Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Дизельная подводная лодка «Варшавянка»: описание, ттх и вооружение

21 января 1954 года произошло по-настоящему знаменательное событие: в США с верфи Гротона была спущена первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус». Это событие открыло новую эпоху развития подводного флота. Субмарины получили силовую установку, которая позволяла им месяцами не показываться на поверхности, развивать под водой немыслимую скорость и погружаться на недостижимые глубины. Казалось, что век дизель-электрических (ДЭПЛ) подводных лодок завершился.

Дизельная подводная лодка Варшавянка

Дизельные подводные лодки (ПЛ) используются и сегодня, более того, во многих странах идет активная разработка подобных кораблей. Дело в том, что атомные подлодки имеют и существенные недостатки.

Во-первых, атомные подлодки являются более шумными. Атомный реактор невозможно заглушить, а он постоянно шумит. Во-вторых, для его охлаждения используется забортная вода, которая после этого «фонит», что позволяет выследить корабль. Кроме того, атомоходы обычно имеют значительные размеры, что значительно ограничивает возможность их использования на мелководье. Кроме того, подобные атомные подлодки очень дорого стоят, производить их могут только несколько стран в мире.

Основным неатомным подводным кораблем российского флота является подлодка «Варшавянка» — это название, которое объединяет корабли сразу двух проектов: 877 и 636 и их многочисленные модификации, созданные в разные годы.

Дизельная подводная лодка Варшавянка

История создания

В конце 60-х годов руководство ВМФ СССР приняло решение о начале работ по созданию дизельной подводной лодки (ДЭПЛ) нового поколения, обладающей пониженным уровнем шумности и мощным вооружением. Основными задачами новой подводной лодки должны были стать противодействие надводным и подводным кораблям неприятеля, разведка, защита собственных военно-морских баз и коммуникаций.

Конструкторам было дано задание создать такую ДЭПЛ, которая бы превосходила любой аналогичный корабль вероятного противника в дуэльном противостоянии. Добиться этого следовало за счет снижения шумности, увеличение дальности обнаружения противника, более высокой мощи вооружения.

Примерно в это же время необычный подводный корабль появился у вероятного противника – в США на воду спустили атомную ПЛ «Альбакор». Эта лодка имела обтекаемую форму корпуса, очень напоминавшую кита. Советские конструкторы при проектировании новой субмарины решили повторить ее.

Дизельная подводная лодка Варшавянка

В 1974 году появилось техническое задание на разработку нового корабля, работы проводились в ЦКБ «Рубин» под руководством Кормилицына. Подводную лодку разрабатывали не только для ВМФ СССР, ею планировали вооружить флота всех стран-участниц Варшавского договора. Именно поэтому подлодки проектов 877 и 636 получили название «Варшавянка».

По сравнению с кораблями проекта 641, новая подлодка должна была развивать более высокую подводную скорость, быть более мореходной, иметь хороший модернизационный ресурс. Военные требовали, чтобы «Варшавянка» была более автоматизированной, с меньшим количеством экипажа и лучшими условиями его обитания.

Все советские ДЭПЛ, сконструированные ранее, были узкими и длинными, новые подлодки получили легкий корпус веретенообразной формы, с соотношением длины к ширине 7,3. Форма корпуса была тщательно просчитана и многократно испытана на стендах, поэтому лодки проектов 877 и 636 имеют минимальное гидродинамическое сопротивление.

Дизельная подводная лодка Варшавянка

Головная ПЛ проекта 877 была заложена в 1979 году, в строй подводная лодка вступила в 1982 году.

Несколько слов следует сказать об обозначениях. Для военно-морских сил Советского Союза строились лодки проекта 877, а на экспорт изготавливали корабли сразу двух проектов: 877Э и 636. Подлодки обоих проектов имеют название «Варшавянка», а сам проект 877 носит имя «Палтус».

Дизельная подводная лодка Варшавянка

Корабли проекта 636 – это одна из последних и самых совершенных модификаций «Варшавянки», их строительство началось в середине 90-х годов. Подводные лодки проектов 877 и 636 строились на верфях Комсомольска-на-Амуре, Нижнего Новгорода и Петербурга.

ПЛ проекта 636 имеет более совершенные характеристики по сравнению с более ранними модификациями. Она имеет лучшее сочетание бесшумности и дальности обнаружения надводных и подводных целей, более совершенную автоматизированную управляющую систему, навигационное оборудование, более мощное и современное вооружение.

Дизельная подводная лодка Варшавянка

В настоящее время ПЛ «Варшавянка» стоят на вооружении не только военно-морских сил России, но и ВМФ Китая, Индии, Алжира, Румынии и Польши.

Для ВМФ СССР построили 24 субмарины, 15 из которых было списано еще до начала этого столетия. В 2010 году был заложен первый корабль усовершенствованной серии 636.6. На сегодняшний день четыре субмарины уже спущены на воду и приняты флотом. Планируется построить еще восемь подобных кораблей.

Стоимость одной ПЛ «Варшавянка» проекта 636 составляет примерно 300 млн долларов (на 2009 год).

Дизельная подводная лодка Варшавянка

Описание

Корпус подводных лодок проектов 877 и 636 имеет веретенообразную форму с минимальным количеством забортных отверстий. Такая форма увеличивает скорость подводного хода ПЛ и снижает ее шумность, но ухудшает мореходные качества в надводном положении. Покрытие корпуса уменьшает отражение гидроакустических систем кораблей противника. Между легким и прочным корпусом находятся цистерны главного балласта.

Носовые горизонтальные рули – убирающиеся.

Конструкция лодки двухкорпусная, состоящая из легкого и прочного корпуса. В передней верхней части корабля находятся торпедные аппараты, а в нижней – антенна гидроакустического комплекса.

Дизельная подводная лодка Варшавянка

Ограждение выдвижных устройств расположено над вторым отсеком и выполняет обычные функции: служит ходовым мостиком, защищает перископы, антенны и другие подъемные устройства.

Прочный корпус имеет шесть отсеков.

Дизельная подводная лодка Варшавянка

Первый отсек имеет три палубы: на верхней расположены торпедные аппараты, на второй – жилые помещения, а на нижней палубе – аккумуляторы.

Второй отсек также вмещает три палубы. На верхней палубе находится центральный пост лодки, под ним находится штурманская рубка и радиорубка.

Дизельная подводная лодка Варшавянка

Третий отсек состоит из двух жилых палуб и одной с аккумуляторными батареями.

В четвертом отсеке находится дизельный двигатель, а в пятом – электромоторы.

В шестом отсеке находятся электромоторы экономного хода и приводы рулей.

Движение и в подводном, и в надводном положении обеспечивается электродвигателем — ПЛ «Варшавянка» имеет схему полного электродвижения. Главная энергетическая установка (ГЭУ) состоит из главного электродвигателя (5500 л. с.) и двух дизель-генераторов 4ДЛ-42МХ по 1500 л. с. (на первых лодках проекта 877 – по 1 тыс. л. с.). Дизеля обеспечены системой работы под водой (РПД), также ПЛ оборудована двумя группами свинцово-кислотных аккумуляторов.

Дизельная подводная лодка Варшавянка

Экономичный ход обеспечивает специальный электродвигатель мощностью 190 л. с. Есть еще два резервных электродвигателя, которые используются при маневрировании.

«Варшавянка» (проект 877) развивает под водой скорость 17 узлов, а в надводном положении – 10.

Более совершенная «Варшавянка» проекта 636 имеет подводный ход в 20 узлов и разгоняется до 17 узлов в надводном положении.

Механизмы ПЛ снабжены специальными покрытиями, которые поглощают вибрацию и установлены на амортизаторах. Это в комплексе с малошумным гребным винтом и продуманной формой корпуса делает лодку малозаметной.

Нужно сказать, что у создателей корабля получилось добиться очень низкого уровня шумности, прозвище «Черная дыра», которое дали «Варшавянке» потенциальные противники, — это яркое тому подтверждение.

Дизельная подводная лодка Варшавянка

«Варшавянка» имеет автономность 45 суток. На последних модификациях лодки в кормовой части корпуса расположен спасательный люк, который обеспечивает эвакуацию экипажа с глубины 250 метров.

Экипаж корабля составляет 57 человек, из которых 12 офицеров.

Основным вооружением подводной лодки являются шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Два из них могут вести огонь телеуправляемыми торпедами. Боекомплект лодки состоит из восемнадцати торпед, шесть из них находится в торпедных аппаратах и двенадцать – на стеллажах. Подводная лодка может брать донные мины в количестве 24 штук.

Дизельная подводная лодка Варшавянка

Подлодки проекта 636 также вооружены противокорабельными ракетами «Калибр» (четыре ракеты).

Есть автомат заряжания, которые обеспечивает высокую скорость стрельбы.

На ПЛ установлен выдвижной зенитно-ракетный комплекс, созданный на базе ПЗРК «Стрела-3». Боекомплект – восемь ракет.

Дизельная подводная лодка Варшавянка

Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Мурена» позволяет отслеживать цели и вести эффективный огонь на всех диапазонах глубин. Лодка может сопровождать одновременно пять целей и вести одиночный или залповый огонь по двум целям.

На субмарине установлена навигационная система «Андога», которая прокладывает курс и выдает координаты корабля на пульт управления. На подлодке есть пассивная и активная РЛС, они могут работать в перископном и надводном положениях.

Дизельная подводная лодка Варшавянка

Технические характеристики

Ниже указаны тактико-технические характеристики подводной лодки «Варшавянка» проекта 877.

Водоизмещение, т:
надводное2300
подводное3040
Скорость хода, узл.:
надводная10
подводная17
Дальность плавания (при скорости хода, узл.), миль:
в подводном положении400 (3)
в режиме РДП6000 (7)
Глубина погружения, м:
предельная350
рабочая240
Длина, м72,6
Длина прочного корпуса, м51,8
Ширина, м9,9
Осадка средняя, м6,2
Вооружение
Торпедные аппараты, шт6
Боезапас, торпеды/мины18/24
Боезапас ЗРК, ракет8
Вооружение
Торпедные аппараты, шт6
Боезапас, торпеды/мины18/24
Боезапас ЗРК, ракет8

Видео о подводной лодке