Самолет Ту-95 «Медведь» — ТТХ и боевые возможности

Самолет Ту-95 — крылатый гигант, который олицетворяет советскую военную мощь – впервые рев его моторов раздался в 1950-х. Стратегический бомбардировщик Ту-95 имел необычайную силу и необычные габариты. Наряду с стратегическим бомбардировщиком B-52 Америки, стратегический бомбардировщик Ту-95 — один из немногих самолетов, который находился непрерывно более полувека на службе и имел отличные характеристики. К тому же это один из наиболее быстрых винтовых самолетов, который стал символом холодной войны. Самолет Ту-95 имел множество модификаций, исходя из текущих задач. Последняя модификация создавалась для поражения важных объектов крылатыми ракетами в тылу противника при любых погодных условиях, а также в любое время суток.

Ту-95

Когда Запад в 1956-м году впервые узнал о Ту-95 «Медведь», в авиастроении шли легендарные революционные изменения: после окончания мировой войны быстро развивалась реактивная техника. Однако у «Медведя» были легендарные турбовинтовые двигатели, даже тогда это казалось архаичным. Но никто не предполагал, что и сегодня, через 60 лет,  Ту-95 останется в строю ВВС России, а его самолет-разведчик, самый шумный в мире, будет применяться для патрулирования океанских вод в качестве стратегического бомбардировщика. Эти легендарные самолеты еще послужат на благо России.

Ту-95

Количество Ту-95

Бомбардировщик Ту-95 «Медведь» принят на вооружение России примерно полвека тому назад, однако снимать его, скорее всего, не будут еще примерно тридцать лет, как и версию Ту-142. За всю его историю было построено свыше 500 таких самолетов. Это самый скоростной и самый большой турбовинтовой самолет из имеющихся сегодня на вооружении. На 2017 год в России остается примерно 50 машин Ту-95МС (ракетоносная версия, которая осталась с 1980-х годов), в том числе 15 Ту-142, применяемых для морской разведки. На 2017 год в России в законсервированном состоянии также хранятся легендарные Ту-95 «Медведь» в количестве нескольких десятков, их можно ввести в строй как морские разведчики или как бомбардировщики.

Ту-95

Загрузка...

История создания самолета

Сталин в начале 1950 годов встречался с Туполевым, чтобы обсудить вопросы, касающиеся создания сверхдальнего бомбардировщика. Сталин предлагал построить четырехдвигательную машину, решив, таким образом, проблему. Конструктор данное предложение не поддержал. Реактивные двигатели потребляли довольно много топлива и для сверхдальних вылетов не годились. Туполев решил спроектировать тяжелый бомбардировщик с использованием турбовинтовых двигателей, чтобы увеличить дальность, но менее скоростной.

В Куйбышевском ОКБ № 276 к 1950 году под руководством Николая Кузнецова, главного конструктора, на базе трофейного двигателя UМО-022 был создан экспериментальный вариант двигателя, который крайне заинтересовала Туполева. Для этого он лично отправился на переговоры с ними. В результате появилось уникальное решение – создать спарку из двух двигателей, оснастив планер стреловидным крылом. После определения облика нового бомбардировщика и силовой установки, Туполев снова встретился со Сталиным. В ходе встречи с главнокомандующим судьба будущего самолета под индексом 95 была решена положительно.

Ту-95

Главным конструктором по созданию Ту-95 стал Н.И. Базенков. В 1951 году получены технические требования к бомбардировщику, а также было организовано его эскизное проектирование. Первые два опытных самолета были построены на авиазаводе № 156 в Москве. В 1952 году в разобранном виде первый экземпляр для проведения заводских испытаний доставили в город Жуковский. В том же году был совершен первый полет. Опытной машиной «95-1» руководил летчик А.Д. Перелет. Прохождение испытаний было успешным и продолжалось до 1953 года. На 17-м вылете на борту загорелся третий двигатель. Противопожарная система с огнем справиться не сумела. Командир корабля приказал экипажу покинуть самолет, а сам повел борт назад в аэропорт. Однако примерно за 40 км самолет резко потерял высоту и упал практически в вертикальном положении. Выжили только 7 человек из 11 членов экипажа.

Ту-95

Второй опытный турбовинтовой экземпляр доводили примерно 2 года. Его оснастили новыми двигателями ТВ-12 (НК-12). Турбовинтовой самолет поднялся в воздух в 1955 году под управлением М.А. Нюхтикова. Легендарные летные испытания, продлившиеся 168 часов, спустя год успешно завершились. На вооружение ВВС СССР советский Ту-95 «Медведь» стал поставляться с 1956 года. В 1957 году выпустили первую модификацию Ту-95М. Серийное производство данных моделей осуществлял Куйбышевский авиационный завод, который до 1958 г. построил 50 самолетов Ту-95 и Ту-95М. Затем завод переоборудовали на изготовление ракетоносца Ту-95К, стратегический самолет выпускали до 1965-х годов. В 1970-х годах был построен стратегический самолет Ту-95 МС. Его серийная сборка началась в 1981 году на авиазаводе г. Куйбышев и продолжалась до 1992 г. Всего в России было выпущено 90 самолетов Ту-95МС.

