Трагическая история подводной лодки «Курск»

12 августа 2000 года. Эта дата навсегда войдет в новейшую историю России. Именно в этот день в Баренцевом море потерпел аварию один из наиболее совершенных кораблей российского военно-морского флота – атомная подводная лодка К-141 «Курск». Эта катастрофа привела к гибели всего экипажа лодки, в скорбном списке погибших 118 человек. По сей день, не раскрыты множество вопросов, связанных с этой трагедией. От российского общества скрывают правду и будем ли мы когда-нибудь знать истинные причины гибели К-141, не знает никто.

Подводная лодка Курск

Подводная лодка К-141 «Курск»

Атомоход «Курск» относился к кораблям проекта 949А «Антей». История подводных лодок этого проекта берет свое начало еще в конце 60-х годов прошлого века. Субмарины проекта «Антей» считаются специалистами одними из самых совершенных многоцелевых лодок на сегодняшний день. Лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году, в 1994 году ее спустили на воду, и в тот же год она была принята в состав Северного флота ВМС России. Первым командиром «Курска» был капитан 2-го ранга Рожков. На момент своей гибели этот корабль был одним из самых совершенных в составе российского флота.

Лодки класса «Антей» (Oscar-II, по классификации НАТО) были спроектированы в СССР для противодействия авианосным соединениям противника и его атомными подводными лодками. Субмарины этого класса вооружены ракетами «Гранит» и торпедами. Они имеют весьма низкую шумность и малозаметны. Это настоящие «убийцы авианосцев», незаметные и смертоносные.

Подводная лодка Курск

Вот основные характеристики К-141 «Курск».

Водоизмещение, т

Подводное14700
Надводное23860

Размеры, м

Длина154
Ширина18,2
Осадка9

Скорость

Надводная15 узлов
Подводная33 узла
Глубина погружения, м600
Силовая установка2 ядерных реактора ОК 650-Б
Вооружение24 крылатые ракеты П-700 («Гранит»)
4 торпедных аппарата
Автономность120 суток
Экипаж130 человек

Подводная лодка «Курск» считалась одним из лучших кораблей Северного флота. В 1999 году лодка совершила автономное плавание в Средиземное море, успешно выполнив все задания командования. Последним командиром «Курска» был капитан 1-го ранга Лячин.

Схема подводной лодки Курск

Катастрофа

10 августа 2000 года К-141 принимала участие в учениях в Баренцевом море. Подводная лодка должна была провести ракетные и торпедные стрельбы.

12 августа, в 11.28 акустик атомного крейсера «Петр Великий» зафиксировал сильный хлопок, после этого «Курск» не произвел запланированную торпедную атаку, а затем не вышел в установленное время на сеанс связи. 13 августа атомный подводный крейсер был найден, лежащим на дне.

С этого момента начинаются спасательные работы, которые, однако, не увенчались успехом. Военные сообщали, что установили связь с подводной лодкой. К затонувшему судну спускались российские и норвежские водолазы, работали глубоководные спускаемые аппараты. За спасательными работами, затаив дыхание, наблюдала вся Россия.

Трагедия подводной лодки Курск

21 августа норвежские водолазы сумели открыть люк и проникнуть внутрь корабля. Лодка оказалась наполнена водой. В этот же день руководство Северного флота официально объявило о гибели всего экипажа.

В следующем году погибшая субмарина была отбуксирована на судоремонтный завод. Началось следствие. Согласно официальной версии, атомный подводный крейсер «Курск» утонул из-за взрыва учебной торпеды, с последующим взрывом всего боезапаса. Взрывом были полностью уничтожены несколько первых отсеков лодки, и она наполнилась водой в течение шести-восьми часов. Представители прокуратуры заявили, что пожар бушевал по всей длине лодки.

Гибель подводной лодки Курск

Во время следствия были исследованы несколько вахтенных журналов корабля. Записи о каких-либо внештатных ситуациях в них отсутствуют.

Альтернативные версии гибели подводной лодки

От момента объявления властями официальной версии и до настоящего дня не утихают споры относительно причин гибели одного из лучших кораблей российского флота. Слишком многие считают, что официальные власти не говорят всей правды. Среди сомневающихся много профессиональных моряков и специалистов, связанных с военно-морским флотом. Сейчас есть несколько различных версий, объясняющих, что же именно случилось в тот злополучный день и почему капитан Лячин не смог привести свой корабль обратно в родную гавань.

Существует версия вице-адмирала Рязанцева. Он считает, что первоначальной причиной катастрофы являлся взрыв торпеды, который привел к затоплению первого отсека и столкновению подлодки с грунтом. Удар о дно привел к детонации остальных торпед, что и привело к таким ужасным последствиям.

Катастрофа на подводной лодке Курск

Одной из популярных версий причиной гибели «Курска» является торпедная атака американской подводной лодки. Французский режиссер Жан-Мишель Карре даже снял документальный фильм, подтверждающий эту гипотезу. По мнению ее сторонников, две американские субмарины «Толедо» и «Мемфис» наблюдали за учениями Северного флота (это распространенная практика). Российская и американская подводные лодки столкнулись, а вторая американская субмарина нанесла торпедный удар по «Курску» после того, как командир К-141 приказал атаковать противника.

Сторонники этой версии утверждают, что российские власти намеренно скрыли правду о торпедной атаке, чтобы не допустить конфликта (возможно даже военного) с США.

Как вариант этой версии, существует гипотеза о столкновении «Курска» с субмариной одной из стран НАТО, которое привело к взрыву торпед на российском атомоходе. Тем более, что после катастрофы в СМИ появилась информация об обнаружении спасательного буя в районе катастрофы. Возможно, его выпустила «чужая» подлодка также пострадавшая при столкновении.

Фото подводной лодки Курск

История подводного противостояния двух супердержав во времена «холодной войны» служит подтверждением этой версии.

Эта версия подробно была изучена российскими СМИ и имеет своих приверженцев среди военных моряков. По их мнению, схема событий была такова:удар иностранной лодки по торпедному аппарату, затем взрыв одной торпеды, удар о грунт и детонация всего боезапаса.

Есть еще версия о мине времен Второй Мировой войны, однако в эту версию мало кто верит.

Также существует версия, что «Курск» был случайно потоплен новейшей ракетой, выпущенной с атомного крейсера «Петр Великий».

Представители родственников членов экипажа не верят в официальную версию и считают, что власти не говорят правду. Они считают, что в девятом отсеке после катастрофы моряки были живы еще более двух суток. По их мнению, если бы руководство ВМФ сразу обратилось за помощью к иностранцам, то возможно, список погибших был бы меньше. Много материалов расследования не обнародовано.
Тяжело поверить, что мы получим все ответы в этой трагической истории.

Версии гибели подводной лодки Курск