Итальянский вертолет А129 Mangusta

Разведывательный и противотанковый вертолет А129 Mangusta создавался для борьбы с бронетранспортерами, танками и БМП противника, а также для выполнения радиоактивной и инженерной разведок. К тому же вертолет А129 Mangusta может использоваться для нападения на воздушные цели с применением ракет «воздух-воздух», оснащенных инфракрасным наведением. Разработанный согласно требованиям военных Италии, Agusta А129 Mangusta стал одним из первых специализированным ударных вертолетов, который был спроектирован в Европе. К тому же он стал первым в мире вертолетом, где применяется цифровая шина передачи данных 1553В, которая позволяет обеспечивать высокую степень автоматизации управленческих функций и снижать загрузку экипажа, демонстрируя высокие тактико-технические характеристики.

Вертолет А129 Mangusta

История создания

Разработка вертолета в 1973 году. Работы над проектом первоначально велись фирмой «Agusta» вместе с концерном «Мессершмитт-Бельков-Блом» из западной Германии. Но разногласия между партнерами, сложившиеся к концу 1975 года, привели к отказу от общей программы. Итальянцы в 1978 году самостоятельно начали создавать новую боевую машину согласно требованиям национальных ВВС (примерно 70% стоимости разработки взяло на себя руководство сухопутных войск Италии).

Вертолет А129 Mangusta

Опытный вертолет А129 совершил первый полет в сентябре 1983 года. Было построено пять прототипов, их суммарный налет составил свыше 1500 часов. При испытаниях на полигоне в Сицилии А129 успешно поразил три мишени, которые находились от вертолета на расстоянии в 2,5 км. Стрельба осуществлялась с высоты 120 м противотанковыми ракетами комплекса Тоу. У натурной цели оказалась пробитой броня толщиной в 300 мм. Летчик, проводивший испытание, в отчете отметил хорошую маневренность машины и легкость в управлении.

Вертолет А129 Mangusta

В серийное производство вертолет отправился в 1986 году. Однако первые пять «Мангустов» вследствие задержек, которые были связаны с доработкой машины, итальянская армия увидела лишь в октябре 1990 года. На вооружение армии всего поступило 90 машин.

Вертолет А129 Mangusta

Технические характеристики

Agusta А129 Mangusta имеет следующие технические характеристики:

  • Диаметр главного винта составляет 11,90 м.
  • Диаметр хвостового винта составляет 2,24 м.
  • Длина составляет 12,275 м.
  • Высота составляет 3,315 м.
  • Масса пустого вертолета составляет 2529 кг.
  • Нормальная взлетная масса вертолета составляет 3600 кг.
  • Максимальная взлетная масса вертолета составляет 4100 кг.
  • Внутренние топливо составляет 750 кг.
  • Тип двигателя – 2 ГТД Gem Mk 1004D Piaggio (Rolls-Royce).
  • Мощность при взлете составляет 2х960 л.с.
  • Мощность при полете составляет 2х835 л.с.
  • Максимальная скорость составляет 315 км/ч.
  • Крейсерская скорость составляет 259 км/ч.
  • Практическая дальность составляет 600 км.
  • Скороподъемность составляет 655 м/мин.
  • Практический потолок составляет 6500 м.
  • Статический потолок составляет 3750 м.
  • Экипаж составляет 2 человека.

Вертолет А129 Mangusta

Вооружение

А129 Mangusta может иметь следующее вооружение.

  • 12.7-мм пулемет.
  • Боевая нагрузка составляет 1200 кг на 4 узлах подвески.
  • 8 ПТУР BGM-71 TOW либо 6 AGM-114 Hellfire, 12.7-мм пулемет FN-M3P, 2 контейнера FN ETNA HMP либо 2 ПУ HL-7-70 7х70-мм либо 4 УР AIM-9 Sidewinder либо HL-19-70 19х70-мм.

Вертолет А129 Mangusta

Особенности конструкции

  1. Вертолет разработан по двухвинтовой схеме с двухлопастным рулевым винтами и четырехлопастным несущим, хвостовой опорой и неубирающимся трехстоечным колесным шасси.
  2. В конструкции довольно широко используются композиционные материалы.
  3. Кабина экипажа двухместная, сиденья расположены тандемно. На заднем сидении размещается летчик, на переднем – оператор. Оператор может выполнять пилотирование самостоятельно.
  4. Фюзеляж бронирован, что позволяет выдерживать попадание пуль 12,7 мм.
  5. Неубирающееся шасси А129 рассчитано на посадку при вертикальной скорости до 10 м/с.
  6. Силовая установка включает двух турбовальных двигателя GEM-2 Мк 1004 производства фирмы «Роллс-Ройс».
  7. Основным противотанковым вооружением А129 являются ПТУР «Тоу» американского производства. На подкрыльевых узлах подвески размещаются до восьми ракет, возможно применение американских ПТУР «Хеллфайр», в том числе неуправляемых ракет калибра 70 мм. Также может быть размещена установка с пушкой или пулеметом калибра 12,7 мм под носовой частью фюзеляжа.
  8. В настоящее время также используется лазерный дальномер-целеуказатель, который необходим для наведения «Хеллфайра», использующего лазерную головку самонаведения.
  9. Для уменьшения уязвимости А129 оснащается станцией предупреждения о лазерном и радиолокационном облучении, а также станцией постановки активных помех зенитной артиллерии и РЛС ЗРК американского производства.

Видео о вертолете