Вездеход КамАЗ-4310 с колёсной формулой 6х6

КамАЗ-4310 — грузовой транспорт, способный проходить бездорожье. Много лет продукт являлся основным для камского автомобильного завода. Первая партия, выпущенная в 1981 году, её предоставили для армейских нужд.

Электроника КамАЗ-4310

Общая информация

Стандартная версия авто оснащена ведущими мостами, работающими по новому принципу. Четыре карданных вала дополнялись полным приводом. Платформа цельнометаллическая, задний и боковые борта открывались посредством откидывания. Пол сделан из дерева, кузов можно закрывать тентом, который устанавливается на каркас.

Основная функция машины — транспортировка пассажиров и грузов различной категории в районы любой отдалённости. Технические узлы способны работать в суровых климатических условиях, полный привод даёт возможность передвигаться по грунтовым дорогам и бездорожью.

Наибольшим спросом пользовались 106, 105 и 101 версии грузовика. 101-й модель сменила базовую модификацию в 1989 году. КамАЗ-4310 бортовой 105-й модификации используется для выполнения гражданских задач. 106-я модель является улучшенной 105-й, получила внешние и технические улучшения.

КамАЗ-4310 едет по снегу

История создания

Технические характеристики вездехода стали настоящим прорывом в 80-х годах прошлого столетия. 4310 преодолевает препятствия различной высоты, проходит через водные преграды (до 1,5 м глубины) и справляется с резкими спусками и подъёмами. Серийный выпуск стартовал в январе 1981 года.

Разработкой грузовика занимались специалисты автомобильного завода «ЗИЛ». Руководство поставило задачу создания инновационного транспорта в 1967 году. До 1968 года решались технические моменты, после чего на сборку готового варианта выделили 10 лет.

За этот период в Москве собрали 12 машин, каждая из которых являлась доработкой предыдущего экземпляра. За время многочисленных испытаний техника прошла более полутора километров пути различной сложности. За 10 лет разработали более 50 решений, которые ранее нигде не применялись.

КамАЗ-4310 едет в гору

Загрузка...

История развития

Стандартная модель сходила с конвейера в течение 8 лет. За этот период инженеры внесли несколько незначительных изменений в устройство. Для открытия кабины сделали гидравлическую систему, кабины некоторых вариантов оборудовались кроватью.

В 1989 году 101-я версия сменила изначальную. Её использовали для армейских и хозяйственных нужд. Автомобиль КамАЗ-4310 имеет откидные скамейки, на которых можно разместить до 30 людей. Машина может тянуть за собой прицеп «2ПН-4М2». Лебёдка есть в любой модификации, некоторые оснащены дополнительной кроватью.

106-я версия пошла на конвейер в 89-м году. По сравнению со 105-й, специалисты снизили массу и увеличили грузоподъёмность на 1 тонну до 7 тонн. Осталась возможность транспортировать прицеп — «ГКБ-8350» или его вариации с откидывающимся тентом. 105-й вариант не имеет глобальных отличий от первоначального авто. Её конструкция упростили, а вес снизили.

КамАЗ-4310 с цистерной

Интересный момент — некоторые экземпляры одной линейки отличались друг от друга сильнее, чем от экземпляров других семейств.

Сложный период развала Советского Союза никак не сказался на производительности предприятия. Темпы производства падали во время мирового финансового кризиса. В наши дни можно приобрести 4310 давних годов выпуска в отличном состоянии, так как многие партии отгружались в армию и там становились в консервацию, так и не дожидаясь своего звёздного часа.

КамАЗ-4310 с жилым модулем

Устройство КамАЗ-4310

Приводная система, на которой базируется вся техническая часть, позволяет передвигаться в условиях низкой рельефной проходимости. Машину использовали, чаще всего, для перевозки людей и грузов в труднодоступные районы. Высокий спрос обосновывается за счёт простой конструкции и возможности передвигаться по бездорожью.

Транспорт обладает хорошей манёвренностью. Этому способствуют односкатные мосты и приводной механизм. Дополнением стала уникальная автономная система контроля давления в шинах, которая автоматически регулировала его в зависимости от дорожного покрытия. Совершать манёвры различной сложности можно на скорости 40-60 км/ч.

Раздаточная коробка КамАЗ-4310

Раздатка состоит из двух ступеней, оснащена межосевым дифференциальным механизмом, сделанным по несимметричному типу. Транспортировочные скорости с лёгкостью переключаются благодаря электропневматическому приводу. Привод также отвечает за блокирование дифференциального механизма.

Раздаточную коробку поместили в рамный корпус на прокладки из резины. Работа жёсткой рамы смягчается четырьмя резиновыми подушками. Такой подход увеличил срок службы систему регулировки. Простая, но надёжная конструкция вкупе с хорошей сборкой, обеспечивают долгий период работы механическим деталям грузовика.

Конструкция раздаточной коробки КамАЗ-4310 представлена тремя валами. Конструкция первичного вала предусматривает ведущий шестеренчатый элемент. Он помещён на подшипники во внутреннюю часть картерного приспособления. Регулярная тяга оказывает равномерное воздействие на все технические узлы. Это возможно благодаря разблокировочному дифференциальному действию.

КамАЗ-4310 с крытым кузовом

Мосты

Соединения мостов постоянно обеспечиваются беспрерывным крутящим моментом. Дифференциал межосевого типа отвечает за работу крутящего момента. Картеры на мостах сделаны из балок, которые на заводе прошли через процедуру штамповки. К балкам крепятся ряд других элементов: картерные люки, тормозные фланцы и рессорные опоры.

Передний мост КамАЗ-4310 оснащён шарнирными элементами. Они используются для эксплуатации грузовика на разной скорости, сделаны по угловому типу. Масса опоры моста — 0,64 тонны. Схема переднего моста включает в себя множество деталей. Подробное строение можно узнать в технической документации машины.

КамАЗ-4310 с открытым кузовом

Двигатель КамАЗ-4310

Разные варианты вездехода могут оснащаться одним из двух моторов:

  • 740.10 — дизельная силовая установка с восемью цилиндрами и объёмом 10,85 литров. Достигается 210 лошадиных сил при 2600 оборотах в минуту. Блок цилиндров сделан из чугуна, а головки из алюминия;
  • 740.20 — аналогичный дизельный силовой агрегат, только развивает 220 лошадиных сил. Сцепление — фрикционный механизм, состоящий из двух дисков.

Кабина

Кабина КамАЗ-4310 отвечает комфортным требованиям 80-90-х годов прошлого столетия. Под ней расположен двигатель, она оснащена вентиляционной системой. По рычажно-рулевому принципу реализован механизм контроля работы авто. Кабина откидывается посредством гидравлического механизма. Она имеет два основных вида для всех вариантов 4310. Основное отличие заключается в наличии кровати для отдыха шофёра.

КамАЗ-4310 сортиментовоз

Топливный запас

Базовая комплектация предусматривает два бака по 125 литров. Автомобили, сделанные по спецзаказу, могут оснащаться двумя баками с вместимостью по 250 литров. Даже такой вариант не даёт возможности совершать длинные поездки без дозаправки. Устройство позволяет использовать масло средней ценовой категории, что снижает расходы на содержание транспорта.

Тормоза

Тормозная система представлена многочисленными механизмами и узлами. Подробное описание каждого элемента есть в технической схеме грузовика. Вкратце, тормоза имеют типичный для того времени вид с улучшенным остановочным действием.

Лебёдка

Лебёдка представлена барабанной конструкцией, в основе которой лежит червячное редукторное устройство. Для действия останавливающей силы используется специальная лента. Длина шнура — 83 метра, с его помощью можно тянуть грузы массой до 15 000 кг. Работает за счёт блока отбора мощности усилия.

Расположение запаски КамАЗ-4310

Разновидности 4310

На базе этого автомобиля разработано множество модификаций. КамАЗ-4310 лесовоз — востребованная и популярная вариация, но есть также множество других.

Тайфун-1

В 1990-х годах разработали военную модификацию «Тайфун-1», которая в будущем использовалась для создания грузовиков, выполняющих боевые задачи разной сложности. Кузов — бронированная будка для перевозки солдат. Лобовая часть кабины защищена от вражеских воздействий массивными бронированными пластинами. Технические характеристики «Тайфун-1» оставляли в аутсайдерах весь военный транспорт того времени.

«Тайфун-1» не является основой машины «Тайфун», которая разработана в 2011 году по спецзаказу Министерства обороны Российской Федерации. Боевое авто создавали конструкторы Урала и КамАЗа.

Салон КамАЗ-4310

С4310

В годы разработки 4310 создали спортивную команду «КамАЗ-мастер», которая и сегодня выступает в раллийных гонках. Первый спортивный болид создавался на базе стандартного КамАЗ-4310.

Силовой агрегат получил турбокомпрессор и новую систему подачи дизеля, что позволило увеличить мощность до 290 лошадиных сил. Профиль у поршней получил обновления, крутильные колебания обзавелись гасителем, механизм смазки стал лучше, за охлаждение отвечали новая вязкая муфта и более мощный вентилятор.

В ходовку добавили жёсткие рессоры и модернизированные амортизаторы. Средний мост получил оттяжные пружины, что улучшило балансировку машины — при приземлении после прыжка мосты не бились об землю. По гоночным стандартам в конструкцию добавили каркас безопасности.

В 1991 году силовую установку заменили на КамАЗ-7482, которая имела мощность в 430 лошадиных сил. С4310 использовалась на раллийных гонках до 1995 года, до 2000 года её использовали в качестве транспорта технической поддержки.

Шасси КамАЗ-4310

Остальные модификации КамАЗ-4310

КамАЗ-4310 лесовоз — не единственная вариация транспорта. Есть и другие:

  • 43101 — грузоподъёмность увеличена до 6 000 килограмм, мощность мотора до 220 лошадиных сил;
  • 431010 — спортивный вариант, который принимал участие в Ралли Дакар 1992 года;
  • 43105 — гражданская модель. Комплектация лишена лебёдки и системы контроля за давлением в шинах;
  • 43106 — получила двигатель 740.20 на 220 лошадиных сил;
  • 43114 — военный экземпляр, двигатель которого дополнен турбонаддувом. Мощность увеличена до 260 лошадиных сил;
  • 43115 — хозяйственная разновидность, получившая улучшение некоторых технических узлов;
  • 43118 — получил кузов с удлинённой базой;
  • 4410 — сидельный тягач, транспортирующий полуприцепы весом до 15 тысяч кг.

Некоторые версии ограничились опытными образцами, до серийного выпуска не дошли.

Военный КамАЗ-4310

Какой можно сделать вывод?

КамАЗ-4310 лесовоз и другие модели отличаются дешёвым обслуживанием. Детали транспорта сделаны из прочной стали лучших видов. Большой запас рабочего ресурса позволяет пройти несколько сотен тысяч километров без капитального ремонта при условии регулярных технических проверок. Эксплуатация КамАЗ-4310 принесла огромную пользу нашей стране.

Вездеход получился одним из самых лучших продуктов российского машиностроения. Когда производство только запустили, по техническим характеристикам он обогнал всех отечественных и зарубежных конкурентов. Универсальность объясняется высокой мощностью, большой грузоподъёмностью и отличной проходимостью.

Загрузка...