Грузовик-вездеход ГАЗ-62 4х4

Грузовики-вездеходы с повышенной проходимостью — один из востребованных видов транспорта. В военное время позволяют доставлять людей и грузы к линии фронта вне зависимости от качества дороги и типа местности. В мирное время такие машины могут использоваться в сложных типах местности при чрезвычайных ситуациях.

ГАЗ 62 — послевоенный грузовой автомобиль, рассчитанный на хорошую проходимость по размытым дорогам, песчаным барханам, склонам и болотистым участкам местности. Рассчитан на транспортировку 12 человек или грузов до 1,1 тонны.

Несмотря на востребованность подобного вездехода, разработка данной модели столкнулась с рядом проблем. Из-за них проектирование дважды перезапускалось, а итоговая версия грузовика прослужила недолго.

История создания

Бескапотный ГАЗ-62
Бескапотный ГАЗ-62

Первая модель ГАЗ-62 проектировалась еще до Великой Отечественной войны, в 1940 году. Акцент изначально делался на военное применение. Проблема заключалась в неактуальности имевшегося транспорта с колесной формулой 6х4. Именно поэтому в основу нового грузовика для повышения его эффективности ставился вариант 4х4.

Производство таких машин с полным приводом было затруднено ввиду отсутствия нужных технологий. Однако вскоре прошла закупка американского оборудования для производства шариковых шарниров равных угловых скоростей. На его основе был собран первый ГАЗ-62 с колесной формулой 4х4 и полным приводом.

С началом войны разработки были отложены. Акцент был сделан на производстве уже проверенных машин ГАЗ-67 и броневиков на их основе — БА-64. В итоге удачная разработка была приостановлена, а индекс «62» был присвоен уже другому грузовику.

Вторая версия ГАЗ-62 разрабатывалась на основе американских вездеходов Dodge WC51, полученных по ленд-лизу. Американские грузовики сочетали простоту в эксплуатации, надежность, хорошие ходовые качества и ремонтопригодность. На основе данных аспектов планировалось разработать собственный аналог.

Новый грузовик вездеход ГАЗ-62 был собран в 1952 году. От первого образца сохранился шестицилиндровый мотор. Новая машина была более комфортабельной, в конструкции были задействованы новаторские идеи. Вскоре появилась и модификация ГАЗ-62А с лебедкой.

Второй образец не смог полностью превзойти взятый за основу американский додж. Советский грузовик оказался немного тяжелее, уступал по мощности. Однако он отличался большей грузоподъемностью (на 250 кг), экономичностью и проходимостью.

Несмотря на преимущества и успешные испытания, новый вариант грузовика ГАЗ-62 так и не был введен в серийное производство. Причины этого до сих пор неясны, особенно учитывая продолжительную эксплуатацию Доджей, послуживших основой для советского грузовика.

Новая модель ГАЗ 62 проектировалась независимо от других. Со стороны военных были представлены четкие требования к габаритам и эксплуатационным характеристикам нового грузовика. В итоге разработка длилась всего год — в 1959 модель была представлена для испытаний.

Новый образец выпускался до 1962 включительно. В ходе испытаний и эксплуатации были выявлены определенные недостатки, из-за которых было решено разработать новый грузовик — ГАЗ-66, ставший преемником моделей «62». Именно он, имея около 35 модификаций, на 30 лет занял нишу легких военных грузовиков.

Модельный ряд

ГАЗ-62 с капотом
Один из образцов ГАЗ-62 с капотом

С учетом истории создания, модельный ряд ГАЗ-62 представлен тремя основными образцами, в определенной степени независимыми друг от друга. Каждая машина имеет конструктивные и технические отличия. Хотя основной моделью принято считать именно последний образец, получивший серийное производство.

Первый образец

Первая опытная модель ГАЗ-62 собрана в 1940 году. Для новой машины использовался шестицилиндровый мотор от ГАЗ-11 объемом 3,48 литра и мощностью в 76 л. с.

Рычаг раздаточной коробки имел четыре позиции:

  • задний ход;
  • жесткое включение обоих мостов;
  • нейтральное положение;
  • активация мостов с передаточным соотношением 1,82:1.

Кабина машины была сделана на основе ГАЗ-ММ. Отличие — увеличенный размер капота, поскольку был задействован другой двигатель. Решетка радиатора оригинальная. Позже данную версию модернизировали, заменив чугунные головки цилиндров на алюминиевые. Это увеличило мощность до 85 л. с.

С полной загрузкой данная модель развивала скорость в 88 км/ч. Для движения по снегу имелись грунтозацепы и браслетные цепи. Грузовик мог преодолевать сугробы высотой до 60 см.

Второй образец

Вторая модель автомобиля ГАЗ-62 появилась в 1952 году. Был сохранен мотор от первого образца. Скорость машины сохранилась на аналогичном уровне — до 85 км/ч. Грузоподъемность составила 1,2 тонны или 11 человек.

Среди инноваций выделяют следующие решения:

  • резиновые подушки в заделках рессор;
  • применение задних рессор переменной жесткости для плавности хода;
  • в кабине появилось отопительное оборудование.

В ходе армейских испытаний были выявлены недостатки, которые планировалось устранить в ближайших модернизациях. В итоге конструкция дополнилась герметичными барабанными тормозами, препятствующими воздействию грязи и влаги на механизмы.

Однако позже от данного решения пришлось отказаться: длительная эксплуатация показала сложность полевого обслуживания и ремонта тормозной системы. Одновременно с этим скапливающаяся внутри пыль сильно изнашивала механизмы, приводя к скорым поломкам.

Третий образец

ГАЗ-62
Базовая модель ГАЗ-62, пущенная в серийное производство

Третья модель грузовика ГАЗ-62 получила грузоподъемность в 1,1 тонну или 12 человек. Хотя образец и проектировался с нуля, многие решения перешли от предыдущих моделей. К примеру, сохранился двигатель.

Была задействована четырехступенчатая коробка передач. Раздаточный механизм собран с нуля и имел двухступенчатый редуктор с двумя передачами — высшей и низшей. Отсутствие в трансмиссии межосевого дифференциала снизило нагрузку на нее.

Крепление раздаточного механизма и коробки передач к поперечинам обеспечивалось коротким карданным валом. Еще два вала передавали крутящий момент на ведущие мосты.

Рулевой механизм сконструирован из глобоидального червяка и двойного ролика. Сохранилась кинематика рулевой трапеции. Поперечная тяга располагалась позади передней оси.

Электрооборудование машины обеспечивало мощность в 12 Вт. Для предотвращения сложностей запуска в мороз имелся ламповый термосифонный подогреватель. При необходимости можно было использовать самовытягивающую лебедку, подключенную к коробке отбора мощности.

ГАЗ-62Б и П

Модификации ГАЗ-62Б и П разрабатывались на базе второй модели в 1956 году. Отличительная особенность — колесная формула 8х8. Четырехскоростная трансмиссия оставалась стандартной, оснащалась одним раздаточным механизмом. Основные передачи второго и третьего моста имели одинарные конические пары.

Другая особенность ГАЗ-62Б — авторегулировка давления в шинах. Таковая применялась впервые в советском машиностроении. Для грузовика использовали мотор мощностью в 94,5 л. с. При полной загрузке в 4,2 тонны грузовик развивал скорость до 80 км/ч.

Несмотря на определенные преимущества, машина так и не получила серийного производства. Формула 8х8 оказалась неэффективной: грузовик уже на первых тестах не показал никаких преимуществ, делающих его производство выгодным и востребованным.

Технические характеристики

ГАЗ-62 со снятым верхом
ГАЗ-62 со снятым верхом для воздушной транспортировки

В ГАЗ 62 технические характеристики рассматривают на основе третьей модели, получившей серийное производство.

Среди ее показателей выделяют:

  • грузоподъемность — 1100 кг;
  • допустимая масса прицепа — 1200 кг;
  • полный вес без лебедки — 3670 кг;
  • длина — 4,85 м;
  • ширина — 2,1 м;
  • высота без нагрузки — 2,25 м;
  • колесная база — 2,7 м;
  • дорожный просвет (клиренс) — 0,285 м;
  • мощность двигателя при 3 тыс. оборотах — 80 л. с.;
  • привод — задний или полный;
  • шины специальные с бортовым кольцом, 11,00-16;
  • емкость бака — 105 л;
  • расход топлива при скорости в 40 км/ч — 16 л на 100 км;
  • топливо — А-66.

Двигатель шестицилиндровый, четырехтактный, работает на жидкостном охлаждении. Коробка передач четырехступенчатая, с синхронизаторами на 3-й и 4-й передаче. Раздаточная коробка с понижающей передачей и отключаемым передним мостом.

Особенности конструкции

Откидная кабина ГАЗ-62
Откидная кабина ГАЗ-62 позволяла добраться до двигателя

Учитывая разницу моделей и образцов автомобилей ГАЗ 62, отличаются и особенности их конструкции. Выпускались капотные и бескапотные машины, однако, именно второй вариант получил серийное производство. У такого грузовика кабина располагалась над двигателем, а для удобства доступа был предусмотрен откидной механизм, работающий на двух пружинах.

Для транспортировки и десантирования машин с воздуха, верх кабины был сделан брезентовым, лобовое стекло откидным, а боковые стекла дверей — съемными. Также устройство вездехода было рассчитано на транспортировку средств связи и раненых, военных грузов и буксировку противотанковых пушек.

ГАЗ-62 цена

ГАЗ-62 выпускался непродолжительное время, что сделало его довольно раритетным грузовиком. Такие чаще выставляются в музеях, а среди частных коллекций не приживаются. Однако есть любители, которые проводят полный ремонт и тюнинг машин, приспосабливая устаревшие модели к современным условиям.

Стоимость таких машин варьируется в зависимости от состояния грузовика и может составлять как символические несколько сотен рублей, так и вполне внушительную сумму. Второй вариант чаще относится к экспериментальным образцам, не получившим массового производства. Также стоимость грузовиков будет зависеть и от региона его продажи.

Отзывы владельцев

ГАЗ-62 имеет ряд интересных технических решений для своего времени. Множество успешных испытаний и сравнение с аналогами показали надежность, экономичность и высокую проходимость таких машин. Однако серийное производство их было недолгим.

Несмотря на преимущества таких грузовиков, владельцы и эксперты отмечают определенные недостатки некоторых сборок. Связаны они с эксплуатационным обслуживанием и применением машин в различных условиях. Большинство недостатков постепенно устранялись в ходе модернизаций. Однако в итоге именно они привели к снятию ГАЗ-62 с производства.

В результате преимущества данных грузовиков были перенесены в новые модели, а сама серия стала по сути экспериментальной. Выделить в ней конкретные положительные и отрицательные аспекты ни владельцы, ни эксперты не берутся. В целом, с поправкой на годы производства и технологии, грузовики тепло воспринимаются теми владельцами, которые сталкивались с данными машинами.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий