Универсальный грузовик ЗиЛ-164

После окончания войны Советский Союз начал возвращаться к привычной жизни. Руководством страны была поставлена задача развивать машиностроение, так как появившиеся руины на местах городов нужно было устранять и возводить новые постройки. Для этого Союз остро нуждался в грузовой технике: отсюда и большой толчок в развитии.

Пожарная машины ЗиЛ-164

История создания ЗиЛ-164

История ЗиЛ-164 началась в 1957 году. Тогда на базе популярного ЗИС-150 на новом заводе имени Лихачёва был выпущен первый грузовик. Он активно применялся в различных сферах до 2000 года. С наступлением нового столетия его популярность начала падать ввиду морально устаревания.

Производство самосвала длилось 7 лет. За это время на базе грузовика было выпущено множество модификаций, которые благодаря своей конструкции решали различные задачи. ЗиЛ-164 был адаптирован даже под пожарный экипаж. С 1957 по 1964 года было выпущено 385 тысяч машин.

Отличий в дизайне от ЗИС-150 было минимум. Самое заметное — изменение решётки радиатора. Поменялась конструкция мотора, он стал мощнее и надёжнее. Головки цилиндров стали делать из привычного алюминия, сменив чугун.

Разобранный ЗиЛ-164

Применение транспорта

Двумя основными автомобилями был ЗиЛ-164 и ЗиЛ-164А. Несколько лет они работали на весь Советский Союз. На их базе выпускались фургоны, самосвалы, цистерны и множество видов специальной техники. Отличить автомобили друг от друга было легко: полоски на крыльях у стандартной модели были вертикальными, а у «А» — горизонтальные.

Конструкционные особенности позволили адаптировать автомобиль под военные нужды. Несколько лет транспорт стоял на вооружении у советских войск в ГДР. После появления новых видов грузовики были списаны, однако, это не помешало использовать их в других сферах хозяйства. Популярным был тюнинг «рабочей лошадки»: люди создавали на базе ЗиЛ-164 уникальную и полезную технику.

Шасси 164А использовалась инженерами для создания первой в истории СССР цистерны для безопасной транспортировки сжиженного газа. За 7 лет существования авто сильно постарело, поэтому было принято решение заменить его на новый, современный транспорт. В наши годы ЗиЛ-164 не используется для производственных и хозяйственных задач. Некоторые экземпляры можно встретить в музеях.

Салон ЗиЛ-164

Загрузка...

Конструкция

Для грузовика была характерна одна черта всего советского транспорта — его конструкция была простой, что позволяло быстро его отремонтировать, не тратя больших денег. На первых этапах производства кабина была деревянно-металлической из-за дефицита металлических листов, позже стала цельнометаллической. Была рассчитана на 3х пассажиров.

Двигатель

Силовой агрегат для времени старта производства был современным и качественным: карбюраторный двигатель на шесть цилиндров, который имел объём 5,5 литров и был способен развивать до 100 лошадиных сил. Максимальная частота оборотов — 2800.

Цилиндры были помещены в один блок. Изначально они делались из чугуна, затем из алюминия. Ниже оси коленвала располагался разъём картера. Цилиндры были окружены водяной рубашкой. Камеры сгорания находились в общем блоке цилиндров. Сами головки имели надежное крепление: болты и шпильки. Поршни сразу делались из алюминия, имели плоское дно. Сверху на поршнях было четыре кольца: 3 компрессионных и 1 маслосъёмное.

Старая торпеда ЗиЛ-164

Коленвал имеет повышенную прочность за счёт материала, из которого изготовлен: углеродистая сталь. Его шейки подвергались тщательной обработкой при помощи закалки токами высокой частоты. За вращение вала в моторе отвечало семь подшипников. Маховик крепился на заднюю часть коленвала с помощью болтов.

Передняя часть вала была отведена для распределительной шестерни, маслоотражателя и привода вентилятора. Вал имеет втулковое крепление. Привод масляного насоса и распределитель зажигания были помещены в центральную часть вала. Силовая установка размещена на раме, крепилась с помощью трёх мощных опор.

Старый ЗиЛ-164

Охлаждение и смазка

Для предотвращения перегрева мотора используется закрытая система охлаждения, сделанная по принудительному типу. Радиатор получил трубчато-пластинчатую конструкцию и крепится к раме. Термостат оснащён одним клапаном. К радиатору для дополнительного охлаждения крепится вентилятор. Радиатор и водяной насос приводятся в действие с помощью одинарного ремня.

Смазка двигателя осуществляется по комбинированному типу. К некоторым трущимся деталям смазка подаётся под давлением, к некоторым путём разбрызгивания и самотёком. Масло проходит двухуровневую фильтрацию.

ЗиЛ-164 с цистерной

КПП ЗиЛ-164

Первые произведённые партии оснащались двухдисковым сцеплением, но потом на заводе от такого типа отказались и заменили на однодисковое. Пружины располагались периферийно, выключение осуществлялось механическим приводом.

Коробка передач имеет 5 передач. Четыре работают в обычном режиме, а вот пятая считается ускоряющей. После её активации вторичный вал КПП работает быстрее, чем коленчатый вал.

ЗиЛ-164 с солдатами

Остальное строение

В конструкцию самосвала включена двойная главная передача. Она используется с дифференциалом из чугуна, помещенного в картер. После нескольких изменений в конструкции, чугунной оставили также заднюю балку моста. У подшипников ступиц колёс надёжная конструкция за счёт опоры. В качестве неё выступают стальные трубы, которые надёжно крепятся к задней балке моста. Штампованной крышкой закрывается заднее отверстие в балке.

В основе рамы лежит два лонжерона, которые между собой скрепляются заклёпками. Конструкция рамы надёжная и прочная, выдерживает высокие нагрузки. К раме крепятся передний бампер, крюки и буксировочное устройство.

Передний мост сделан из прочной балки, сделанной из стали. Он крепился к раме при помощи рессоров, которые находятся в её кронштейнах. Первые годы производства передняя подвеска оснащалась поршневыми амортизаторами. Позже было принято использовать инновационный материал — телескопические гидравлические амортизаторы.

ЗиЛ-164 в хорошем состоянии

Рулевой механизм — трёхгребневый ролик, который крепится в картере коническими подшипниками. Вращение ролика осуществляется благодаря игольчатым подшипникам.

Хорошая управляемость самосвалом достигается благодаря качественным тормозам. Центральная система, действие которой распространяется на все колёса, оснащена пневмоприводом. Благодаря нему не нужно оказывать сильное воздействие на ножную педаль тормоза. Дополнительный тормозной механизм — ручной.

Технические характеристики:

  • Общая длинна — 6,7 метров;
  • Общая ширина — 2,47 метров;
  • Общая высота — 2,18 метров;
  • Дорожный просвет — 26,5 сантиметров;
  • Мощность мотора — 100 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость — 70 км/ч;
  • Максимально возможная загрузка — 4 тонны;
  • Объём топливного бака — 150 литров.

Отличия от ЗИСа незначительные. Это становится понятно, если сравнить технические характеристики двух машин.

ЗиЛ-164А

Какой можно сделать вывод?

Самосвал ЗиЛ-164 был качественным авто в свои годы. Это доказывается тем, что он имел такое широкое распространение и применялся во многих производственных и хозяйственных областях. Он стал толчком для развития других моделей грузовиков в будущем. Советскому Союзу оказал неизмеримую помощь в становлении государства в послевоенные годы.

Купить автомобиль ЗиЛ-164 в рабочем состоянии в наши годы, практически, невозможно. На вторичном рынке можно встретить предложения о продаже транспорта на запчасти. Цена таких предложений колеблется в районе 30-50 тысяч рублей. Работоспособные экземпляры в хорошем внешнем состоянии находятся в музеях и посещают выставки ретро-автомобилей.

Загрузка...