Правительственный лимузин новой истории ЗиЛ-111

ЗиЛ-111 — советский легковой автомобиль, который использовался высшим руководством страны и важными лицами. Собирался в нескольких вариантах кузова, использовался на многочисленных парадах. Выпущен малым количеством экземпляров, что придаёт автомобилю уникальности.

ЗиЛ-111

История создания ЗиЛ-111

До середины прошлого столетия Советское руководство для передвижения использовало ЗИС-110. К концу 50-х годов машина морально и технически устарела, поэтому требовалась её замена. Стране нужен был новый транспорт, поддерживающий имидж крупного на мировой арене государства.

В 1948 спроектирована модификация 110-й модели, получившая индекс «М». Она сохранила прежнее шасси, но получила рестайлинговый кузов с современными очертаниями, присущими «Победе» 1948 года выпуска. Авто представляло собой опытный образец. Специалисты между собой называли его ЗИС-111, но в официальных документах такое название не указывалось.

В середине 50-х годов прошлого века дизайнер Валентин Ростков разработал новый проект государственной машины. По нему собрали новый образец с новым шасси. Разработкой нового шасси занималась команда под руководством А.Н. Островцева, который также руководил проектом ЗИС-110. Новая модель получила наименование ЗИС-111 «Москва». Неофициальные источники утверждали, что первые экземпляры седана получили шасси от 110-й модели.

ЗиЛ-111 с открытым верхом

Главное отличие от старого поколения — современный дизайн кузова. Он совместил в себе лучшие черты легкового транспорта премиум-класса от американских производителей Cadillac, Packard и Buick. Внешний вид получился банальным, в нём не было ничего уникального. До 1956 года собрали 2-3 экземпляра. Их показывали на многих отечественных выставках, но интереса у потребителей они не вызвали. В 1955 году американские аналоги перешли к новому дизайнерскому направлению, поэтому новый автомобиль уступал им по красоте.

Чтобы решить проблему, предприятие запустило конкурс на разработку дизайна машины. С разных уголков Союза поступило множество интересных вариантов. Окончательный выбор делали из двух предложений — Росткова и Льва Еремеева (работал на предприятии ГАЗ, разработал «Волгу» ГАЗ-21 и ЗИМ-13, который позже стал известен как «Чайка). Выбор сделали в пользу идеи Льва Еремеева, подготовив макет из пластилина в 1956 году. Валентин Ростков не принял проигрыша, поэтому в этот же год покинул своё место работы.

История выпуска ЗиЛ-111

Первый рабочий экземпляр собрали в 1961 году. Отличительными чертами стала облицовка радиатора, новые бампера, сдвоенные передние фары. Остальные дизайнерские решения сильно напоминали первоначальный вариант.

За год внешний вид изменили ещё сильнее: задние фары получили круглую форму, ветровое стекло получило новое оформление, рамы и молдинги заменили на новые, повысили мощность мотора. Если оценивать полную картину, то становится ясно, что основные дизайнерские решения взяты с Cadillac 61-го года выпуска. Выпуск маленькими партиями продолжался с 1962 по 1966 года.

На базе «Г» собрали несколько модификаций. Первой стала модель с индексом «В», которая получила открывающийся кузов. Название второй получило дополнение «Д». Авто представляло собой парадный фаэтон. Первый открытый ЗиЛ-111 собрали в начале 1963 года, когда закончился рестайлинг стандартной версии.

ЗиЛ-111 на улицах города

В конце апреля 1963 года Фидель Кастро в рамках визита в СССР посетил завод имени Лихачёва. Ему сделали официальный подарок — новый открытый автомобиль премиум-класса. Кастро отправился домой на самолёте, а его новый транспорт на Кубу доставили пароходом в руки посла СССР в этой стране. Он лично передал транспорт Фиделю Кастро уже на острове.

В последующий период собрали ещё несколько экземпляров. Четыре из них планировали применять на государственных торжествах и парадах. По информации завода, всего собрали 8 машин с индексом «Д». 7 ноября 1967 года состоялся дебют автомобилей на Красной Площади. Они приняли участие в параде к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. До этого времени в парадах принимали участие первые варианты 111-й модели, состояние которых не вызывало нареканий. В этот же год на заводе имени Лихачёва выпустили первую партию 114-й модели, которая отличалась строгим дизайном и качественной отделкой салона.

Фаэтоны 111Д применялись на военных парадах до середины 70-х годов. Для армии они окрашивались в серо-зелёный цвет. Их заменили современными на тот период кабриолетами ЗиЛ-117В. До конца 80-х годов списанные авто бережно хранились в гараже Министерства Обороны. В 1987 году их официально передали Управлению пожарной охраны Московской области, где они находятся в наши дни.

ЗиЛ-111Д числится ещё тремя экземплярами, кузов которых покрасили в чёрный цвет. Один автомобиль отправился в качестве подарка в ГДР, два других долго хранились на самом предприятии. Их дальнейшая судьба неизвестна. Главным «ноу-хау» отечественных продуктов стала кнопка автоматического открытия крыши. Людям того периода в дизайне запомнились антенны на задних крыльях. Они играли функциональную и декоративную роли. Всего произведено 112 машин всех модификаций.

Компоновка ЗиЛ-111

Технические характеристики и устройство ЗиЛ-111

Изначально инженерами планировалось взять за основу шасси американских продуктов, а на них ставить кузов с обновлённым дизайном. Реализовать задумку не получилось из-за габаритов двигателя, поэтому пришлось вносить свои изменения. Длинную силовую установку старого поколения заменили на V-образную, чтобы снизить нагрузку на передние колёса.

Технические характеристики:

  • Длина — 6 140 миллиметров;
  • Ширина — 2 040 миллиметров;
  • Высота — 1 640 миллиметров;
  • Клиренс — 180 миллиметров;
  • Объём силовой установки — 6 литров;
  • Мощность силового агрегата — 200 лошадиных сил;
  • Коробка — автоматическая;
  • Привод — задний;
  • Максимальная скорость — 170 км/ч;
  • Объём топливного бака — 120 литров.

Двигатель ЗиЛ-111

Мотор

Новый двигатель ЗиЛ-111 стал короче на полтора метра из-за двухрядного расположения восьми цилиндров. Массу снизили за счёт использования алюминия в производстве поршней и снижения количества шеек коленчатого вала с 8 до 4 (этого достигли благодаря помещению двух шатунов на одну шейку). Объём одного цилиндра составляет 5,969 литров. При 4 200 оборотах в минуту достигается мощность в 200 лошадиных сил, что на 60 больше, чем у 110-й модели.

Мощность повысили за счёт увеличения сжатия и улучшению наполнения цилиндров горючим (выпускные трубы укоротили, а головки цилиндров оснастили верхними клапанами). Не последнюю роль в улучшении мощности сыграло использование карбюратора нового поколения К-85. Он состоял из четырёх камер. Они начинали работать друг за другом в зависимости от скорости транспорта. Такое конструкционное решение снизило расход топлива при движении в городе и повысило максимальную скорость до 170 км/ч.

Особенностью автомобиля ЗиЛ-111 стала автоматическая коробка передач. Её называли новой, но до этого ею оснастили маленькую серию 21-й Волги. После этого она также применялась на Чайке.

Габариты ЗиЛ-111

Габариты

Конструкторы при создании авто старались уменьшить высоту, но оставить клиренс прежним. Также немаловажной деталью стало помещение сидений для пассажиров внутри колёсной базы. Уменьшение высоты улучшило устойчивость на дороге и аэродинамику на высоких скоростях. Задний диван увеличили в размерах.

Гидроусилитель

В конструкцию ЗиЛ-111 добавили ГУР. Это стало новинкой для отечественного легкового транспорта. Он упрощал вращение руля в четыре раза. Управлять машиной с таким дополнением стало проще. Также ГУР добавлял комфорт — при проезде по кочкам не чувствовались толчки в руле.

В устройство гидроусилителя вошли силовой цилиндр, золотник управления и масляный насос, которые соединялись с рулевым механизмом. Масляный насос лопастного вида двойного действия устанавливался в передней части мотора. За его работу отвечала ременная передача от шкива коленчатого вала.

Тормозная система

Состояла из двух систем — ножной и ручной. Благодаря ним водитель мог осуществить торможение с минимальным тормозным путём даже на высокой скорости. Ножной механизм оказывал воздействие на все колёса. Он дополнялся гидравлическим приводом с усилителем, что снижало требуемое от шофёра усилие при нажатии на педаль тормоза. За работу задних колодок отвечал один цилиндр, за работу передних — два цилиндра.

ЗиЛ-111 и Чайка

Сравнение ГАЗ 13 Чайка и ЗиЛ-111

Одно из основных отличий — молдинг. У Чайки он имеет яркое выражение, обозначенное выделенным рельефом. Дизайн молдинга 111-й модели проще, но придаёт транспорту характер стремительности. Спереди он выглядит более эмоциональным. Длина Чайки — 5,5 метров, а ЗиЛ-111 — чуть больше 6 метров.

Дерзости «111» придавали клыки на бамперах. Противотуманные фары получили прямоугольную форму. В декоративных целях эмблему и решётку радиатора покрыли позолотой. Чайка на фоне этого авто выглядела нежнее и спокойнее. Задние фонари обоих автомобилей сделаны в плавниковом стиле, но у Чайки они имеют более современный вид.

Сравнение кузова Чайки и ЗиЛ-111

Объём силового агрегата Чайки меньше на пол литра, по мощности уступает на 5 лошадиных сил. Алюминиевых деталей в двигателе больше, поэтому вес меньше. Масса коробки передач меньше, несмотря на большее количество скоростей. За счёт меньшего веса Чайка разгоняется до 100 км/ч за 20 секунд, а ЗиЛ-111 за 23 секунды. Расход топлива у первой — 23 литра на 100 километров, у второй — 30 литров.

В основе интерьера Чайки лежат дизайнерские решения компании Packard. Приборная панель «111» тоже заимствована у американских коллег и не уступает по качеству. В отделке салона обоих машин использованы качественные и дорогие материалы, которые служили владельцам долгие годы при должном уходе. Чайка первая в истории российского автомобилестроения получила электрические стеклоподъёмники.

Сравнение салона Чайки и ЗиЛ-111

Популярность Чайки в России выше, чем у ЗиЛ-111. Она имела упрощённую конструкцию, не требовала тщательного ухода и дорогостоящего обслуживания. Преимущество объясняется сроком производства и количеством выпущенных экземпляров.

Салон ЗиЛ-111

Какой можно сделать вывод?

ЗиЛ-111 — автомобиль премиум-класса СССР. Он запомнился многим жителям социалистического периода, использовался ведущим руководством страны. Многие люди мечтали о такой машине, но она была за гранью реальности ввиду мелкосерийного выпуска и чёткого предназначения определённым государственным структурам. Некоторые экземпляры сохранились до наших дней, они хранятся в частных коллекциях и стоят огромных денег. Люди стараются найти машины в плохом состоянии, чтобы отреставрировать их и привести в первоначальное состояние.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий