Американский танк M1A1 Abrams: описание и ттх

М1 Abrams – это основной американский танк, который выпускается серийно с 1981 года. Он относится к третьему послевоенному поколению танков. Эта машина состоит на вооружении армии и морской пехоты США, ее эксплуатируют еще нескольких армий мира.

M1A1 Abrams

Мало какой танк заслужил так много внимания, как «Абрамс». О нем написаны сотни статей, которые зачастую грешат субъективизмом, и либо поют этой машине хвалебные оды, либо опускаются до огульной (и часто незаслуженной) критики. Это действительно весьма интересная машина, которая является типичным детищем западной школы танкостроения. Этот танк — детище Холодной войны, он был создан не для прорыва вражеской линии обороны, а, скорее, как противотанковое средство. Именно «Абрамсы» должны были остановить советскую танковую лавину, стремящуюся к Ла-Маншу.

Американцы считают «Абрамс» лучшим танком в мире, настоящей машиной смерти, которая не имеет конкурентов. Но соответствует ли это мнение действительности? Давайте разбираться, в чем заключаются сильные и слабые стороны этого танка.

M1A1 Abrams

M1A1 Abrams

Загрузка...

История создания

В конце 60-х годов прошлого столетия ведущие страны НАТО активизировали работы по созданию новых образцов боевой техники. Основные усилия были направлены на разработку новых танков. Причина этого была очень проста: отставание США и их союзников от СССР в этой области становилось все больше. Особенно очевидным оно стало после появления новейшего советского танка Т-72.

На тот момент основным танком армии США был М60 «Паттон», облик и характеристики которого больше соответствовали эпохе Второй мировой войны. Основной машиной Бундесвера являлся «Леопард-1», который также значительно проигрывал новейшим советским танкам.

M1A1 Abrams

Еще в конце 60-х годов ФРГ и США пытались совместно создать основной танк МВТ-70. Такой подход был вполне оправдан, так как единый основной танк для ведущих стран НАТО серьезно упрощал бы вопросы снабжения и управления в случае ведения совместных боевых действий.

Но вскоре между военными ведомствами возникли существенные разногласия, и работы застопорились. Американцы хотели получить танк, подходящий для любого театра военных действий, Бундесвер, в первую очередь, интересовался Европой. Немцы, учитывая опыт Второй мировой войны, настаивали на мощной танковой пушке с большим калибром и высокой дальностью стрельбы. Были и другие, менее значительные разногласия. Совместный проект был закрыт, и каждая из сторон занялась разработкой собственного танка. Были построены несколько прототипов МВТ-70, но они оказались слишком дорогими и сложными.

M1A1 Abrams

Проблема отставания от СССР в танкостроении была настолько серьезной, что ей посвятили секретное слушание в конгрессе США. На нем было объявлено о форсировании работ по созданию нового американского танка.

К этому моменту США уже имели опыт разработки нового основного танка на смену устаревшим М60. Надо сказать, что опыт этот не был слишком удачным. Предыдущая программа Т95 закончилась провалом. Танк Т95 получился ничем не лучше своего предшественника.

M1A1 Abrams

На стадии разработки новый танк получил индекс XM-1. Американские военные не сразу смогли определиться с пушкой и силовой установкой для новой машины. Рассматривались варианты установки на ХМ-1 105-мм пушки M68, британской нарезной 110-мм и немецкой 120-мм гладкоствольной пушки. Первоначально было решено установить на танк орудие М68 с возможной заменой на 120-мм пушку. В качестве силовой установки нового танка рассматривались два варианта дизельных двигателей (воздушного и водного охлаждения) и газотурбинный двигатель.

В 1973 году заявки на участие в конкурсе подали две американские компании: General Motors и Chrysler. В середине того же года с ними были заключены контракты на создание прототипов нового танка.

M1A1 Abrams

Большое влияние на конструкцию и внешний облик новой машины оказала разработка англичанами технологии многослойной брони «Чобхэм». Она состояла из керамических, алюминиевых и стальных листов, скрепленных болтовыми соединениями, и значительно лучше противостояла кумулятивным и подкалиберным боеприпасам.

Повлиял на конструкцию танка и опыт арабо-израильской войны 1973 года. Он требовал увеличить боекомплект танкового орудия и дальность стрельбы, усилить защищенность и ремонтопригодность танка. Первоначально военные хотели установить на новый танк спаренную с орудием автоматическую пушку M242 Bushmaster, но затем отказались от этой идеи, установив 7,62-мм пулемет.

M1 Abrams

В мае 1976 года начались испытания прототипов новой машины. Они показали, что оба прототипа соответствуют заявленным требованиям, но компания Chrysler сумела предложить более интересную цену, поэтому она и стала победителем конкурса. До 1979 года шла доработка новой машины, танк получил наименование «Абрамс» в честь генерала армии США, который внес большую лепту в развитие американских бронетанковых сил.

В 1981 году «Абрамс» был официально принят на вооружение армии США.

M1 Abrams

Модификации

Как и большинство основных боевых танков, состоящих на вооружении своих армий многие годы («Леопард-2», Т-72, «Челленджер-2»), «Абрамс» пережил множество модернизаций. Танк, который армия США использует сегодня, мало похож на «Абрамс», принятый на вооружение в 1981 году.

M1. Это базовая модель, которая была принята на вооружение. На нем установили 105-мм нарезную пушку с боекомплектом 55 выстрелов.

M1IP. Данный танк можно назвать переходной моделью к модификации М1А1. На этой машине была значительно усилена лобовая броня башни, улучшена подвеска и коробка передач, масса танка увеличилась на 900 кг.

M1A1. Эта модификация появилась в 1984 году, ее основное отличие от базовой модели «Абрамса» — установка новой 120-мм гладкоствольной пушки. Американцы взяли проверенную немецкую пушку Rheinmetall L44, немного доработали ее, изменив казенник и люльку. Из-за увеличения калибра боекомплект танка уменьшился до 40 снарядов. Это орудие может использовать боеприпасы немецкого танка «Леопард-2».

M1 Abrams

Кроме установки нового орудия, была усилена и защищенность танка. M1A1 Abrams имеет большую толщину брони лобовой части корпуса по сравнению с базовой модификацией. Танк оснастили новой системой защиты (ФВУ) от оружия массового поражения с встроенным кондиционером.

Дополнительная бронезащита, установка более мощного орудия и новой ФВУ привело к увеличению массы машины на 2,6 тонны. Серийное производство M1A1 Abrams продолжалось до 1993 года, всего было изготовлено 3546 единиц этого танка.

M1 Abrams

Не следует думать, что все танки «Абрамс» модификации M1A1 были идентичны. Эта модель постоянно улучшалась, за годы производства в нее были внесены многочисленные изменения. В 1988 году танк получил урановую броню первого поколения (M1A1HA), а через несколько лет и второго (М1А1НА+). На позднейших модификациях модели M1A1 было улучшено радиоэлектронное оборудование, появились более совершенные прицельные приспособления.

M1A1 – это первая модификация танка «Абрамс», которая поставлялась на экспорт. Первый контракт был подписан с Египтом в 1988 году. Также специально были изготовлены экспортные модификации «Абрамса» M1A1 для сухопутных сил Ирака и Марокко.

M1 Abrams

М1А2 Abrams.Это принципиально новая модификация танка, работы над которой стартовали в начале 90-х годов. За десять лет, прошедших после появления «Абрамса», многие технологии продвинулись далеко вперед. В первую очередь это касалось электроники и компьютерных технологий. Толчком к созданию модификации М1А2 Abrams стало появление нового немецкого танка «Леопард-2» с совершенной системой управления огнем (СУО). Американцы занялись разработкой аналогичной системы для своего танка. Именно новая СУО является основным отличием М1А2 Abrams от предыдущих моделей.

M1A1 Abrams

СУО построена на основе новой шины, в состав СУО танка М1А2 Abrams входят: стабилизированные прицел наводчика и тепловизионный прибор командира, более совершенный лазерный дальномер, тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя. Разработчики серьезно изменили и остальную бортовую аппаратуру танка: машина получила новый навигационный комплекс, работающий на основе спутниковой навигации и систему связи нового поколения.

M1A1 Abrams

Также была увеличена броневая защита башни, боекомплект М1А2 составил 42 снаряда.

Следует сказать, что улучшения, которые были внесены в М1А2, увеличили его эффективность в обороне в 2 раза и в 1,5 раза – в наступлении.

Первый танк модификации М1А2 появился в конце 1990 года, у армии США были серьезные планы на эту машину. Однако через год СССР — основной противник, с которым должны были сражаться М1А2, канул в Лету, поэтому планы производства М1А2 Abrams были пересмотрены.

M1A1 Abrams

Изначально Пентагон планировал заказать 3 тысячи машин модификации М1А2, но вскоре эта цифра была уменьшена до 998 штук.

Модификация М1А2 пережила несколько программ модернизации (SEP, SEP-2, SEP-3), и современные танки весьма сильно отличаются от машин начала 90-х. Основные изменения коснулись электронной начинки боевой машины.

M1A1 Abrams

Все члены экипажа получили тепловизоры следующего поколения, была улучшена бортовая СУО, появились цветные мониторы и новые средства связи. Все электронные компоненты были изготовлены на основе самых совершенных процессоров. Также танк получил броневую защиту третьего поколения, дополнительную энергетическую установку, новую систему кондиционирования воздуха.

Последняя модернизация «Абрамса» (SEP-3) была закончена в 2015 году. Теперь боекомплект машины состоит из двух унифицированных боеприпасов:

  • многоцелевого ХМ1147 AMP с программируемым взрывателем;
  • бронебойного подкалиберного снаряда M829E4 АКЕ.

Заслуживает внимания еще одна модификация «Абрамса» — M1A2 TUSK, которая была разработана специально для действий машины в условиях городского боя. По сути, это комплект оборудования, который можно установить на танк в полевых условиях. В него входит дополнительный комплект динамической защиты, тепловизионный прицел для пулемета М240, специальные броневые щитки для защиты членов экипажа при открытых люках и дополнительные пулеметы.

M1A1 Abrams

Описание

Основной боевой танк «Абрамс» имеет классическую компоновку, с отделением управления, расположенным впереди, боевым отделением – в средней части машины и силовым отсеком – в кормовой.

Экипаж танка — четыре человека: командир, заряжающий, наводчик и механик-водитель.

Корпус и башня танка – сварные, выполненные из многослойной брони по технологии «Чобхэм». Угол наклона лобовой брони корпуса и башни – значительный (82°), между корпусом и башней большой зазор.

M1A1 Abrams

В передней части танка по центру расположено место механика-водителя, а также механизмы управления танком и проборы. Справа и слева от него расположены топливные баки. Три остальных члена экипажа размещаются в боевом отделении.

В силовом отделении находятся двигатель и трансмиссия, объединенные в единый блок.

На поздних модификациях «Абрамсов» установлена гладкоствольная пушка М256 с калибром 120 мм. Танковые боеприпасы унитарные. В боекомплект входят бронебойные подкалиберные и кумулятивные снаряды, картечные и осколочно-фугасные боеприпасы с программируемым взрывателем.

M1A1 Abrams

С пушкой спарен пулемет М240, еще один подобный пулемет находится перед люком заряжающего, пулемет калибра 12,7 мм расположен на командирской башенке.

Боекомплект размещен в кормовой нише, отделенной от боевого отсека броневой перегородкой. В нише есть вышибные панели, при поражении этого отсека энергия взрыва уходит вверх.

Моторный отсек оснащен мощной системой пожаротушения.

M1A1 Abrams

«Абрамс» оснащен газотурбинным двигателем AVCO Lycoming AGT-1500 с мощностью 1500 л. с. Газотурбинный двигатель (ГТД) имеет весомые преимущества: у него больше удельная мощность, он довольно прост и надежен, имеет меньшую шумность и лучше работает при низких температурах. Но при этом ГТД потребляет больше топлива (чем дизель) и весьма требователен к качеству воздуха. Система очистки воздуха на «Абрамсе» имеет большие размеры, чем сам двигатель.

Трансмиссия – автоматическая, обеспечивает четыре скорости вперед и две назад.

Ходовая часть состоит из семи опорных и двух поддерживающих катков на каждую сторону. Подвеска – торсионная.

Система управления огнем, установленная на поздних модификациях «Абрамса», на сегодняшний день считается одной из лучших в мире. Все члены экипажа (кроме заряжающего) имеют тепловизионные прицельные приспособления или приборы наблюдения. На машине стоит совершенный лазерный дальномер и масса других датчиков, электронный баллистический вычислитель автоматически обрабатывает информацию от дальномера, учитывая огромное количество факторов.

На последних модификациях танка установлена танковая информационно-управляющая система, современная навигационная система, радиостанция. Последние модели «Абрамсов» располагают системой управления войсками FBCB2-EPLRS, через которую происходит взаимодействие с другими машинами танкового батальона.

M1A1 Abrams

Боевое применение

M1A1 Abrams

«Абрамс» — это основной американский боевой танк. По этой причине машина была задействована во всех последних конфликтах, в которых США принимали участие.

Первой настоящей проверкой для «Абрамса» стала операция «Буря в пустыне» в 1991 году. В боях участвовали как модификации M1A1, так и базовые машины М1. По официальным данным, в Ираке американцы потеряли 18 танков, другие исследователи называют иную цифру – 23 танка. Ни один из «Абрамсов» не был потерян в результате огня иракских танков. При этом базовые модели (М1) не вступали в схватки с танками противника, этим занимались более защищенные и вооруженные М1А1.

Боевые машины были подбиты из ручных противотанковых средств, стали жертвой «дружественного огня» или подорвались на фугасах.

Следующим серьезным конфликтом, в котором участвовали танки «Абрамс», стала вторая иракская кампания. В первые месяцы войны боевые машины активно участвовали в боях с регулярной армией Ирака, было описано несколько случаев столкновений с иракскими Т-72, из которых «Абрамсы» неизменно выходили победителями.

M1A1 Abrams

В первый период войны 530 американских боевых машин были отправлены в США для прохождения капитального ремонта. 17 танков были потеряны. Это данные за первые три года войны.

Описан случай, когда в «Абрамс» попали из РПГ более 15 раз, и он смог продолжить участие в боевых действиях.

M1A1 Abrams

В 2011 году в Афганистан была доставлена танковая рота морской пехоты. Однако применение танков в этой горной стране носило ограниченный характер из-за специфических условий местности. Две машины получили повреждения в результате подрыва на фугасах, но затем были восстановлены.

Войска Саудовской Аравии использовали танки «Абрамс» в Йемене. В боевых действиях было потеряно 14 боевых машин. Часть из них подорвалась на фугасах, некоторые были уничтожены противотанковыми управляемыми ракетами, еще часть попала под огонь тактических ракетных комплексов. Несколько машин было просто брошены экипажами.

M1A1 Abrams

Стоимость

«Абрамс» является одним из самых дорогих танков в мире. Стоимость модификации М1А2 в 1999 году составляла примерно 6,2 млн долларов. Следует понимать, что цена танка сильно зависит от его комплектации. Модификация M1A1 для ВС Ирака стоила «всего» 1,4 млн долларов, а для Австралии – 1,18 млн долларов.

В 2012 году каждая машина обходилась армии США – 5,5-6,1 млн долларов.

M1A1 Abrams

M1A1 Abrams

Технические характеристики

Ниже представлены тактико-технические характеристики (ТТХ) танка М1 «Абрамс».

Скорость, км/ч:
максимальная по шоссе 72
по пересеченной местности 48,3
Преодоление препятствий, м:
вертикальная стена 1,07
противотанковый ров 2,74
Запас хода, км 465
Мощность двигателя, л. с. 1500
Габариты, м:
длина 9,8
ширина 3,65
высота (по верху башни) 2,44
Давление на грунт, кг/см2 0,96
Боевая масса, т 54,5
Калибр вооружений, мм:
гладкоствольной пушки 105
командирского пулемета 12,7
пулемета заряжающего 7,62
спаренного с пушкой пулемёта 7,62
Боезапас, штук:
зарядов к пушке 55
патронов к 12,7-мм пулемету 1000
7,62-мм патронов 12400
дымовых гранат 247
Экипаж, человек 4

Видео о танке М1 «Абрамс»

Загрузка...