Советский бронетранспортёр БТР-60

БТР-60 — техника повышенной проходимости, которую разработали в СССР в конце 50-х годов прошлого столетия. Бронетранспортёр предназначался для замены БТР-152, числящийся в те годы на вооружении мотострелковых подразделений. Инженеры улучшили проходимость новой модели, а также «научили» её плавать.

БТР-60 в поле

Общая информация

60-я модель стала первым четырёхосным бронетранспортёром. Развитие линейки этой техники продолжается в наши годы. 16 лет (1960-1976) производился на горьковском автомобильном заводе. До 1987 года выпуском занимался курганский завод колёсных тягачей. Ещё одна производственная точка находилась в Румынии. Местные специалисты собирали технику по советской лицензии (ТАВ-71).

До конца 60-х годов БТР-60 являлся основным транспортом высокой проходимости в советской армии. В 70-80-х годах численность в армии значительно уменьшилась из-за выпуска 70-й и 80-й моделей. Машина прошла через многие боевые операции, включая Афганскую войну. Экспорт осуществлялся в десятки стран по всему миру. Несмотря на внушительный возраст, техника работает в армейских подразделениях 47 стран (данные на 2007 год).

В наше время популярна технология блокировки БТР-60. Самое распространённое применение — внедрение в конструкцию мостов автомобилей УАЗ. Во многих интернет-магазинах можно купить блокировку БТР-60 как новую, так и старую. О разнице в качестве говорить сложно, каждый находит для себя определённые преимущества. Средняя стоимость для гражданского транспорта составляет 8-12 тысяч рублей, для военного — до 19 500.

БТР-60 в боевой операции

История создания

Команда горьковского автомобильного завода начала проектировать транспорт в 56-м году. Проектом руководил Дедков В.А. В 1958 году инженеры подготовили первый прототип. Образец оснастили карбюраторным силовым агрегатом ГАЗ-40П, который развивал до 90 л.с.

Первые испытания показали, что мощности недостаточно для обеспечения требуемой проходимости. Инженеры попытались внедрить в конструкцию дизельный мотор ЯАЗ-206Б (205 л.с.), но из-за его большой массы от этой идеи отказались. Чтобы компенсировать недостаток мощности, приняли решения поместить в моторное отделение два двигателя 40П. Для стабильного функционирования всех мостов конструкторы собрали уникальную трансмиссию. Финальный вариант подготовили во второй половине 59 года.

БТР-60 опередил многих конкурентов, которые создавались в 50-х годах на конкурсной основе. Простота, надёжность и дешевизна — вот благодаря чему горьковский проект стал победителем государственного конкурса.

Приёмная комиссия Минавтопрома скептически отнеслась к идеи спарки двух двигателей. Этот вариант понравился военным: в случае отказа одного силового агрегата, транспорт мог доехать до технического центра на одном (максимальная скорость по шоссе при этом — 60 км/ч). 13 ноября 1959 года Министерство обороны приняло технику на вооружение.

Устройство БТР-60ПБ

Конструкция и оснащение

Броневой корпус и башня

Противопульная защита — слабая дифференцированная. Катаные листы гомогенной броневой стали лежат в основе корпуса (толщина — 5-9 мм). Для их соединения между собой применялась сварка. Для передвижения по воде корпус сделали обтекаемым. В конструкцию добавили складывающийся волноотражатель.

В стандартной версии кузов открытый. Предусмотрена установка тента для защиты от дождя. Улучшенная модификация БТР-60 ПБ получила полностью крытый кузов. Благодаря многочисленным резиновым уплотнителям машина стала полностью герметизированной. Фильтровентиляционная установка создавала внутри повышенное давление. Это не позволяло проникать грязному воздуху во все отделения бронетранспортёра.

Передняя часть выделена под отсек управления. В нём размещается два человека — капитан и механик. Десантники располагались в центральной части. Кормовую часть отвели под мотор и трансмиссию, а также иные технические узлы. Для комфортной транспортировки солдат в кузове имеются скамейки (в разных модификациях разное количество). Максимальная загрузка на воде — 10 человек.

Корпус БТР-60

Загрузка и выгрузка экипажа проходит через двери (четыре штуки). На каждом борту находится по две двери (расположены в верхней части). Солдаты имеют возможность вести огонь из личного оружия из корпуса бронетранспортёра. Для этого используются люки и лючки.

БТР-60 ПБ оснастили усечённой конусной башней. Она изготавливалась из тех же материалов и по той же технологии, что и корпус. Для размещения вооружения и прицельной системы сделали три амбразуры. Внутри башни находится стрелок, руководящий стрельбой. Винтовой механизм обеспечивает вращение конструкции.

Вооружение

Базовый вариант получил три пулемёта СГБМ. Первый находился в лобовой части кузова, второй и третий по бортам. В модификациях ПА и ПА1 СГБМ заменили на аналогичный по многим характеристикам ПКБ. К дополнительному вооружению относятся АК-47, РПГ-7 и гранаты Ф-1.

БТР-60 ПБ в передней части башни получил симбиоз КПВТ и ПКТ. Для горизонтального и вертикального наведения применялись винтовые механизмы. Для наводки на цель использовали перископический оптический прицел. КПВТ использовали для поражения легкобронированной или небронированной техники (дальность стрельбы — до 2 км). ПКТ применялся для обезвреживания живых вражеских объектов (дальность стрельбы — до 1,5 км).

Средства связи в БТР-60

Наблюдение и связь

Экземпляры первых лет выпуска оснащались двумя лобовыми люками для обзора местности. В условиях боевых действий функции люков на себя брали приборы Б-1 (шесть штук). В последующие годы оснащение дополнили устройством ТПКУ-2Б (капитан использовал его для осмотра окружения). Ночные приборы ТВН-2 (для механика) и ТВН-1 (для капитана) использовались в условиях ограниченной видимости. На последующих модификациях ПА и ПА1 состав обзорного оборудования сохранился.

Обзорность в БТР-60 ПБ улучшена. Все Б-1 заменили на 9 приборов ТНП-Б. Их расположили в различных частях корпуса. Прибор ночного виденья сохранили. В устройство добавили модернизированный прожектор. Десантное отделение оснастили перископическими смотровыми приборами МК-4Н. Башня лишена обзорных приспособлений. Имеются только прицельные механизмы пулемётов.

Первые модели и модификации для связи получили радиостанции Р-113. В ПБ их усовершенствовали, они получили индекс Р-123. В этой же версии БТР-60 схема дополнена танковым переговорным устройством. Им пользовались капитан, механик и стрелок.

Двигатель БТР-60

Мотор и трансмиссия

Для передвижения используются сразу два двигателя — горьковские 40П. Они имеют по шесть цилиндров, в сумме развивают до 180 л.с. Крепятся к общей раме. Первый и третий мосты работают за счёт правой силовой установки, второй и четвёртый — за счёт левой. Капитан имеет возможность деактивировать два моста. К дополнительным функциям силовых агрегатов относятся работа лебёдки и водомётного движителя. Топливные баки изолированы.

Состав трансмиссии:

  • Сцепление сухого типа с одним диском, дополненное гидравлическим приводом. Оно входит в единое устройство двигателя и КПП;
  • МКПП имеет четыре ступени. Движение по воде возможно за счёт работы коробки отбора мощности;
  • Раздатка БТР-60 имеет понижающую ступень. Правый ГАЗ-40П обеспечивает работу привода лебёдки благодаря наличию механизма отбора мощности;
  • В устройство двух главных передач входят кулачковые самоблокирующиеся дифференциалы БТР-60 повышенного трения. Такая технология применяется в наши дни на УАЗ в качестве пользовательского тюнинга;
  • Колёсные редукторы (четыре штуки);
  • Карданные валы, выступающие в роли связующих элементов узлов трансмиссии.

Конструкцию трансмиссии разрабатывали с оглядкой на то, чтобы была возможность передвигаться при одном неисправном силовом агрегате. В конструкции предусмотрен самоблок БТР-60, который обеспечивает одинаковую скорость вращения колёс, что повышает проходимость транспорта. Недостатком самоблока БТР-60 является то, что система уравнивает скорость вращения даже в тех ситуациях, когда это не требуется.

Ходовка

Колёсная формула — 8х8. Четыре моста равномерно распределены по базе. Две передние пары колёс управляются. Односкатные шины выдерживают пулевое попадание. Давление в шинах регулируется дистанционно двумя компрессорами. Независимая подвеска выполнена по торсионному типу. Колёса крепятся к двум рычагам, которые соединены с кузовом шарнирами. Каждый верхний рычаг всех осей, кроме третьей, оснащён двумя гидравлическими амортизаторами. При полной потере до двух колёс техника сохраняет способность передвигаться.

Водоходный движитель

Эксплуатация БТР-60 предусматривает преодоление водных преград, поэтому в устройство внедрили водомётный движитель. Реализован в виде водовода. Размещён под мотором. Водовод оснащён четырёхлопастным винтом, который приводится в действие от обоих ГАЗ-40П. Входное отверстие перекрыто решёткой, выходное закрыто броневой заслонкой.

Водовод оснащён двумя рулями, которые используются для маневрирования наплаву. Рули сблокированы с поворотом колёс. Передвижение назад обеспечивается блокировкой выходного отверстия, а потоки воды при этом направляются в боковые отверстия. Если водомёт сломается на воде, роль ускорителей на себя берут колёса (максимальная скорость в таком случае — 4 км/ч).

БТР-60 в полевых условиях

Какой можно сделать вывод?

БТР-60 — легендарный бронетранспортёр, который сыскал спрос на всех континентах. За всё время серийного выпуска с конвейера сошло от 10 до 25 тысяч экземпляров (точной информации с документальным подтверждением нет). На базе заводской техники инженеры в разных странах создавали многочисленные модификации. Они предназначаются для выполнения разных задач, и эксплуатируются по сей день.

Технология самоблокирующегося дифференциала сейчас используется не только в военных целях, но и гражданских. 60-я модель стала основой для будущих поколений.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий