Военный грузовик ЗиЛ-131

ЗиЛ-131 — легендарный советский грузовик высокой проходимости, который разрабатывался вместе со 130-м. Потребителю он нравился относительно простой конструкцией, высокую надёжностью и недорогим обслуживанием. Транспорт получил широкое распространение как в хозяйственной, так и в военной сферах.

Пожарный ЗиЛ-131

История создания

Автомобиль ЗиЛ-131 был появился в качестве опытного образца в 1956 году. Пройдя все необходимые испытания, грузовик включили в план массового производства. Начало серийного выпуска назначили на 1961 год, однако из-за некоторых проблем производство пришлось отложить.

Первая серийная партия сошла с конвейера в 1967 году. Однако инженеры не теряли времени зря и успели доработать своё детище, и оно стало ещё качественнее. Новый грузовик, разработанный на базе 130-го, должен был заменить в Советской Армии ЗиЛ-157, морально устаревший к тому времени. Новый транспорт получился лучше во всём: проходимость, скорость, комфорт, грузоподъёмность.

Салон ЗиЛ-131

Основные модификации

Шасси грузового транспорта позволяло устанавливать различные надстройки, поэтому применение этой машине нашли во многих сферах, в том числе военной. По сравнению с предыдущим поколением, расход топлива ЗиЛ-131 был ниже. ГУР и система контроля давления в шинах позволяла водителю преодолевать сложные преграды. Лебёдка ЗиЛ-131 позволяла вытаскивать застрявшую технику.

ЗиЛ-131 бортовой — классический грузовик с деревянным кузовом и металлическим каркасом. Все борта, кроме заднего, замкнуты. Внутри кузова вдоль боковых сторон есть складывающиеся скамейки, на которых может поместиться до 16 человек. Особенностью дизайна было оперение, которое защищало мотор от попадания инородных предметов.

ЗиЛ-131 манипулятор — авто повышенной прочности, в основе конструкции которого использована углеродистая сталь. Из этого материала были сделаны кузов и рама. Высокая прочность понравилась конструкторам, поэтому было решено применять данную модификацию для установки кранового или другого специального оборудования.

Тюнингованный ЗиЛ-131

ЗиЛ-131 самосвал долгой истории не получил. Первые две модели попали на два хозяйственных предприятия. После этого было сделано ещё несколько заказов на проекты строительства жилых домов. Широкого распространения такая модификация не получила, поэтому проект был закрыт.

Конструкция машины оптимизирована для движения по бездорожью. Грузовик была оснащен инновационными мостом, восьмислойными шинами с особенным рисунком протектора, увеличивающего сцепление, и межосевым дифференциалом. В результате ЗиЛ-131 обладал проходимостью не хуже, чем у гусеничной техники.

Спрос военных на машину был высоким: грузовик использовался для установки вооружения — например, легендарной «Катюши». Также часто на машину устанавливали КУНГ (кузов унифицированный нормального габарита): крытый фургон позволял перевозить обслуживающие станции, точки обеспечения радиосвязи и многое другое.

Широкое применение нашел грузовик и в авиации. Здесь он оснащался техникой для обслуживания самолётов. ЗиЛ-131 отлично работал со снегоочистительным оборудованием в городским условиях и в аэропортах. Установка цистерны позволяла перевозить бензин, нефть и т.п. ЗиЛ-131 пожарный — также распространённая модификация авто.

ЗиЛ-131 КУнГ

Устройство ЗиЛ-131: особенности

Силовой агрегат машины находится под капотом. Кабина цельнометаллическая, вмещает двух пассажиров и водителя. Сиденье водителя и пассажиров раздельное. Шофёр может настраивать своё кресло в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также регулировать наклон спинки.

Кабина ЗиЛ-131 была скопирована с гражданской 130-й версии — но солдатам она не понравилась. После несколько выпущенных партий ее заменили на кабину с ЗиЛ-165. Машина получилась комфортнее, лобовое стекло стало панорамным, оно теперь состояло из двух частей и обеспечивало широкий обзор.