Ту-95

Технические характеристики

Стратегический самолет Ту-95 имеет следующие технические характеристики:

  • Размах крыльев составляет 50 м.
  • Длина самолета составляет 46,17 м.
  • Высота самолета составляет 12,50 м.
  • Площадь крыла составляет 283.70 м2.
  • Масса пустого самолета составляет 83100 кг.
  • Максимальная взлетная масса составляет 172000 кг.
  • Максимальная масса топлива составляет 88700 кг.
  • Тип двигателя представляет 4 ТВД НК-12.
  • Тяга двигателя составляет 4х12000 кгс.
  • Максимальная скорость составляет 882 км/ч.
  • Крейсерская скорость составляет 720-750 км/ч.
  • Практическая дальность полета составляет 12100 км.
  • Практический потолок составляет 11900 м.
  • Экипаж составляет 8-9 человек.

Ту-95

Вооружение

Вооружение составляет 6 спаренных пушек АМ-23 калибра 23 мм, которые располагаются в 3 оборонительных установках: кормовой ДК-12, нижней ДТ-Н12, верхней ДТ-В12. Общий боезапас составляет 2500 выстрелов. Бомбардировщики могут поднимать примерно 12 тонн боевой нагрузки. Бомбардировщики могут брать с собой 1500-9000 кг свободнопадающих бомб, как ядерных, так и фугасных, которые подвешиваются в фюзеляжном отсеке.

Модификации

  • Ту-95 серийная модификация бомбардировщика с бомбовым вооружением.
  • Ту-95 заказ 244 – самолет Ту-95М серийный с увеличенным запасом топлива.
  • Ту-95A — стратегический бомбардировщик с ядерным оружием, термоизоляцией и системой обогрева бомбового отсека, светозащитными шторками и со специальной окраской.
  • Ту-95К – бомбардировщик со сверхзвуковыми крылатыми ракетами Х-20.
  • Ту-95У — учебная модификация Ту-95.
  • Ту-95КУ — учебная модификация Ту-95К.
  • Ту-96 — опытный образец стратегического высотного бомбардировщика, модификация Ту-95 с увеличенной площадью крыла и дополнительными турбовинтовыми двигателями ТВ-16.
  • Ту-95Н — самолет-носитель подвесного стратегического бомбардировщика РС конструкции КБ П. В. Цибина.
  • Ту-116 – переоборудованный серийный бомбардировщик Ту-95 в пассажирский дальний самолет.
  • Ту-95М — модификация стратегического бомбардировщика с использованием двигателей НК-12М.
  • Ту-95М-5 — носитель КР КСР-5, опытная машина.
  • Ту-95В — переоборудованный Ту-95 для испытаний термоядерной сверхмощной бомбы (50-100 Мт).
  • Ту-95КД – модификация Ту-95К с системой дозаправки в воздухе.
  • Ту-95РЦ — разведчик-целеуказатель для ВМФ.
  • Ту-95МР — стратегический разведчик.
  • Ту-95КМ — перевооруженный на КР Х-20М и модернизированный вариант бомбардировщика Ту-95КД.
  • Ту-95К-22 – носитель ракетного комплекса К-95-22 и КР Х-22.
  • Ту-95МС — носитель крылатых ракет Х-55.
  • Ту-95М-55 — летающая лаборатория для доводки комплекса Ту-95МС с крылатыми ракетами Х-55.
  • Ту-95ЛАЛ — летающая лаборатория по создания самолета с ядерной силовой установкой.
  • Ту-119 — летающая лаборатория (проект) с двумя штатными НК-12М и двумя ядерными экспериментальными силовыми установками.

Ту-95

Особенности конструкции

  1. Ту-95МС выполнен на основе Ту-142МК, представляет свободнонесущий цельнометаллический среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, которые расположены в стреловидных крыльях. Каждый двигатель имеет по два металлических соосных четырехлопастных винта. У самолета есть электрическая система обогрева носков крыла, воздушных винтов, киля и стабилизатора. В средней части фюзеляжа находится грузовой отсек.
  2. Шасси самолета — трехопорное. Носовая опора убирается в нишу фюзеляжа, основные опоры — в крыльевые гондолы. Передняя опора имеет гидросистему с давлением 150 кг/см2, основные опоры оснащены электромеханизмами МПШ-18МТ.
  3. Экипаж находится в двух гермокабинах. Для членов экипажа катапультных кресел не предусмотрено. Экстренное покидание машины при необходимости выполняется через входной люк, который находится в нише опоры шасси.
  4. Конструкция винтов и высокая мощность двигателя обуславливает его невероятную шумность. Самолет Ту-95 относится к самым шумным самолетам в мире, его легко засекают даже гидроакустические системы подводных лодок, но при нанесении ядерных ракетных ударов это не критично.
  5. Самолет обладает системой автоматического запуска двигателей. Топливо располагается в 11 фюзеляжных и крыльевых кессонных мягких топливных баках. Использование на Ту-95 винтовой установки с КПД 82 % и экономичных ТВД позволило добиться весьма высоких показателей дальности полета, даже несмотря, что самолет имеет относительно низкое аэродинамическое качество конструкции.

Видео о Ту-95

Загрузка...