Вертолет RAH 66 Comanche

Контракт на разработку RAH-66 Сomanche был получен объединенной командой фирм «Sikorskay» и «Вoeing» в 1991 году. Перед разработчиками была поставлена задача создать вертолет способный с помощью усовершенствованной цифровой связи вести приоритетную разведку таких целей как:командные пункты, позиции баллистических ракет, узлы связи находящиеся в глубине территории неприятеля. Первый полет опытного образца был совершен в январе 1996 года. В феврале 2004 года американский Минобороны прекратил работы по проекту Вoeing Sikorsky RAH-66 Comanche из-за серьезных проблем с электроникой вертолета и дороговизной его производства.

Вертолет RAH 66 Comanche

Специфические особенности конструкции «Команч»

Характерной особенностью RAH-66 Сomanche, является его уменьшенная радиолокационная заметность. Для этого проектировщиками вертолета были значительно снижены показатели ЭПР (эффективной поверхности рассеивания). Достигнуто это было за счет:особой выпуклой части фюзеляжа с плоскими поверхностями, специального радиопоглощающего покрытия фюзеляжа и лопастей винта, убираемых шасси и поворачиваемой пушки, установки специфического обтекателя втулки несущего винта. Еще одним шагом вперед, стало значительное снижение величины теплового излучения силовой установки, за счет оригинальной системы охлаждения выхлопных газов. Для подавления инфракрасного излучения двигателей использовались специальные щели, идущие по всей длине хвостовой части. Через них горячие выхлопные газы смешанные с воздухом выбрасывались вниз. Еще один момент позволяющий вертолету дольше оставаться незамеченным — уровень шума основного несущего винта был существенно снижен. Все эти мероприятия способствовали тому, что вертолет «Команч» долгое время мог оставаться незамеченным для радиолокационных станций ПВО противника, был трудной целью для неприятельских ракет с инфракрасными или радиолокационными головками наведения.

Вертолет RAH 66 Comanche

Узловым элементом в конструкции RAH-66 служит изготовленная из композитных материалов коробчатая длинная балка, на которой с внешней стороны смонтированы все панели и агрегаты обшивки фюзеляжа. Компоновка обшивки выполнена нестандартно, а именно, 50% панелей съемные и могут легко демонтироваться для обслуживания и замены, повреждение обшивки (при сохранении невредимости силового блока) не влияет на прочностные характеристики всей конструкции.

Вертолет RAH 66 Comanche

Оружие вертолета Команч

RAH-66 Сomanche вооружен встроенной автоматической пушкой ХМ301 («Вулкан-2») с блоком вращающихся стволов и переменной скорострельностью. Орудие выполнено трехствольным и имеет калибр 20 мм. Полный боезапас ХМ301 нормальный — 320, максимальный — 500 снарядов. Темп стрельбы по воздушным целям — 1500 выстр/мин, по наземным — 750 выстр/мин.

Пушка установлена на специальной поворотной турели внизу носовой части фюзеляжа и может вести огонь по целям в передней полусфере. При необходимости она может убираться в обтекатель и складываться в специальный кожух. Пушка имеет необычную систему подачи боеприпасов, она осуществляется с помощью специального конвейера. Этот способ боепитания применяется ввиду небольших объемов носовой части вертолета. Барабанный магазин пушки с 500-ю снарядами размещен под кабиной пилота-оператора, на значительном расстоянии от пушки.

Вертолет RAH 66 Comanche

Вертолет может оснащаться ракетами находящимися в 2-х бортовых грузоотсеках для вооружения, размещаются они по обе стороны фюзеляжа в его средней части. В качестве узлов подвески используются держатели находящиеся на внутренней стороне открывающихся боковых створок-люков грузоотсеков. Каждая створка имеет три узла подвески и перед применением оружия поднимается в горизонтальное положение. В отсеках могут размещаться управляемые ракеты класса «воздух-воздух» — Stinger AIM-92, ракеты с лазерным наведением класса «воздух-поверхность»- Hellfire AGM-114. Могут использоваться сигнальные ракеты и 70 мм неуправляемые ракеты Hydra 70.

Вертолет RAH 66 Comanche

Ракетное вооружение вертолета Команч может быть расширено за счет использования дополнительных узлов подвески системы EFAMS. Они устанавливаются на бортах вертолета и состоят из двух небольших крыльев. Установить такую подвесную систему возможно и в полевых условиях.

Летные и технические данные RAH-66 Сomanche

Летные характеристики:

  • крейсерская/максимальная скорость, км/ч — 306/324;
  • максимальная дальность полета, км — 2222;
  • боевой радиус, км — 276;
  • перегоночная дальность/практическая дальность, км — 2335/900;
  • статический потолок подъема/практический, м — 3500/5000.

Вертолет RAH 66 Comanche

Технические характеристики:

  • высота/длина, м — 3,39/14,43;
  • диаметры винтов несущего/рулевого, м — 11,89/1,37;
  • вес пустого/нормальный взлетный/максимальный взлетный, кг- 4218/5799/7896.

Видео о вертолете