Российский БТР-82А:история создания, описание и технические характеристики

БТР-82А

БТР-82 и БТР-82А – это российские бронетранспортеры, разработанные на рубеже прошлого и нынешнего десятилетия. По сути, создание этих машин является очередной попыткой модернизации старой и заслуженной боевой машины БТР-80. Конструкторы ставили перед собой задачу сделать на базе БТР-80 машину с более высоким уровнем защиты, огневой мощи и подвижности, а также значительно улучшить эксплуатационные характеристики бронетранспортера.

Разработка новых машин началась в 2009 году, а уже через год БТР-82 и БТР-82А были переданы на испытания, после прохождения которых обе модификации бронетранспортера были приняты на вооружение.

Серийное производство БТР-82 и БТР-82А налажено на Арзамасском машиностроительном заводе. В настоящее время на вооружении ВС РФ находится более 1200 единиц, кроме того, БТР-82А эксплуатируется еще в вооруженных силах Республики Казахстан (190 штук), а в 2016 году его планировала закупить Беларусь. Причем Казахстан закупил бронетранспортеры еще до того, как они были приняты на вооружение российской армией. БТР-82А поставляется в Сирию, хотя точное количество бронетранспортеров, отправленных в эту страну, неизвестно.

Базовой считается модель БТР-82, бронетранспортер БТР-82А отличается от нее только боевым модулем с 30-мм автоматической пушкой 2А72. Всего существует четыре модификации бронетранспортера.

По мнению отечественных экспертов, проведенная модификация значительно улучшила тактико-технические характеристики бронетранспортеров. В 2014 году, по мнению авторитетного международного издания Army Technology, российский БТР-82А вошел в десятку лучших мировых машин подобного класса.

БТР-82А

История создания

БТР-80 был разработан в начале 80-х годов на базе бронетранспортёра БТР-70, с учетом всех недостатков, которые были выявлены в тяжелых условиях Афганистана. Серийное производство машины началось в 1984 году. БТР-80 – одна из наиболее известных и заслуженных советских бронемашин, также ее можно назвать одной из наиболее удачных. БТР-80 имел хорошие технические характеристики, достойный уровень броневой защиты, обладал хорошей маневренностью и приличной огневой мощью.

БТР-80 активно использовался в Афганской войне, позже эта боевая машина участвовала во всех конфликтах на постсоветском пространстве. Бронетранспортер активно экспортировался, в настоящее время он состоит на вооружении 26 армий мира.

Однако с момента принятия бронетранспортера на вооружение прошло уже более тридцати лет, за это время требования к машинам подобного класса несколько изменились. Современные бронетранспортеры отличаются высокой огневой мощью, продуманной эргономикой, существенно вырос уровень их защищенности. Особенное внимание уделяется защите бронетранспортеров от мин и фугасов.

БТР-82А

Исходя из всего вышесказанного, неудивительно, что у руководства российских вооруженных сил появились планы по глубокой модернизации БТР-80, машины, которая уже давно стала одной из основных «рабочих лошадок» сухопутных войск.

Решение о начале работ по модернизации было принято в 2008 году, исполнителями работ были выбраны компания «Военно-инженерный центр» и ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».

В начале 2009 года начались проектные работы, в июле того же года проект новой машины был утвержден на научно-проектном совете, и изготовитель приступил к производству нового бронетранспортера, который получил наименование БТР-82.

Зимой 2010 года машина прошла государственные испытания, после чего БТР-82 был принят на вооружение. В 2011 году она начала поступать в строевые части Южного военного округа. В 2010 года БТР-82А был принят на вооружение ВС Казахстана, поставки машин в эту страну начались в 2012 году.

Описание конструкции

БТР-82 (и БТР-82А) – это глубокая модернизация советского бронетранспортера БТР-80, форма, размеры и компоновка корпуса полностью соответствуют советской боевой машине. Отделение управления расположено в носовой части бронетранспортера, боевое отделение, в котором размещаются десантники – в средней части, а моторно-трансмиссионный отсек находится в корме машины.

БТР-82А

Экипаж БТР-82 и БТР-82А состоит из трех человек:механика-водителя, наводчика и командира машины. В десантный отсек могут уместиться семь бойцов в полной экипировке с оружием.

Десантирование бойцов происходит через двустворчатую боковую дверь (как на БТР-80), верхняя створка которой открывается вперед по ходу движения, а нижняя служит подножкой. Таким образом, десантники могут покидать бронетранспортер на ходу. Кроме того, еще два десантных люка расположены на крыше корпуса. Водитель и командир машины имеют собственные люки для эвакуации, которые находятся прямо над их сидениями. Также в корпусе размещены многочисленные люки для удобного доступа к трансмиссии, двигателю и лебедке. В машине установлен кондиционер.

Масса бронетранспортера увеличилась из-за установки на него более мощного вооружения, однако это не привело к уменьшению подвижности машины. На ней был установлен новый, более мощный дизельный двигатель КАМАЗ-740.14‑300 (300 л. с.). Двигатель многотопливный, если необходимо его можно заправлять даже тепловозным топливом.

Разработчикам удалось несколько увеличить защищенность машины, покрыв внутреннюю поверхность корпуса кевларовой тканью. Это не только позволяет уберечь экипаж и десант от пуль и осколков, но и повышает уровень теплоизоляции и снижает шум внутри машины. Хотя, уровень защиты нового бронетранспортера так и остался прежним – противопульным.

Противоминная защита БТР-82 и БТР-82А была несколько увеличена по сравнению со старым БТР-80 за счет использования внутри корпуса специальных энергопоглощающих ковриков, задача которых взять на себя часть энергии взрыва. Однако подобная защита может выручить только при подрыве небольшого заряда (противопехотная мина), БТР-80 и БТР-82А не имеют уровня защиты от мин и фугасов MRAP.

В некоторых источниках подается информация о том, что места членов экипажа и десанта оснащены так называемыми противокомпрессионными сидениями. Они не крепятся к полу, а подвешиваются внутри корпуса. Это стандартный способ увеличить защиту военнослужащих, находящихся внутри боевых машин, от взрывной волны.

Однако для установки подобных сидений требуется значительная высота корпуса машины. Именно поэтому современные броневые машины, сделанные по стандартам MRAP, имеют высокий силуэт. Корпус БРТ-82А, спроектированный 35 лет тому назад, попросту не имеет места для их установки. Сидения в БТР-82 были установлены современные, но не противокомпрессионные.

На БТР-82 и БТР-82А установлена современная система пожаротушения, которая заметно снизила их взрывоопасность.

По мнению экспертов, комплекс проведенных работ позволил повысить общую защищенность новых машин примерно на 20%.

БТР-82А

На БТР-82А установлен новый боевой модель, что позволило существенно повысить боевую мощь машины. В его состав входит автоматическая 30-мм пушка 2A72 и пулемет ПКТМ. Штатное место наводчика переместилось из башни в корпус машины. Модуль оснащен двухплоскостным стабилизатором, что позволяет наводчику вести огонь во время движения машины, и электроприводами. Кроме того, на БТР-82 и БТР-82А установлен комбинированный круглосуточный стабилизированный прицел ТКН-4ГА, что дает возможность применять оружие боевого модуля как днем, так и ночью. Прицел оснащен каналом дистанционного подрыва боеприпасов. Боекомплект пушки составляет 300 снарядов.

Из-за повышения массы бронетранспортера разработчикам пришлось серьезно переделать ходовую часть машины. На БТР-82 были установлены новые колесные редукторы, современные карданные валы. На бронетранспортер были установлены амортизаторы с повышенной энергоемкостью. БТР-82 оснащен ведущими мостами с шестеренчатым принудительно блокируемым дифференциалом.

БТР-82 оснащен дополнительной силовой установкой мощностью 5 кВт, она обеспечивает энергией все системы машины во время остановки.

Пробег бронетранспортера до первого капитального ремонта составляет 50 тыс. км.

БТР-82А

Оценка проекта

Бронетранспортеры БТР-82 и БТР-82А – это, безусловно, большой шаг вперед по сравнению с его предшественником — БТР-80. Новые машины обладают более высокой огневой мощью, несколько улучшилась их защищенность и подвижность машины. Однако, все же, назвать БТР-82А «прорывом» не поворачивается язык. По сути, это старый добрый БТР-80 с новым боевым модулем, более мощным двигателем и переделанной ходовой частью.

В бронетранспортере сохранена старая компоновка советской машины, что можно смело отнести к одному из главных его недостатков.

Из-за заднего расположения моторно-трансмиссионного отделения выход для десантников пришлось оставить сбоку. Кроме того, он достаточно узкий и неудобный. Большинство современных машин подобного класса имеют просторный выход в корме.

Места для экипажа не отличаются особым удобством. Если механик-водитель будет убит или ранен достать его с рабочего места будет очень проблематично. Не меньше вопросов вызывает качество обзора с места водителя (особенно назад). Десантный отсек бронетранспортера тесный, нет энергопоглощающих кресел, которые сегодня являются практически неизменным атрибутом бронетранспортеров.

Недостаточным является и защищенность машины, особенно от воздействия взрывной волны.

В настоящее время Арзамасский машиностроительный завод работает над созданием еще нескольких модификаций БТР-82. Однако следует отметить, что линейка советских бронемашин БТР-60/70/80 является морально устаревшей и изменить этот факт не может никакая модернизация. Чтобы дать армии по-настоящему современную машину, ее придется разрабатывать с нуля.

БТР-82А

Характеристики

Ниже представлены ТТХ бронетранспортера БТР-85А:

  • экипаж – 3 человека;
  • колесная формула — 8х8;
  • двигатель — 8-цилиндровый КамАЗ 740.14-300 (мощностью 300 л. с.);
  • макс. скорость — 80 км/час по шоссе, 10 км/час на воде;
  • запас хода по шоссе — 600 км;
  • вооружение — 30-мм пушка 2А72, 7,62-мм пулемет ПКТ.