Гусеничный вездеход ГАЗ-71

ГАЗ-71 — вездеходное транспортное средство, которое использовалось в Советском союзе в военных целях, а также для исследования недоступных территорий Сибири. Машина сменила на посту 47-ю версию, которая к 60-м годам утратила своё качество и требовала серьёзных доработок.

ГАЗ-71 с улучшенным каркасом

Общая информация

В 60-е годы, когда экономика начала восстанавливаться от войны в 40-х годах, правительство задумалось о создании нового автомобиля, который мог бы проходить по любому дорожному покрытию. Авто планировали использовать для исследования Сибири, Дальнего Востока и других неисследованных районов для развития нефтяной и газовой отраслей.

От новой машины требовали возможность проходить не только по бездорожью, но и по воде. Также транспорт должен был выдерживать суровые климатические условия (повышенная влажность и низкие температуры).

ГАЗ-71 в полевых условиях

С 1954 по 1964 года горьковский автомобильный завод выпускал ГАЗ-47, который использовался в различных отраслях и ценился за высокую проходимость. В 60-е годы владельцы стали понимать, что старый вездеход не выдерживает современных реалий. Инженеры начали разрабатывать новую модель на базе старой, взяв от неё все сильные стороны.

С проблемой столкнулись на стадии производства: горьковское предприятие не могло выпускать достаточного количества экземпляров для обеспечения потребностей всего государства. В 1973 году выпуск полностью перенесли на ЗЗГТ.

Крытая платформа ГАЗ-71

Загрузка...

Сфера применения

Первый опытный образец гусеничной машины нового поколения был собран в 1968 году. Новую модель назвали ГТ-СМ. За 17 лет производства 71-я версия выполнила огромное количество хозяйственных и военных задач. Потребитель ценил авто за технические характеристики и высокую проходимость.

Некоторые ГАЗ-71 сохранились до нашего времени и продолжают нести регулярную службу. Их используют на Севере. Долгий срок службы объясняется простой конструкцией, дешёвым обслуживанием и высокой распространённостью запчастей.

Вездеход доставляет людей и грузы разной категории в отдалённые уголки страны, преодолевая бездорожье, водные преграды и низкие температуры. В военной отрасли использовали для транспортировки солдат, поддержки научных экспедиций, эвакуации раненных и многом другом. 71-й способен перевозить прицепы массой до 2 тысяч килограмм.

Приборная панель ГАЗ-71

Езда по бездорожью дополняется функцией самовытаскивания в случае застревания. Может передвигаться по сугробам, пустыне, болота и плавать по воде. Максимальная длительность заплыва — полтора километра. За счёт вращения гусениц может развивать скорость по водному покрытию до 6 км/ч.

Для плавания требуется установка быстросъёмных гидродинамических кожухов. Выйти с воды машина может по наклону не более 20 градусов. Специалисты рекомендуют использовать транспорт на спокойных реках, быстрое течение может затопить автомобиль.

Салон ГАЗ-71

Технические характеристики

При движении по дорогам вездеход ГАЗ-71 показывает отличную манёвренность, развивает хорошую для своей массы и мощности скорость — до 50 км/ч. Значение максимальной скорости было увеличено по сравнению с ГАЗ-47. По болотистой местности и снегу разгоняется до 18 км/ч.

Технические характеристики:

  • Длина — 5 390 мм;
  • Ширина — 2 582 мм;
  • Высота — 1 740 мм;
  • Клиренс — 380 мм;
  • Мощность силового агрегата — 115 лошадиных сил;
  • Расход топлива — 100 литров на 100 км.

Расход топлива

При движении с максимальной скоростью или по бездорожью может потребоваться до 150 литров на 100 километров. Среднее значение расхода — 100 литров. Вездеход имеет 4 бака: три по 232,5 литра каждый и один на 77,5 литров. Полной заправки хватит на преодоление 400-500 километров без дозаправок.

Сиденья в кузове ГАЗ-71

Двигатель и КПП

Силовой агрегат объёмом 4,25 литра — ЗМЗ-41 — работает на бензине вкупе с карбюратором, имеет восемь цилиндров. Мощность — 115 лошадиных сил. Двигательный отсек оснащён системой, которая одновременно активирует мотор, коробку передач, дополнительную скорость и сцепление.

Силовая установка закрыта металлическими пластинами со всех сторон. Они легко снимаются, поэтому ремонтники имеют свободный доступ к двигателю со сторону кабины и кузова. Дизельный мотор появился только в транспорте нового поколения — ГАЗ-3403.

Механическая коробка передач имеет пять скоростей — 4 передние и 1 заднюю. Раздатка оснащена двойной передачей. Сцепление сделано по сухому типу с одним диском. Конструкция дополняется бортовыми редукторами и ленточной тормозной системой.

Вид сзади ГАЗ-71

Ходовая часть

В основе ходовой части лежат двенадцать катков с гусеницами. Они покрыты резиной и работают совместно с двухвенечными колёсами. На задник катки были установлены гидравлические амортизаторы, так как они направляющие.

Каждая гусеница ГАЗ-71 состоит из 83 элементов, которые соединены стальными креплениями. Для долгого срока службы гусениц предусмотрены съёмные снегоочистители. Они не дают образовываться наледи и скоплению снега.

Внешний вид ГАЗ-71

Строение кузова и кабины

Грузовая платформа машины сделана из стали. Для перевозки людей в условиях низких температур предусмотрена возможность установки тента и отопительная система кузова. Тент монтируется на каркас, вентиляционные свойства выполняет специальный рукав. В кузове есть санитарное оборудование для эвакуации раненных людей. Платформа предусмотрена на 10 пассажиров, для их комфорта есть откидные полумягкие сиденья.

Кабина выполнена по цельнометаллической технологии. Имеет две двери и вмещает двух человек — пассажира и водителя. Герметизация выполнена на высоком уровне — после преодоления водных преград глубиной до 1,2 метров в салоне сохраняется полная сухость. В качестве вентиляции выступают два люка, которые можно открывать. Термо- и шумоизоляция выполнены хорошо. Для сохранения комнатной температуры в кабине установлен отопительный механизм. Аккумулятор находится за водительским сиденьем, его закрывает металлическая пластина, которая легко снимается.

Военный ГАЗ-71

Какой можно сделать вывод?

Гусеничный вездеходный транспорт ГАЗ-71 — настоящая легенда советского машиностроения. Производство этой модели было закончено в 1985 году, но некоторые экземпляры работают в различных сферах в наши дни. Наибольшее распространение имеет в районах с низкими температурами.

Приобрести автомобиль можно на вторичном рынке. Стоимость зависит от технического и внешнего состояний. Машины в отличном состоянии предлагаются за 700-1300 тысяч рублей, в зависимости от года выпуска. Требующие ремонта грузовики обойдутся покупателю в 200-700 тысяч рублей.

Новые запчасти распространены в специализированных магазинах, также есть много предложений на вторичном рынке. Можно использовать комплектующие от следующего поколения вездеходов — ГАЗ-3403.

Загрузка...