалет», которая и превращает вертолет во всепогодную машину, способную выполнять задачи в любое время суток. Все электронное оборудование Ми-28 создатели объединили в единый вычислительный комплекс, на который приходит вся информация от тепловизорных и оптических датчиков и надвтулочной РЛС. Это дает возможность создать для пилотов целостную картину окружающей обстановки. В памяти машины есть большой банк картографической информации, что облегчает пилотирование вертолета на малых высотах с огибанием рельефа местности. Перед пилотами формируется трехмерное изображение участка, где находится вертолет, с указанием возможных препятствий и целей.

Ми 28 Ночной охотник

Надвтулочная РЛС позволяет Ми-28 «прятаться» за рельефом местности – достаточно «выставить» антенну и получить полную информацию об окружающей обстановке. На вооружении Ми-28Н стоит 30-мм пушка, также есть четыре точки подвески, на которые можно установить четыре пакета неуправляемых ракет или ПТРК «Штурм» или «Атака».

Если говорить о Ми-28А, то явным образцом для подражания при его создании стал американский Hughes AH-64 Apache. В принципе можно говорить о том, что советским конструкторам удалось создать вертолет с аналогичными характеристиками за гораздо меньшие деньги. Ми-28Н «Ночной охотник» является аналогом AH-64 Apache Longbow и по своим характеристикам не уступает ему.

Ми 28 Ночной охотник

В принципе, идея строить новый вертолет на базе Ми-24 не так уж и плоха. Наиболее удачные решения, использованные на Ми-24, задействованы на Ми-28. Часть узлов вертолета уже хорошо знакома техническому персоналу, изготавливать такой вертолет гораздо дешевле.

Технические характеристики вертолета Ми-28Н

Экипаж, чел2
Двигатели ТВ3-117ВМА2

Взлетная масса, кг

Нормальная10400
Максимальная11500
Масса пустого, кг7890

Скорость, км/ч

Максимальная282
Крейсерская260

Потолок, м

Статический3450
Динамический5750
Дальность полета, км460
Перегоночная дальность, км1105
Размеры габаритные, м16,85*4,81
Диаметр несущего винта, м17,2

Вооружение

Пушка, 30-мм1
Неуправляемые и управляемые ракеты

Видео о Ми-28Н

«Черная акула» и «Аллигатор»

Вторым участником того исторического конкурса было КБ Камова и камовцы предложили вертолет действительно революционной конструкции. Если Ми-28 был выполнен по классической схеме с одним несущим и одним рулевым винтом, то камовский Ка-50 был сделан по соосной схеме, с двумя несущими винтами. Такая схема давала лучшую удельную мощность (в классической схеме примерно 10-15% мощности двигателя уходит на рулевой винт), но была значительно сложнее технически. Соосная схема делает Ка-50 одним из самых маневренных вертолетов в мире.

Такие вертолеты более компактны, но имеют большую высоту. Изначально Ка-50 должен был уничтожать противника ракетами с дальности в 10 километров, находясь вне досягаемости его ПВО. Ка-50 изначально проектировался, как одноместный вертолет. Целеуказание он должен был получать от вертолета-разведчика.

Ka-50

Машина имеет прекрасное бронирование, при изготовлении вертолета активно использовались композитные материалы. Вертолет вооружен 30-мм пушкой, а также имеет четыре точки подвески. На них могут быть установлены неуправляемое и управляемое ракетное вооружение. Основное противотанковое вооружение – ПТУР «Вихрь».

Ка-50 приняли на вооружение в 1995 году, а в 2009 году его производство было прекращено. Всего было выпущено 15 машин. В настоящее время вместо Ка-50 выпускается еще одна разработка КБ Камова — двухместная версия этой машины – Ка-52.

Ka-50

Экипаж, чел1
Двигатели ТВ3-117ВМА2

Взлетная масса, кг

Нормальная9800
Максимальная10800
Масса пустого, кг7692

Скорость, км/ч

Максимальная300
Крейсерская270

Потолок, м

Статический4000
Динамический5500
Дальность полета, км460
Перегоночная дальность, км1160
Размеры габаритные, м16*4,93
Диаметр несущего винта, м14,5

Вооружение

Пушка, 30-мм1
Неуправляемые и управляемые ракеты

Одной из основных причин прекращение производства Ка-50 стала «одноместность» этого вертолета». Пилотировать вертолет на малых высотах – это очень непросто, еще сложнее вести при этом огонь по противнику, а еще сложнее делать все это в Ка-50. Вертолет, сделанный по соосной схеме, довольно сложен в пилотировании и требует от пилота серьезного мастерства. Поэтому на смену Ка-50 «Черной акуле» пришел Ка-52 «Аллигатор».

Ка-52

Ка-52 – это двухместная модификация Ка-50. Вертолет отличается от своего предшественника только измененной носовой частью и комплексом нового радиоэлектронного оборудования. Ка-52 изначально задумывался как командирская машина, из которой должно было происходить координирование группы ударных вертолетов Ка-50.

На Ка-52 установлен многофункциональный навигационный комплекс «Аргумент-2000», который делает вертолет всепогодным и способным летать в любое время суток. Он состоит из поисково-прицельной системы ГОЭС-451 и обзорно-пилотажной системы.
Вооружение аналогично вооружению Ка-50.

Ка-52

«Ансат»

Еще одной интересной машиной, которая уже начала поступать российским военным и гражданским заказчикам является вертолет «Ансат», разработанный и изготовленный на Казанском вертолетном заводе. «Ансат» построен по классической одновинтовой схеме, имеет два газотурбинных двигателя. Может поднимать до 1300 килограмм груза или 9 пассажиров.

Ансат

Первый полет данный «Ансат» совершил в 1999 году. Машина может выполнять множество функций:может перевозить грузы, пассажиров, использоваться в качестве медицинского и поисково-спасательного вертолета. Казанские конструкторы создали модификацию «Ансат-У» — это учебный вертолет, специально для обучения курсантов военных училищ. В 2014 году несколько машин будет передано в российские военные училища.

Стремительный Ми

В прессе появилась информация о разработке нового высокоскоростного вертолета, которая сейчас ведется в КБ имени Миля. К 2015 году должен быть разработан проект новой машины, под ее разработку уже выделено финансирование. В 2014-2015 годах на этот проект из государственного бюджета планируют выделить 4 миллиарда рублей.

Изначально в этой программе участвовало и КБ имени Камова, но проект КБ Миля был признан более удачным. Новый вертолет должен иметь дальность полета до 1,5 тысячи километров и развивать скорость до 450 км/ч. Вертолет создается для потребностей гражданской авиации.

Можно добавить, что созданием скоростного вертолета занимаются и в других странах. В частности, сейчас подобную машину разрабатывают в Sikorsky Aircraft.

Старый конь борозды не портит

На сегодняшний день в России осталось большое количество старых, проверенных временем Ми-24. Еще в 1999 году была разработана программа модернизации этих вертолетов. Новая машина получила обозначение Ми-35. Он производится для нужд Министерства обороны России и экспортируется за рубеж.

В новом вертолете установлена новая тепловизорная система и приборы ночного видения. Кроме этого на Ми-35 установлена система спутниковой навигации, позволяющая точно определить расположение машины.

На начало 2014 года для министерства обороны России было изготовлено 24 Ми-35, еще почти 50 единиц планируют передать российским военным в 2015 году.

Ми-171А2 и Ми-38

Еще одной интересной машиной, которая сейчас находится на стадии испытаний, является Ми-171А2. Это не что иное, как глубокая модернизация знаменитого вертолета Ми-8. По сути, эта машина — продолжение славных традиций вертолетов Ми-8/17, выполненная на современном технологическом уровне, с использованием самых современных технологий, материалов. На новом вертолете будут установлены новая современная система управления, силовая установка, будет переделан салон. В 2014 году вертолет был сертифицирован, в 2015 – планируется начать его серийное производство.

Ми-171А2

Еще одной репликой, относящейся к Ми-8/17, является грузопассажирский вертолет Ми-38. В эту машину было внесено множество модификаций. Современная авионика, полностью стеклянная кабина, широкое использование композитных материалов. Несущие винты вертолета выполнены полностью из композитных материалов и не требуют замены в течение всего срока службы машины.

Ми 38

Создано несколько модификаций Ми-38, он может выполнять разные функции:возить пассажиров и грузы, выполнять поисково-спасательные работы, быть медицинским вертолетом. В 2014 году проводились испытательные полеты, а на начало 2015 года Ми-38 запланирована сертификация машины.

Видео о новейших российских вертолетах