Вертолет Ми-2:история создания, описание и летно-технические характеристики

Ми-2

Ми-2 – это советский многоцелевой вертолет, созданный в ОКБ Миля в первой половине 60-х годов. Данная машина стала первым советским серийным вертолетом с газотурбинным двигателем. Производство Ми-2 было налажено в 1965 году в Польше, он выпускался до 1992 года. За этот период было изготовлено более 5400 единиц этой машины.

Вертолет Ми-2 эксплуатируется и сегодня, он применяется для решения большого количества как военных, так и гражданских задач.

Ми-2 неоднократно проходил модернизацию, создано большое количество модификаций этой машины. Этот вертолет активно экспортировался:его основным покупателем был СССР и другие страны Варшавского договора. Однако, кроме этого, Ми-2 закупали Египет, Сирия, Куба, Лесото, Бирма, КНДР и другие государства. Сегодня Ми-2 используется в более чем двадцати странах мира.

Ми-2 успел и повоевать. Он применялся советскими войсками в Афганистане (правда, весьма ограничено), был участником арабо-израильской войны 1973 года. Вертолет использовался в нескольких локальных конфликтах и войнах.

На вертолете Ми-2 было установлено несколько мировых рекордов.

Ми-2

История создания

Уже к концу 50-х годов стало понятным, что первый серийный отечественный вертолет Ми-1 не соответствует требованиям времени. Его несколько раз пытались модернизировать, были проекты по установке на него газотурбинного двигателя (ГТД), однако они так и остались на бумаге. Нужна была новая машина с более продвинутыми летно-техническими характеристиками.

Миль предложил создать вертолет сразу с двумя газотурбинными двигателями. Такая конструкция силовой установки значительно повышала надежность машины и безопасность полетов, потому что при отказе одного из двигателей вертолет мог лететь, используя второй. Большой интерес к разработке новой машины проявило руководство гражданской авиации, позже на вертолет обратили внимание и военные.

К проектированию новой машины В ОКБ Миля приступили в начале 1960 года. Конструкторам было дано задание разработать такой вертолет, который можно было бы использовать для перевозки грузов и пассажиров, для военных целей, а также для нужд санитарной авиации и обработки сельскохозяйственных угодий.

Во время работы над Ми-2 конструкторы старались максимально использовать агрегаты и узлы вертолета Ми-1, чтобы уменьшить стоимость новой машины.

Силовую установку для Ми-2 разрабатывали в ленинградском ОКБ-117, итогом его работы стал двигатель ГТД-350 (400 л. с.). Его характеристики позволили в кратчайшие сроки создать новый вертолет, который по своим габаритам был практически равен Ми-1, но при этом имел большую грузоподъемность и пассажировместимость, а также значительно превосходил его по основным летно-техническим параметрам.

Ми-2

В начале 1961 года был одобрен макет будущего вертолета, а осенью того же года первая опытная машина поднялась в воздух. Уже на этапе государственных испытаний Ми-2 установил рекорд скорости для вертолетов подобного класса. Осенью 1962 года вертолет Ми-2 был представлен советскому правительству и руководству Польской Народной Республики.

Испытания показали, что двигатель вертолета нуждается в доработке. Также была изменена конструкция силовой установки в целом, что повысило удобство ее обслуживания. Это изменило форму кабины. Конструкторам прошлось полностью переделать несущий винт и создать новый рулевой винт, обладающий большей тягой.

Переговоры о массовом производстве нового вертолета между советским и польским правительством начались в 1963 году. В следующем году был заключен лицензионный договор, согласно которому серийное производство вертолетов и двигателей к ним должно было начаться на авиазаводе в Свиднике, где изготавливалась еще одна машина ОКБ Миля – Ми-1.

Советский Союз со своей стороны гарантировал регулярную закупку большого числа вертолетов, а также запасных частей к ним.

26 августа 1965 года в Польше в воздух поднялся первый вертолет Ми-2, сделанный поляками из советских комплектующих. В ноябре этого же года свой первый полет совершил Ми-2, полностью изготовленный в Польше.

Массовое производство машины было налажено в 1966 году, серийные машины несколько отличались от прототипов, изготовленных в СССР. У них не было килевой поверхности под хвостовой балкой, несколько отличалась форма верхней части фюзеляжа, было изменено расположение антенн и проблесковых огней.

Широкой общественности вертолет Ми-2 был показан во время выставки в Ле Бурже в 1967 году. На Западе эта машина получила обозначение Hoplite («Гоплит»). За помощь в налаживании серийного производства многие работники ОКБ Миля были награждены польскими правительственными наградами. В их числе был и Генеральный конструктор Миль, он получил командорский крест ордена Возрождения Польши.

Эксплуатация

Вертолет Ми-2 и сегодня находится в строю, эта машина активно эксплуатируется в нескольких десятках стран. Многие десятилетия Ми-2 успешно использовался в СССР, как в гражданской, так и в военной авиации. Более того, именно эти машины составляли основу советской легкой винтокрылой авиации.

В СССР вертолет Ми-2 активно применялся для обработки сельскохозяйственных угодий, а также для перевозки пассажиров и грузов. Для работы в условиях Крайнего Севера была создана полярная модификация этой машины. Использовался Ми-2 и для проведения поисково-спасательных операций. Для пограничников была создана модификация, оснащенная громкоговорителем.

Наиболее массовой была грузопассажирская модификация вертолета, весьма широкое распространение имел и сельскохозяйственный вариант Ми-2.

Ми-2

Использовался Ми-2 и в качестве боевого вертолета. На вертолет устанавливались авиационные пушки, пулеметы, неуправляемое и управляемое ракетное вооружение.

Ми-2 использовался во время ликвидации аварии на ЧАЭС.

В настоящее время в России эксплуатируется более 120 единиц вертолета Ми-2. После распада СССР многие из этих машин попали в частные руки, и выполняют самые разнообразные функции. Еще примерно триста машин эксплуатируется в бывших советских республиках.

Описание

Вертолет Ми-2 выполнен по одновинтовой схеме с одним несущим винтом и рулевым винтом на конце хвостовой балки. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок, его можно разделить на три части:переднюю с кабиной пилота, центральную (в ней находится пассажирский салон) и хвостовую – в нее входит хвостовая балка с рулевым винтом со стабилизатором.

Силовая установка Ми-2 расположена в большой надстройке над фюзеляжем машины (в так называемом «кабане»). Она состоит из двух двигателей ГТД-350, главного трехступенчатого редуктора и вентилятора, который охлаждает радиаторы и редуктор.

В состав топливной системы Ми-2 входит один бак емкостью 600 литров, который находится под полом пассажирской кабины. По бокам фюзеляжа можно подвесить еще два бака, каждый из которых вмещает по 238 литров топлива.

Вертолет Ми-2 оснащен несущим трехлопастным винтом и двухлопастным рулевым винтом. Управление несущим винтом осуществляется с помощью гидроусилителей, но в аварийных ситуациях возможно и ручное управление.

Кабина экипажа одноместная, в учебно-тренировочной модификации в кабине расположены два сидения – для курсанта и инструктора.

Ми-2

В состав пилотажно-навигационного оборудования вертолета входит гирокомпас, радиокомпас, радиовысотомер и радиостанции. В военные модификации Ми-2 также устанавливался радиолокатор.

Шасси вертолета трехопорное.

На вертолет в зависимости от его модификации и выполняемых задач может быть установлено различное дополнительное оборудование:топливные баки, лебедка, система для разбрызгивания химикатов.

Модификации

Ми-2

Вертолёт Ми-2 неоднократно модернизировался, существует множество его модификаций. Ниже приведены некоторые из них:

  • Ми-2. Базовая модель вертолета, рассчитанная на перевозку восьми пассажиров.
  • Ми-2Т. Транспортный вариант машины, способный перевозить 700 кг грузов в кабине или 800 кг – на внешней подвеске.
  • Ми-2R. Поисково-спасательная модификация вертолета, она оснащалась электролебедкой, способной поднимать 120 кг.
  • Ми-2МСБ. Модификация вертолета, созданная украинской компанией «Мотор-Сич» в 2011 году. Вертолет оснащен двигателями АИ-450М и более совершенной системой управления.
  • Ми-2РХР. Модификация, предназначенная для ведения химической и радиологической разведки местности. На вертолет устанавливалось специальное оборудование для забора проб воздуха.
  • Ми-2UPN. Разведовательно-ударная модификация вертолета. Его вооружение состояло из двух блоков с неуправляемыми реактивными снарядами.
  • Ми-2URP. Боевая модификация вертолета, предназначенная для поражения вражеских танков и другой бронетехники. Вооружение вертолета состояло из четырех ПТУР «Малютка».
  • Ми-2US. Модификация, предназначенная для огневой поддержки наземных войск. На вертолет устанавливалась 23-мм пушка или 7,62-мм пулеметы.
  • Ми-2КМ. Палубная модификация машины.
  • Ми-2М. Эта машина является глубокой модернизацией базового варианта Ми-2. Вертолет был снабжен двумя двигателями ГТД-350П, свой первый полет он совершил 1 июля 1974г.
  • PZL-Swidnik «Kania». Еще один вариант модернизации базовой версии Ми-2. Этот вертолет получил улучшенные обводы фюзеляжа, увеличенную кабину, два ГТД Allison 250-C20B, более совершенное пилотажно-навигационное оборудование. Первый полет этой модификации состоялся 3 июня 1979г. Машина была сертифицирована в Польше и США, построено семь серийных вертолетов.

Характеристики

Ниже представлены характеристики Ми-2:

  • диаметр несущего винта — 4,5 м;
  • диаметр рулевого винта — 2,7 м;
  • длина фюзеляжа — 11,4 м;
  • ширина фюзеляжа — 3,25 м;
  • нормальный взлётный вес – 3500 кг;
  • макс. взлетный вес – 3550 кг;
  • двигатель — 2 × ГТД-350;
  • мощность — 2 × 400 л. с.;
  • экипаж – 1 чел.;
  • количество пассажиров – 10 чел.;
  • макс. скорость – 210 км/ч;
  • дальность – 580 км;
  • потолок – 4000 м.