ЗиЛ-131 манипулятор и самосвал

ЗиЛ-131 был похож на другие отечественные грузовые машины высокой проходимостью. Основными его конкурентами были Урал-375 и ЗиЛ-157К. Сходство этих машин  объясняется единым советским стандартом, действующим при проектировании подобной техники. Отличия можно было заметить в некоторых узлах и в разном подходе к производству.

Многие годы инженеры пытались решить сложную задачу: как снизить себестоимость авто и не потерять высокий уровень ТТХ? В итоге проблемурешить удалось, в результате чего на свет появился качественный, надёжный продукт. После выпуска 131-го планировали свернуть производство 157-го, однако, их выпускали параллельно следующие 20 лет.

ЗиЛ-131 с деревянным кузовом

ЗиЛ-131: технические характеристики

К основным характеристикам относятся:

  • Длина — 7 метров;
  • Ширина — 2,5 метра;
  • Высота — 2,48 или 2,97 (с тентом) метров;
  • Дорожный просвет — 33 сантиметра;
  • Максимальный вес груза — 3,5 тонны.

Покупателям грузовика особенно понравилась высокая проходимость, отличная устойчивость на дороге и хорошая управляемость. Возможность передвигаться по бездорожью обеспечивают шесть ведущих колёс. Такая конструкция дала возможность передвигаться по северным заснеженным дорогам.

Не лишней стала система дистанционного регулирования давления в шинах. При переходе на грунт для повышения проходимости рекомендуется снижать давление. С таким механизмом водитель мог делать это из салона прямо во время движения. Эта система позволяла продолжать движение при незначительном проколе шины за счёт постоянной подкачки воздуха.

ЗиЛ-131 с открытым тентом

Многие технические узлы были взяты со 131-го и получили некоторые доработки. V-образный двигатель ЗиЛ-131 имел восемь цилиндров. Он имел объем 6 литров и развивал 150 лошадиных сил. Такая же силовая установка использовалась в ЗиЛ-130. Отличие заключалось в системе охлаждения: в неё был добавлен предпусковой подогреватель, который является незаменимым помощником в сильные морозы. Расход топлива составляет 35-40 литров на 100 км. Грузовик имеет два бака по 170 литров каждый.

Сцепление ЗиЛ-131 сухое с одним диском. Коробка ЗиЛ-131 была синхронизированной, имела пять ступеней. Её дополняла двухступенчатая раздатка. КПП ЗиЛ-131 обладала высокой прочностью и ломалась только после 200-300 тысяч километров пробега. Передний мост ЗиЛ-131 включался автоматически за счёт электропневматического механизма. Авто способно разгоняться до 80 км/ч.

ЗиЛ-131 с закрытым тентом

Вывод

Транспорт пользовался большим спросом, поэтому его использовали во всех регионах СССР. Был налажен экспорт грузовика в Африку и Азию. За 23 года производства было выпущено около одного миллиона авто различных модификаций. В 1990 году производство было перенесено в Урал, там оно продолжалось ещё 12 лет, после чего стали выпускать аналог грузовика под другим именем.

Эксплуатировать автомобиль продолжают и в наши дни. Его размеры позволяют передвигаться по городу до различных строительных и коммунальных объектов. ЗиЛ-131 дизель никогда не использовал, но некоторые владельцы сами устанавливают дизельные двигатели для снижения расходов на топливо.

На вторичном рынке такой грузовик 90-91 годов выпуска можно купить за 100-110 тысяч рублей. «Молодые» экземпляры начала нулевых годов обойдутся покупателю в 350-400 тысяч. Окончательный ценник зависит от внешнего и технического состояния транспорта. Некоторые владельцы сдают ЗиЛы в аренду. Средняя цена — 1000 рублей за час.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий