Основной американский средний танк М4 «Шерман»

М4 «Шерман»
Американский средний танк «Шерман». Хорошо виден открытый люк помощника мехвода

Соединенные Штаты Америки вступили во Вторую Мировую войну, практически не имея собственной бронетехники. Во многом это было обусловлено многолетней политикой «изоляционизма» и уверенностью в полной безопасности страны, отделенной от беспокойной Европы целым океаном. Не имелось у американцев ни собственной школы танкостроения, ни опыта использования хотя бы иностранных боевых машин. Тем более удивителен прогресс, достигнутый этой страной за считанные годы: именно в США был создан «Шерман», единственный танк, сравнимый с советскими боевыми машинами Т-34 не только по своим тактико-техническим характеристикам, но и по массовости производства.

История создания

Проектирование среднего танка М4 началось 1-го февраля 1941, а первые серийные «Шерманы» появились в американской армии уже летом 1942. Столь стремительное развитие событий производит сильное впечатление: к примеру, разработка Т-34 продолжалась около трёх лет, а для создания немецкой «Пантеры» потребовалось почти два года. Кроме того, обе эти машины пришлось затем долго и упорно избавлять от многочисленных «детских болезней», приводивших к частым поломкам подвески, трансмиссии и двигателя, в то время как «Шерман» с самого начала продемонстрировал весьма высокий уровень надёжности ходовой части.

Объяснять такой успех американских конструкторов одной только высокой культурой   производства значило бы допустить ошибку, поскольку Германия в этом отношении нисколько не уступала своему заокеанскому противнику. Причина была иной – при создании многих узлов танка M4 использовались наработки автомобилестроительной промышленности США, а она в те годы являлась наиболее развитой и передовой во всем мире.  Кроме того, «Шерман» возник не на пустом месте – у него имелись предшественники.

Танк M2
Предвоенный американский средний танк M2, хранящийся на Абердинском испытательном полигоне

Первым американским средним танком считается М2. Разрабатывался он на государственном Рок-Айлендском арсенале, что по современным меркам выглядит довольно необычно для США. Предполагалось, что именно этот танк станет для американской армии основным, но серийное производство боевой машины, начавшееся было летом 1939 года, быстро свернули.

Основной причиной для такого решения стал анализ боевых действий, развернувшихся в Европе после начала Второй Мировой войны. Вооружение танка M2, состоявшее из одной тридцатисемимиллиметровой пушки и шести-восьми пулеметов, становилось явно недостаточным для того, чтобы соперничать с лучшими образцами немецкой бронетехники тех лет. И военные, и конструкторы понимали, что боевой машине требуется намного более мощное орудие.

В конечном счете решено было вооружить танк пушкой калибра 75 миллиметров. Рассматривалось два основных варианта: старое орудие М2, появившееся в армии США в годы Первой Мировой войны, и более новое М3, отличавшееся удлиненным стволом и улучшенными характеристиками бронепробиваемости.

Усилие отдачи и вес обеих этих пушек не позволяли разместить их в маленькой и слабо закрепленной вращающейся башне танка. Казалось бы, следовало заменить её на более крупную и прочную, однако, американские конструкторы пошли по другому пути. Они переделали корпус боевой машины, дополнив его спонсоном, в котором и было размещено орудие. Так появился танк M3 Lee – крайне неудачная боевая машина.

Танк M3 Lee
Средний танк M3 Lee. На стволе 75-мм орудия не дульный тормоз, как это может показаться, а противовес

По всей видимости, конструкторы и сами понимали все недостатки подобной компоновки. Во всяком случае, обдумывание альтернативного варианта, подразумевавшего создание танка с орудием калибра 75 мм в новой вращающейся башне, началось еще на раннем этапе проектирования M3. Но дальше довольно смутных планов на этом этапе дело не пошло – по всей видимости, руководители Рок-Айлендского арсенала, от которых военные уже начали требовать практических результатов, полагали, что создать танк с пушкой в спонсоне будет намного проще.

Лишь в феврале 1941, после того, как была изготовлена вся необходимая техническая документация на M3 Lee, конструкторы приступили к проектированию M4, будущего «Шермана». Впрочем, этот танк очень многое унаследовал от своего предшественника – ему, в частности, досталась та же самая подвеска, трансмиссия и двигатель, а также значительная часть корпуса. В то же время предусматривалась и возможность установки более мощной силовой установки – для этого объем моторного отделения увеличили.

Новая башня допускала возможность установки нескольких вариантов вооружения:

  1. Орудие М2 (75 мм);
  2. Гаубица (105 мм);
  3. Две пушки М6 (37 мм);
  4. QF 6 pounder – английское «шестифунтовое» орудие, или его американский вариант М1. Калибр – 57 мм.

Все эти орудия устанавливались вместе с пулеметом калибра 7,62 мм. Предполагалось также выпускать «зенитную» модификацию башни с тремя крупнокалиберными пулеметами вместо пушки.

Экипаж боевой машины уменьшили – на M3 Lee он состоял из семи человек, а на M4 – из пяти. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в передней части танка, а командир, наводчик и заряжающий – в башне.

Прототип «Шермана» T6
Прототип «Шермана» T6

Изготовление прототипов началось летом 1941 года, одновременно в Рок-Айлендском арсенале и в мастерских Абердинского военного полигона, где с заданием справились несколько раньше, подготовив машину к показу уже ко 2-му сентября 1941 года. Танк имел предварительное обозначение Т6 и во многом отличался от будущего «Шермана». В частности, на прототипе имелись «унаследованные» от M3 Lee боковые двери. Кроме того, танк «увенчивала» командирская башенка с отдельным пулеметом калибра 7,62 – его предполагалось использовать для защиты от самолетов.

Представители командования танковых войск, осмотрев машину, предложили ликвидировать бортовые двери, поскольку они явно ослабляли бронезащиту. Кроме того, для защиты от воздушных ударов более целесообразно было установить крупнокалиберный пулемет, но поскольку в башенке он не умещался, оставалось только разместить его открыто.

5 сентября 1941-го года входящий в состав американского Конгресса Комитет вооружений дал рекомендацию о принятии Т6 на вооружение под стандартным обозначением M4. Эта машина также получила дополнительное название «Генерал Шерман». В дальнейшем чаще использовался укороченный «британский» вариант – просто «Шерман».

В ноябре 1941-го года в Абердине приступили к изготовлению первой опытной партии танков M4, а крупносерийное производство было развернуто в феврале 1942-го года. Продолжалось оно вплоть до июля победного 1945-го. Выпускались одновременно шесть основных модификаций боевой машины. Конструкция танка в ходе войны неоднократно дорабатывалась и модернизировалась. Это приводило к появлению субмодификаций, зачастую значительно отличавшихся от базовой модели.

Особенности конструкции

Схема «Шермана»
Средний танк «Шерман» в разрезе

M4 Sherman представляет собой средний танк классической компоновки. В передней части машины находится отделение управления. В нем размещены приборы, при помощи которых контролируется работа двигателя и скорость движения танка, а также рычаги и педали, используемые механиком-водителем. Кроме того, в правой части боевого отделения имеется курсовой пулемет с боекомплектом. Это оружие управляется помощником механика-водителя, который одновременно является стрелком-радистом.

Средняя часть машины занята боевым отделением. Здесь установлены сиденья для трех остальных членов экипажа – командира, заряжающего и наводчика. Кроме того, в боевом отделении размещается боекомплект к орудию и спаренному пулемету, аккумуляторная батарея с зарядным устройством и огнетушители.

Башня M4 была литой и устанавливалась на шариковой опоре, непосредственно над боевым отделением. Внутри неё, помимо вооружения, размещалось прицельное оборудование, приборы наблюдения, поворотный механизм, радиостанция и гиростабилизатор для орудия. Пушка, кроме того, снабжалась механизмом подъема и опускания ствола.

В задней части танка, за перегородкой, находилось моторное отделение, предназначенное для размещения двигателя и всех систем его обслуживания. Характерной особенностью «Шерманов» стало то, что его трансмиссия была вынесена в отделение управления. Наклонный карданный вал, передающий вращение от мотора к коробке переключения передач, проходит через весь танк.

Размещение экипажа в «Шермане»
Схема размещения членов экипажа и элементов трансмиссии танка M4 Sherman

Подобная компоновка трансмиссии была использована и на немецких танках, однако там она была более «изящной» — вал протягивался почти горизонтально, без наклона. Иногда для этого его приходилось делать составным. Американские конструкторы поступили проще, что вынудило их несколько увеличить высоту танка, повысив тем самым вероятность его поражения.

Основной материал для изготовления корпуса танка M4 – катаные листы брони. Для их соединения применялась сварка. Верхний передний лист наклонен под углом в 56 градусов, к нему болтами прикреплена массивная литая лобовая деталь (она «по совместительству» является картером поворотного механизма и крышкой трансмиссионного люка).

Бортовая броня танка наклонов не имеет. На танках 1943-44 годов выпуска она дополнительно усиливалась  стальными накладками. Лобовой лист вначале имел выступы для смотровых щелей, однако впоследствии их начали «заделывать», а со второй половины 1943 потенциально уязвимые места полностью исчезли. При этом угол наклона лобового листа уменьшился до 47 градусов.

Для посадки в боевое отделение использовался люк, размещенный на крыше башни. Начиная с декабря 1943, танки стали оборудоваться отдельным люком для заряжающего. Механик-водитель и его помощник занимали свои места в отделении управления, пользуясь люками в передней части корпуса.

Башня «Шермана» снабжалась полом, закрепленным на стойках. На её левом борту имелся лючок, через который можно было вести огонь из личного оружия. Вращение башни осуществлялось при помощи гидроэлектрического механизма или ручного привода.

Внутри «Шермана»
Часть интерьера танка «Шерман»

Начиная с мая 1944-го, танки M4 комплектовались модернизированной башней. Она отличалась от старой, прежде всего, своими размерами, став более крупной. Кроме того, на крыше вновь появилась командирская башенка, оборудованная приборами для кругового наблюдения.

Технические характеристики

Поскольку американский танк M4 «Шерман» производился во множестве вариантов, привести полный перечень его характеристик довольно сложно. В таблицу внесены данные по первой серийной модификации M4A1, «лендлизовскому» танку M4A2 и одной из поздних машин M4A3(76) W HVSS с улучшенной подвеской.

M4A1 M4A2 M4A3(76) W HVSS
Длина танка 5,84 м 6,08 м 6,27 м
Длина с пушкой 5,84 м 6,08 м 7,54 м
Высота 2,74 м 2,88 м 2,97 м
Ширина 2,62 м 2,69 м 3 м
Скорость До 39 км/ч До 45 км/ч До 42 км/ч
Запас хода 160 км 240 км 160 км
Мощность мотора 350 л.с 375 л.с. 450  л.с.
Масса 30,3 тонны 30,9 тонн 33,6 тонны
Лобовая броня 51 мм 64 мм 64 мм
Бортовая броня 38 мм 38 мм 38 мм
Лоб башни 76 мм 76-89 мм 64-89 мм
Борта башни 51 мм 51 мм 51 мм

Вооружение

M4 «Шерман» с орудием М1А2
M4 «Шерман» с орудием М1А2

Танки M4 «Шерман» могли оснащаться следующими видами артиллерийских орудий:

  1. Пушка M3 с горизонтальным клиновым затвором. Калибр – 75 мм, ствол длиной в 37,5 калибра. Диапазон угла наклона ствола – от -10 до +25 градусов. Вес орудия – 405,4 кг;
  2. Пушка M Калибр – 76 мм, ствол длиной в 55 калибров. Диапазон угла наклона ствола – такой же, как на M3. Могли устанавливаться несколько вариантов этого орудия – М1А1 с улучшенным балансом, М1А1С с дульным тормозом, М1А2 с укороченным шагом нарезов. Вес этих пушек – от 518 до 578 кг;
  3. Ordnance QF 17 pounder Mk.IV. Британская «семнадцатифунтовая» пушка. Калибр по обычному стандарту – 76,2 мм, ствол имеет длину в 55 калибров. Имеется дульный тормоз. Это орудие устанавливалось на танках, использовавшихся армией Великобритании, американцы его не использовали, хотя оно было лучше, чем М1;
  4. Гаубица М4. Калибр – 105 мм. Ствол длиной в 24,5 калибра. Танки с этим орудием не имели гиростабилизатора и гидропривода механизма вращения башни.

Помимо пушки, танк «Шерман» вооружался тремя пулеметами. Один Browning M1919A4 был спарен с артиллерийским орудием, другой был курсовым. Третий пулемет, крупнокалиберный Browining M2HB, монтировался на крыше башни и предназначался для противовоздушной обороны. В реальных боях, впрочем, его значительно чаще применяли по наземным целям.

Кроме того, некоторые субмодификации M4 оборудовались дымовым гранатометом M3 калибра 50,8 мм. Устанавливался он в башне.

Sherman VC (Firefly)
Средний танк Sherman VC (Firefly) с английской семнадцатифунтовой пушкой и крупнокалиберным пулеметом

Состав боекомплекта «Шермана» не был одним и тем же для разных вариантов танка. В качестве примера можно привести две субмодификации:

M4A2 M4A2(76)W
Снаряды 97 71
Патроны 7,62 4 750 6 250
Патроны 12,7 300 600
Дымовые гранаты 12 14

Точность стрельбы обеспечивалась не только прицельными приспособлениями, но и гиростабилизатором, разработанным компанией «Вестингауз» и обеспечивающим гашение колебаний в вертикальной плоскости. Благодаря этому устройству «Шерман» мог вести огонь не только с коротких остановок, но и на ходу.

Модификации

Базовая модификация «Шермана» называлась просто M4. Фактически, однако, такие танки начали выпускать намного позже, чем M4A1. От всех других вариантов базовый отличался прежде всего полным отказом от использования литых деталей. Корпус был полностью сварным. Это обеспечивало не только упрощение технологического цикла, но и увеличение внутреннего объема, позволившее взять на борт до семи дополнительных снарядов. Силовой установкой базовой модификации M4 стал двигатель Continental R975 C1. Этот авиационный мотор работал на бензине и развивал мощность в 350 лошадиных сил.

Необходимо отметить, что в дальнейшем базовый вариант танка производился с частичным применением литых деталей и постепенно сблизился с другими модификациями. Общий объем выпуска составил 8 389 экземпляров, в том числе 1641 танк с гаубицей калибра 105 мм.

М4А1

Этот вариант танка «Шерман» стал первой его серийной модификацией. Возникла она в результате устранения замечаний к «абердинскому» прототипу Т6. Бортовые двери на демонстрационном экземпляре заварили, а в дальнейшем корпуса стали отливать цельными, без проёмов.

Британский Sherman IIC
Британский Sherman IIC, версия на базе M4A1

Войсковые испытания первых двух серийных машин решили провести в Англии, для чего пришлось оборудовать танки короткоствольными орудиями M2 – работы по размещению «штатной» M3 еще не были завершены.

Вначале танки M4A1 оснащались двигателем R-975-EC2, но их почти сразу заменили на R-975-C1, такой же, как на базовой модели. В целом машинам этой первой серийной модификации пришлось перенести намного больше преобразований, чем последующим вариантам. В частности, именно на M4A1 впервые была установлена пушка M1, созданная специально для усиления противотанковых возможностей «Шермана». При этом пришлось существенно изменить форму и размеры башни, а также увеличить её вес.

Еще одним важным новшеством, опробованным на М4А1, стало использование «мокрой» боеукладки. Первоначально выстрелы к орудию размещались в этом танке на бортовых полках, что приводило к их детонации при пробитии брони вражескими снарядами и немедленной гибели всего экипажа. Для повышения безопасности ящики с боекомплектом перенесли на днище и залили водой с добавлением этиленгликоля. В результате живучесть танка существенно увеличилась.

Отдельного упоминания заслуживает субмодификация M4A1(76)W HVSS. Эти машины оборудовались улучшенной подвеской с горизонтальным расположением буферных пружин. Кроме того, увеличилась ширина гусениц и была изменена конструкция опорных катков.

Свой особый вклад в модернизацию M4A1 внесли британцы, вооружившие этот танк довольно эффективной семнадцатифунтовой пушкой. Такой вариант боевой машины обозначался Sherman IIC.

Всего было произведено 9 677 M4A1, в том числе 3 396 танков с различными версиями пушки M1.

М4А2

Танк М4А2(76)W HVSS
Танк М4А2(76)W HVSS с горизонтальной улучшенной подвеской.

Эта модификация была запущена в серию в апреле 1942 года (то есть еще до базовой модели). Главной особенностью данного варианта танка стала его силовая установка, составленная из двух дизельных двигателей General Motors 6046. Создавались эти моторы для автомобилей и обеспечивали существенно увеличенный запас хода.

По конструкции корпуса M4A2 ближе к базовой модели, чем к M4A1 – он сварной. Именно на этой модификации впервые начали заваривать передние смотровые щели, а затем весь лобовой лист стал цельным, а угол его наклона уменьшился.

Значительное количество М4А2 было отправлено в СССР по программе ленд-лиза, и именно с этим вариантом лучше всего познакомились советские танкисты. Общий объем выпуска достиг 11 283, в том числе 3230 M4A2(76)W с разными версиями пушки M1.

М4А3

Главным отличием этого варианта танка стал двигатель Ford GAA. Этот восьмицилиндровый авиационный мотор обладал мощностью в 500 лошадиных сил, что позволило резко увеличить энерговооруженность «Шермана». Серийное производство M4A3 было развёрнуто в мае 1942 года.

В дальнейшем эти танки подверглись тем же модернизациям, что и первая серийная модификация – лобовой лист стал сплошным, была введена «мокрая» боеукладка, упростилась конструкция корпуса, а ближе к концу войны машины получили улучшенную подвеску.

Перед началом операции «Оверлорд» была создана особая субмодификация этого танка – М4А3Е2. Она отличалась усиленным бронированием лба и бортов. Машина потяжелела до 38 тонн, а её увеличившиеся размеры были заметны визуально, что и привело к появлению неофициального прозвища Jumbo – по имени слонёнка из мультфильмов Уолта Диснея.

Танк М4А3Е2 Jumbo
Танк М4А3Е2 Jumbo

Толщина лобовой брони у «Джамбо» достигла 102 мм, что по довоенным меркам соответствовало уже параметрам тяжелых танков. Но особенно защищенной стала новая башня со стенками в 152 мм. Это позволяло использовать машину при штурме сильно укрепленных позиций, не опасаясь огня большинства видов противотанковой артиллерии.

Выпущено 11 424 танка M4A3, из которых 3039 были вооружены 105-мм гаубицей, а 3 370 – различными версиями пушки М1.

М4А4

Танки этой модификации оборудовались сложным силовым агрегатом, составленным из пяти шестицилиндровых автомобильных карбюраторных моторов, соединенных в единое целое. Эта звездообразная установка обладала суммарной мощностью в 370 лошадиных сил.

Выпуск М4А4 продолжался чуть более года, с июля 1942 по сентябрь 1943 года. За этот период было сделано 7 499 танков. Эти машины, в отличие от других модификаций «Шермана», не подвергались модернизациям .  Исключение составили танки, отправленные в Великобританию – там их оборудовали семнадцатифунтовыми пушками Mk IV или Mk VII. Для этих машин использовалось обозначение Sherman VC, а неофициальным их прозвищем стало название «Светлячок» — Firefly.

М4А5

Официально это обозначение не использовалось. Его предполагалось ввести для канадской боевой машины Ram Tank, которая представляла собой глубокую модернизацию танка M3 Lee, выполненную, судя по всему, с учетом опыта, полученного при создании прототипа Т6. Вооружался M4A5 шестифунтовой английской пушкой, размещенной в литой башне, конструкция которой не имела почти ничего общего с аналогичной частью «Шермана».

M4A5 RamTank
RamTank, он же M4A5

Выпущено было 1948 этих танков, однако на фронт их так и не отправили, поскольку вооружение не отвечало требованиям Второй Мировой войны.

М4А6

Этот танк, первоначально делавшийся на базе модификации М4А4, оснащался многотопливным дизельным двигателем Caterpillar D200A. Такая силовая установка потенциально могла стать единой для всех «Шерманов». Опытный экземпляр танка с новым мотором, получивший предварительное обозначение М4Е1, был изготовлен в декабре 1942 года.

Серийное производство М4А6 началось в октябре 1943-го, однако после изготовления семидесяти пяти машин оно было остановлено. Американские военные не были готовы к переходу от бензиновых двигателей на многотопливные дизели, что и привело к отказу от перспективной модификации.

Grizzly Bear

Эти танки представляли собой канадскую «адаптацию» модификации М4А1. Кроме того, имелось и несколько «просто» М4, получивших такое же обозначение. В целом конструкция этой машины совпадала с американскими образцами, однако изменениям подверглись гусеницы и ведущие колеса. Изготовлено таких танков было совсем немного – всего 188 экземпляров.

Необходимо подчеркнуть, что перечисленные модификации «Шермана» — далеко не единственные. На базе этого танка осуществлялось серийное производство самоходных артиллерийских установок, реактивных систем залпового огня, мостоукладчиков и БРЭМ. Кроме того, выпускались и огнеметные варианты танка.

«Шерман» с огнеметом
Огнеметная версия «Шермана» в ходе боя

Боевое применение

В первый раз танки М4 «Шерман» были использованы во время второго сражения у Эль-Аламейна в октябре 1942 года. Этими машинами были вооружены 1-я и 10-я английские танковые дивизии, а также 9-я и 24-я отдельные танковые бригады. Общее количество «Шерманов» достигало 251 единицы.

Ввод в бой новых танков стал для немецкого командования совершенно неожиданным. Англичане смогли собрать заметно превосходящие силы – вместе с «Шерманами», они располагали более чем тысячей боевых машин против 559 в группировке Роммеля. Кроме того, пробить броню M4 могли лишь некоторые из немецких танков – 88 Pz.III и 30 Pz.IV с длинноствольными пушками. В результате была одержана очень важная для этого театра военных действий победа, значительный вклад в которую внесли новые американские боевые машины.

В декабре 1942 года в сражение были введены «Шерманы», входившие в состав армии США. Первое время эти бои сопровождались тяжелыми потерями. Поначалу их причиной была неопытность американских экипажей, а в феврале 1943-го года танки M4 впервые столкнулись с «Тиграми», против которых у них просто не было шансов. В течение первых двух дней этих боев армия США безвозвратно потеряла 84 «Шермана». Правда, при этом сами американцы заявили о 19 пораженных немецких танках, но это, видимо, были не «Тигры».

Высадка на Сицилии в июле 1943 года также сопровождалась применением «Шерманов». В ходе наиболее крупного боя было уничтожено 14 «Тигров» и 30 других немецких танков, однако в данном случае большая часть их была подбита артиллерийским огнем, а также «базуками».

«Шерман» М4 Duplex Drive
Танк «Шерман» М4 Duplex Drive, приспособленный к движению вплавь

Для высадки во Франции часть «Шерманов» была оснащена специальными приспособлениями, которые предназначались для придания танку свойств амфибии. Всего в первой волне высадки имелось четыре батальона танков М4 – два на участке «Юта» и столько же – на печально знаменитом участке «Омаха». Из-за целого ряда ошибок 27 из 32-х танков 741-го батальона просто утонули, а из 51-й машины 743-го батальона уцелели только 30.

Англичане провели свою часть высадки намного лучше, потеряв лишь шесть танков из сорока. Впрочем, основные неприятности для «Шерманов» только начинались – ведь впереди их ждали встречи с многочисленными «Тиграми» и «Пантерами». И всё же рассчитывать немцам было уже не на что – после огромных потерь на Восточном фронте они попросту не могли ничего противопоставить подавляющему численному превосходству союзников.

С 20 ноября 1944-го по 20 января 1945-го было потеряно в боях 1 137 танков «Шерман» — весьма ощутимая убыль. Но общее количество этих машин в американской и британской армии составляло к ноябрю около 15 000, и еще 10 000 было выведено в резерв. Таким образом, даже контрнаступление вермахта в Арденнах лишь незначительно ослабило группировку союзников. Можно сказать, что тут ярко проявилось одно из лучших качеств танка М4 – его отличная приспособленность к массовому производству.

Война на Тихом океане, в силу своей специфики велась с применением лишь незначительного количества танков. У «Шермана» в этом регионе вообще не было каких-либо достойных противников – японская бронетехника для подобной роли категорически не подходила. Американцы действовали практически безнаказанно, лишь изредка теряя единичные машины.

Советские «Шерманы»
Советские танкисты на «Шерманах»

Применение танков, поставлявшихся в СССР  по программе ленд-лиза, началось весной 1943 года, однако наиболее активное их использование приходится на более поздний период. Очень большую роль сыграли эти машины в ходе боёв за Украину зимой и весной 1944 года. Советские танкисты, воевавшие на «Шерманах», отмечали, что этот танк отличается значительно более высокой проходимостью, чем другие «ленд-лизовские» образцы боевой техники. В то же время по сравнению с Т-34 «Шерман» оказался намного более удобным для экипажа. Имелись определенные преимущества и по составу бортового оборудования.

В ходе Белорусской наступательной операции насыщенность советских войск танками М4 достигла своего максимума. Теперь они уступали по численности лишь вездесущим «тридцатьчетверкам». Надо сказать, что отзывы об использовании «Шерманов» довольно скупы и при этом противоречивы. Скорее всего, причиной этого стало сочетание наиболее значительных недостатков этого танка с его же весьма весомыми плюсами – М4 был очень надежен и позволял выполнять глубокие рейды, но при столкновении с наиболее тяжелой немецкой бронетехникой он часто оказывался бессилен.

Укомплектованный «Шерманами» 1-й механизированный корпус 2-й гвардейской танковой армии непосредственно участвовал в штурме Берлина. 9-й гвардейский мехкорпус, получивший летом 1945-го года на вооружение 183 М4, был использован в ходе войны против Японии. В последнем случае «Шерманы» проявили себя просто блестяще, преодолев огромные расстояния без существенных поломок.

Уничтоженный танк «Шерман»
Уничтоженный танк «Шерман»

После разгрома Германии и Японии танки M4 уже не производились, однако их военная служба продолжилась. В частности, эти машины активно применялись армией США в ходе войны в Корее. Именно здесь американский танк «Шерман» впервые был применен против советских Т-34.

Необходимо, разумеется, учитывать, что бои с участием этих машин носили эпизодический характер. Северная Корея имела перед началом войны 258 танков Т-34-85, которым американцы долгое время могли противопоставить только заведомо более слабые М-24 – со вполне предсказуемыми последствиями. Затем ситуация изменилась – в бой вступили «Шерманы», а вместе с ними М26 «Першинг» и М46 «Паттон».

К концу 1950-го года Северная Корея потеряла все свои танки. Соотношение потерь в непосредственных танковых боях составило 34:97 в пользу США. О преимуществе «Шермана» это, однако, не говорит, поскольку вся имеющаяся информация указывает на то, что американцы уповали в основном на более мощные, тяжело бронированные и хорошо вооруженные «Першинги» и «Паттоны», которые по своим характеристикам были схожи скорее с ИС-2, чем с Т-34-85.

В качестве примера можно привести бой, состоявшийся в сентябре 1950-го года, когда 10 северокорейских танков менее чем за минуту безнаказанно расстреляли три M4A3E8. Затем один из Т-34-85 атаковал и уничтожил до 15 грузовиков, составлявших транспортную колонну. При этом действовали корейские танкисты всё же неосмотрительно – четыре их машины были сожжены выстрелами из «супербазук», одну уничтожила 105-мм гаубица и еще две были подбиты подоспевшими «Шерманами».

«Шерман» и уничтоженный Т-34
Танк «Шерман» проезжает мимо уничтоженного Т-34. Снимок сделан во время войны в Корее

Когда впоследствии в США оценивались общие итоги этого вооруженного конфликта, было отмечено, что М4 в целом стали более эффективными, чем другие американские боевые машины. Речь не шла о состязании с Т-34, акцент делался скорее на обобщенной «полезности» в привязке к стоимости эксплуатации и надёжности техники.

Довольно масштабным было применение «Шерманов» и в ходе арабо-израильских войн, причем, что интересно, эти танки имелись у обеих противоборствующих сторон. Поскольку машины к 50-м годам откровенно устарели, их активно модернизировали и перевооружали. Особенно отличился на этом поприще Израиль, создавший танки М50 и М51, которые получили название «Супер Шерман». Египет, впрочем, тоже старался не отставать. Разумеется, всё это было вынужденной импровизацией – со всеми своими улучшениями подобные машины всё равно откровенно проигрывали даже ИС-3, не говоря уже о более новых советских танках 50-х и 60-х годов.

Сравнение с аналогами в мире

Наиболее часто в качестве эталона для сравнения с «Шерманом» используется советский танк Т-34. Это вполне понятно, но, возможно, не совсем правильно, поскольку были у М4 и другие могущественные соперники. Одним из них был, в частности, немецкий средний танк Pz IV.

Исходные модификации этой машины рассматривать не стоит, поскольку они использовались еще тогда, когда «Шермана» просто не существовало. Правильнее ориентироваться на варианты Pz.IVG и Pz.IVH. Вооружение этой машины составляла 75-мм пушка, способная на дистанции в один километр пробить броню толщиной в 82 мм. «Шерман» с орудием M3 на таком же расстоянии был способен поразить цель, защищенную слоем брони в 60 мм.

«Шерман» и уничтоженный Pz.IV
Солдаты осматривают подбитый Pz.IV, проезжая мимо него на «Шермане»

Теперь необходимо сопоставить уровень защиты обеих машин. Броня M4 первых лет выпуска составляла 51 мм в передней части корпуса и 76 мм у башни. Танк Pz.IVG был защищен слоем металла в 50 мм, а Pz.IVH – в 80 мм. Из этого следует, что в «дуэльном» столкновении между «Шерманом» и ранней модификацией «четверки» шансы были бы равными, а вот в бою с Pz.IVH американская машина явно уступает.

Добиться равенства с основным и наиболее распространенным немецким танком (а Pz.IV является именно таковым) удалось лишь «Шерману», оснащенному пушкой M1 (или английской семнадцатифунтовкой). Это орудие обеспечивало бронепробиваемость в 88 миллиметров на том же расстоянии в тысячу метров. Такие пушки, однако, были поставлены менее чем на половине всех произведенных M4.

Тут, разумеется, логично задать вопрос – а что, собственно, мешало могучей американской промышленности перевооружить все танки? Ответ прост – осколочно-фугасные снаряды к пушке М1 были слишком слабыми и не позволяли использовать её как эффективное противопехотное средство. В результате американцы вынуждены были делать свои танковые соединения смешанными – их составляли из танков с разными видами орудий.  Всё это, разумеется, говорит не в пользу «Шермана».

Необходимо, видимо, сравнить М4 также и с немецкой «Пантерой». Правда, Pz.V и в американской, и в Красной армии классифицировали как тяжелый танк, однако в вермахте его считали средним и применяли соответствующим образом. Характеризует «Пантеру» прежде всего её очень мощное орудие. На дистанции в 1000 метров оно пробивало подкалиберным снарядом до 150 мм брони. Таким образом, огневое превосходство даже над лучшими вариантами «Шермана» было огромным.

Подбитый танк Pz.V «Пантера»
Немецкий танк Pz.V «Пантера», уничтоживший на улицах Кёльна два «Шермана» и затем подбитый танком M26 «Першинг»

Защита танка Pz,V также производит внушительное впечатление – лоб башни достигал 110 мм, а передний броневой лист, наклоненный под углом в 55 градусов, имел толщину в 80 мм. Неудивительно, что сама мысль о вступлении в бой с «Пантерой» не вызывала у американских танкистов никакого энтузиазма – еще меньше шансов на успех могло быть разве только в бою с «Тигром».

Тем не менее, как известно, немецкие танки к концу войны были выбиты, а «Шерманы» в итоге победили. Произошло это потому, что далеко не все характеристики можно вписать в таблицу. В частности, туда никогда не попадает такой параметр, как надёжность. «Пантера» была превосходным, но «сырым» танком. Осуществить «доводку» конструкции в военных условиях удалось лишь частично. В результате замечательные немецкие «хищники» ломались, а заурядные американские «Шерманы» продолжали воевать.

Второй «незаметный» критерий – это технологичность. Американская промышленность изготовила более 49 тысяч «Шерманов». Немцы с трудом сумели построить 6 тысяч «Пантер», причем обходились они намного дороже американских танков. Таким образом, Pz.V, возможно, не столько продлил существование «третьего рейха», сколько поспособствовал его скорейшему разгрому вследствие полного истощения ресурсов.

Теперь пришла пора поговорить и о Т-34. Как известно, его двумя основными вариантами являются Т-34-76 и Т-34-85. Первый из этих танков вполне сопоставим по своим основным характеристикам с «Шерманами», вооруженными 75-мм пушкой М3. Но это сугубо «табличное» сравнение. В целом можно сказать, что советская машина обладает более высокой проходимостью при одинаковом вооружении и бронировании, а вот по приборному оборудованию и уровню комфорта для экипажа предпочтительнее выглядит М4.

Т-34-76 и «Шерман»
Т-34-76 и «Шерман»

Следует также отметить, что в первые годы эксплуатации Т-34-76 этот танк был недостаточно надёжным, а двигатель его не обладал необходимым ресурсом. «Шерман» же опирался на более чем солидный фундамент американской автомобильной промышленности и поэтому с его доводкой столь значительных сложностей не возникло.

Танки Т-34-85 опять-таки сопоставимы с M4, но только с теми, что были вооружены пушкой М1. Броневая защита обеих машин почти не отличается, однако использованы разные сорта металла. В результате вероятность сквозного пробития одинаковыми боеприпасами у Т-34 несколько ниже, зато американская машина с её более вязкой бронёй может похвастаться заметно меньшим количеством вторичных осколков, отлетающих от внутреннего слоя стали при прямом попадании.

Орудие Т-34-85 обладает заметно более высокой мощностью, чем пушка М1. Благодаря этому для поражения «Шермана» можно даже не применять подкалиберные снаряды. В то же время американским танкистам придется использовать именно такой вид боеприпасов, чтобы уравнять шансы. К этому можно добавить, что башня M4 поворачивается хотя и быстро, но всё-таки несколько медленнее, чем у Т-34-85.

По своей надёжности обе машины примерно одинаковы, что и было продемонстрировано, в частности, во время разгрома Квантунской армии в августе 1945 года. Огромные марши были пройдены вполне успешно как танками Т-34-85, так и «Шерманами».

Подводя итоги, можно отметить, что подавляющим перевесом не обладает ни Т-34, ни M4. Исход столкновения между подобными танками решается мастерством экипажей и уровнем компетентности командования.

Достоинства и недостатки

Советский «Шерман» в Маньчжурии
Советский «Шерман» в Маньчжурии, во время боев против Квантунской армии

За время ведения боевых действий и в ходе последующей мирной службы танки «Шерман» продемонстрировали следующие положительные качества:

  1. Высокая надёжность ходовой части и её неплохая ремонтопригодность;
  2. Дешевизна изготовления танка при массовом серийном производстве;
  3. «Шерманы» удобны для всех членов экипажа. Внутри машины можно достаточно свободно передвигаться, не прибегая к каким-либо усилиям;
  4. Танк оборудован многочисленными приборами, обеспечивающими отличный круговой обзор. В этом отношении «Шерман»превосходит и советские, и немецкие танки периода Второй Мировой войны;
  5. Орудие стабилизировано в вертикальной плоскости, что намного упрощает прицеливание и увеличивает точность огня, особенно в движении;
  6. Танк оснащен крупнокалиберным пулеметом, неплохо вписавшимся в систему вооружения и полезным не только против самолетов;
  7. Мощный двигатель делает «Шерман» самым подвижным танком в своём классе.

О некоторых их недостатках, свойственных M4, уже упоминалось. Тем не менее есть смысл привести их в общем перечне:

  1. Компоновка трансмиссии явно неудачна. Следовало или отнести коробку переключения передач назад, или же обеспечить иное размещение карданного вала;
  2. Танк М4 – довольно узкий при значительной высоте. Это делает машину недостаточно устойчивой при движении по складкам рельефа местности;
  3. Вооружение танка не унифицировано. 75-мм пушка не обладает необходимой бронепробиваемостью, а орудие М1 так и не получило достаточно мощных осколочно-фугасных снарядов;
  4. Танк не приспособлен для перевозки десанта. Это остро чувствовалось на советско-германском фронте, поскольку в распоряжении Красной армии не имелось еще бронетранспортеров.
Американская пехота и «Шерман»
Американские пехотинцы движутся под прикрытием танка «Шерман»

В заключение необходимо подчеркнуть, что любые оценки техники военных лет непременно должны учитывать сложные обстоятельства, которыми характеризовалось это сложное время. Американцы создали свой основной средний танк на очень слабом исходном основании, но сумели сделать его настоящей «рабочей лошадкой» для собственной армии, и было бы ошибкой не признавать этого достижения. Ныне «Шерман» — такая же часть истории, как и Т-34, причем долгое время оба этих танка воевали на одной стороне.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий