Немецкие бронетранспортёры Hanomag: SdKfz 250 и SdKfz 251

Hanomag

В немецкой концепции молниеносной войны, которая была значительно дополнена в 30-е годы прошлого века, большое внимание уделялось подвижности пехотных подразделений.

Один из видных германских теоретиков использования танковых войск генерал Гудериан в своем классическом труде «Внимание, танки!» так описывал функции пехоты в грядущей войне: «Задача пехоты состоит в том, чтобы немедленно использовать эффект танковой атаки для быстрого продвижения вперед и развития успеха».

Эта цитата показывает, что немецкие военачальники четко понимали, что без мощного пехотного прикрытия применение танков не будет эффективным. Однако сразу возникла проблема, как повысить подвижность пехоты до уровня танковых подразделений.

В Германии существует машиностроительная компания Hanomag (Hannoversche Maschinenbau AG), которой вскоре исполнится 150 лет. На протяжении своей истории она занималась выпуском легковых и грузовых автомобилей, тракторов и паровозов. У граждан бывшего СССР название Hanomag всегда ассоциировалось только с Великой Отечественной войной, вернее, с двумя образцами техники, которые изготавливались на заводах этой компании: с бронетранспортерами SdKfz 250 и SdKfz 251. Наряду с пистолетом-пулеметом МП-40 эти машины стали настоящей визитной карточкой сухопутных войск гитлеровской Германии.

Hanomag

Немецкий БТР «Ханомаг» (или «Ганомаг») был действительно массовой машиной, которая активно применялась на всем протяжении войны, в том числе и на Восточном фронте. Всего было выпущено 15252 бронетранспортеров Hanomag SdKfz 251 и 7326 единиц SdKfz 250. Эти машины были настоящими «рабочими лошадками» вермахта: они использовались не только для перевозки пехотных подразделений, но и для эвакуации раненых, транспортировки артиллерийских орудий и минометов, подвоза боеприпасов, осуществления разведки, в качестве штабных машин и машин связи. На базе этих БТР были созданы самоходные артиллерийские и зенитные установки. Для каждого из бронетранспортеров было разработано большое количество модификаций.

Немцы не только сами использовали «Ханомаги», но и поставляли (в небольших количествах) их своим союзникам. После войны производство этих бронетранспортеров наладили чехи, он находился на вооружении армии Чехословакии вплоть до середины 80-х годов.

Бронетранспортеры SdKfz 250 и SdKfz 251 отличались высокой надежностью и отличной проходимостью. Наиболее массово они применялись на Восточном фронте и в Африке, то есть там, где немецкой армии больше всего приходилось сталкиваться с бездорожьем. Их с удовольствием использовали не только солдаты вермахта: бронетранспортер Hanomag был любимым командным пунктом командира Африканского корпуса фельдмаршала Роммеля.

Кстати, название «Ханомаг» является полностью советским, в немецких документах этот бронетранспортер так никогда не называли.

Hanomag

Загрузка...

История создания

Активно использовать автомобили для транспортировки пехоты начали во время Первой мировой войны. Чуть позже англичане на базе танка базе Mk I создали первый в мире бронетранспортер, в задачи которого входило не только доставить солдат до линии фронта, но и поддержать их огнем на поле боя. В период между мировыми войнами вопрос сопровождения танков и поддержки пехоты пытались решить по-разному. В СССР активно занимались созданием бронеавтомобилей, вооруженных пушками и пулеметами. Обычной тактикой Красной армии был так называемый танковый десант, когда группу пехотинцев просто размещали на броне танка.

Немцы пошли несколько иным путем: имея мощную тракторную и автомобильную промышленность, они занялись разработкой бронетранспортеров. Первые модели немецких полугусеничных автомобилей появились еще в период Первой мировой войны. Имея более высокую проходимость по сравнению с обычными колесными машинами, они использовались для транспортировки пехоты, артиллерийских орудий и других армейских грузов. В 1919 году в качестве эксперимента на полугусеничный тягач «Крафтпротце» была установлена броневая защита, затем он был передан полиции Веймарской республики.

Hanomag

Позже на бронетранспортеры начали устанавливать вооружение: на артиллерийский тягач фирмы «Рейнметалл-Борзиг» установили 37-мм орудие KwK L/70 и 7,92-мм пулемет. В 1934 году был разработан полугусеничный артиллерийский тягач HK 600p, принятый на вооружение в следующем году.

В середине 30-х годов в Германии началась разработка полугусеничных бронетранспортеров на базе артиллерийских тягачей. На базе шасси однотонного Sd.Kfz.10 и трехтонного Sd.Kfz.11 были созданы соответственно БТР Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251.

Работы над Sd.Kfz.251 вела компания Ганза-Ллойд из Гамбурга, после их успешного завершения патент на машину был выкуплен ганноверской компанией Hanomag. Она занималась изготовлением ходовой части нового БТР, броневой корпус поставляла компания Bussing, а окончательная сборка производилась на других предприятиях.

Первые прототипы «Ханомага» появились в 1936 году, в войска новая техника стала поступать в начале 1939 года.

В конце тридцатых годов Управление вооружения подготовило техническое задание на разработку легкого бронетранспортера на полугусеничном шасси. Новая машина должна была дополнить Sd.Kfz.251, выпускавшиеся в тот момент уже серийно.

Работы над новым БТР были закончены уже во время войны (в 1940 году), а в 1941 году Sd.Kfz.250 начал поступать в войска. За время серийного производства были созданы более десяти модификаций этого полугусеничного броневика.

Sd.Kfz.251

БТР Sd.Kfz.251 имел открытый бронекорпус, состоящий из каркаса, на котором при помощи болтов крепились броневые плиты. Они имели значительный наклон и толщину от 6 до 14 мм (лобовая часть). В передней части корпуса находился моторный отсек, за ним располагалось отделение управления, а в задней части машины размещались десантники.

В моторном отделении находился двигатель, топливный бак и система управления колесами. Сразу за ним располагались места командира и механика-водителя, от моторного отсека их отделяла противопожарная перегородка. Для управления «Ханомагом» водитель использовал руль, стандартные педали и рычаг переключения скоростей. Отделение управления Sd.Kfz.251 имело крышу, на некоторых модификациях машины место командира находилось не рядом с водителем, а в ее кормовой части.

Hanomag

В боевом отделении под обеими стенками устанавливались скамьи для пехотинцев, на надгусеничных полках находились ящики со снаряжением и ЗИП. На стенках были предусмотрены крепления для личного оружия десантников. Для защиты от непогоды боевое отделение машины можно было сверху закрыть брезентовым тентом. Десантирование осуществлялось через двустворчатую дверь, находящуюся на корме машины. Бойниц в корпусе не было, бойцы могли вести огонь поверх бортов.

Немецкий бронетранспортер «Ханомаг» оснащался карбюраторным двигателем Maybach HL 42 TURKM с шестью цилиндрами и мощностью в 100 л. с. Радиатор системы охлаждения располагался перед блоком цилиндров в носовой части машины. БТР Hanomag имел трансмиссию планетарного типа, с четырьмя передачами вперед и одной назад.

Отличительной чертой бронетранспортеров «Ханомаг» являлась их ходовая часть. Для управления машиной использовались колеса, которые находились в ее носовой части. Гусеницы обеспечивали «Ханомагу» высокую проходимость. Преимуществом подобной схемы являлась ее сравнительная простота (фрикционы и бортовые передачи были не нужны), при сохранении достоинств гусеничного шасси.

Поворот бронетранспортера в большинстве случаев осуществлялся с помощью рулевого механизма, как на обычном автомобиле. Только на слишком крутых поворотах (более 15 градусов) необходимо было тормозить одну из гусениц.

Подвеска БТР Sd.Kfz.251 была смешанной: колесный мост имел листовую рессору, а гусеничная часть – независимую торсионную. Бронетранспортер имел по три ряда опорных катков на каждый борт: наружный ряд состоял из трех катков, средний – из шести, в состав внутреннего ряда также входило три катка. Задние опорные катки были направляющими, а передние – ведущими.

Hanomag

Стандартное вооружение «Ханомаг» состояло из 7,92-мм пулемета MG 34, прикрытого броневым щитом. Он был установлен над отделением управления. При желании пулемет можно было переставить на вертлюг, расположенный на корме. В этом случае огонь можно было вести и по воздушным целям.

Бронетранспортер имел большое количество модификаций, которые имели некоторые отличия в конструкции и вооружении. Основными модификациями были Ausf. А, В, С и D, кроме них, существовали еще 23 узкоспециализированных вариантов машины.

Hanomag

Sd.Kfz.250

Sd.Kfz.250 был запущен в серийное производство несколько позже, чем БТР Sd.Kfz.251, в конструкции этих двух машин очень много общего. У них одинаковая схема и компоновка, оба бронетранспортера оснащались одним и тем же двигателем Maybach HL 42 TURKM.

Последнее обстоятельство обусловило несколько большую удельную мощность Sd.Kfz.250. Он относился к легким полугусеничным бронетранспортерам, весил 5,8 т (вместо 9,14 т у Sd.Kfz.251), его корпус был несколько уже и короче, чем у Sd.Kfz.251.
Sd.Kfz.250 имел два варианта конструкции корпуса: старый (alt) и новый (neu), последний из которых был несколько проще. Так же как и его более массивный аналог, Sd.Kfz.250 имел бронированный корпус, открытое десантное отделение и экипаж из двух человек.

Hanomag

Обычно Sd.Kfz.250 применялся для транспортировки половины пехотного отделения. Бронетранспортер имел более десяти модификаций. Основным вооружением стандартной модификации машины являлся пулемет MG 34 со щитком.

Гусеничная часть ходовой состояла из пяти опорных катков на каждый борт.

На базе стандартной модификации были разработаны машины для выполнения самых разных функций: машина связи, которая могла оснащаться различными видами радиостанций, самоходный миномет с 81-мм минометом, установленным в середине десантного отделения, машины для перевозки боеприпасов. Также можно отметить модификацию, вооруженную легкой пушкой Kwk 37 или противотанковый вариант с 37-мм орудием.

На базе Sd.Kfz.250 было создано несколько разведывательных машин, бронетранспортер для корректировки огня и укладчик кабелей связи в прифронтовой зоне.

Характеристики

Название SdKfz 251 SdKfz 250
Год выпуска, год 1939 1940
Всего произведено, шт. 15252 7326
Масса, т 9,14 т 5,8
Экипаж, чел. 2+10 2+4
Высота, м 2,25 1,66
Ширина, м 2,15 1,95
Длина, м 5,76 4,56
Вооружение один или два 7,92-мм MG 34
Двигатель Maybach HL 42TKRM
Мощность, л. с. 100 л. с.
Скорость, км/ч 50 76
Запас хода, км 275 320

Hanomag

Загрузка...