Основной американский средний танк М4 «Шерман»

танк М4

Не так давно в мировой кинопрокат вышел очередной голливудский военный блокбастер «Ярость» с Бредом Питтом, который сыграл крутого сержанта-танкиста. Фильм получился довольно неоднозначным и вызвал массу дискуссий, но повседневная работа танкового экипажа в нем показана довольно неплохо. Однако главную роль в этой картине сыграл не Питт, а знаменитый американский танк M4 «Шерман», который в фильме имеет собственное имя Fury – «Ярость».

М4 «Шерман» был основным средним танком американской армии в период Второй мировой войны. Свое название танк получил в честь американского генерала Уильяма Шермана.

Кроме вооруженных сил США, эта боевая машина поставлялась и американским союзникам: Великобритании, СССР, Австралии, Канаде. После окончания войны «Шерманы» стояли на вооружении Израиля, Пакистана, Италии, Франции, Индии, Японии и Югославии.

В рамках программы ленд-лиза СССР получил более 4 тыс. танков «Шерман». Советские танкисты называли эту боевую машину «эмча» (от обозначения М4) и любили ее. Попасть служить на американский танк считалось удачей. Удобство работы экипажей выгодно отличало М4 от любых советских машин. Также советские танкисты отмечали высокий уровень изготовления «Шерманов», отличное качество приборов и мощную рацию. В комплект оборудования каждого американского танка входила кофеварка, этот факт неизменно производил на советских бойцов мощное впечатление.

танк М4

Начиная с 1943 года, «Шерман» стал основным танком, который приходил из США по ленд-лизу. В значительных количествах эта боевая машина также поставлялась Великобритании.

Танк «Шерман» начал свой боевой путь в Северной Африке, затем была высадка союзников в Нормандии и боевые действия в Европе. Американцы использовали М4 на Тихоокеанском театре боевых действий.

танк М4

Загрузка...

И после окончания мировой войны служба этой боевой машины продолжилась. «Шерман» находился на вооружении армии США до конца 50-х годов, принимал участие в Корейской войне, где он «схлестнулся» с советскими танками Т-34-85.

Из-за огромного количества изготовленных боевых машин, после войны американцы охотно передавали «Шерманы» армиям освобожденных стран и государствам-союзникам. М4 стояли на вооружении армии Израиля во время войны за независимость и шестидневной войны. Во время индо-пакистанского конфликта 1965 года эти боевые машины использовались как Индией, так и Пакистаном.

M4 Sherman – это один из самых массовых танков в истории, за три года (с 1942 по 1945 гг.) американцы успели выпустить более 49 тыс. этих боевых машин. Более массовыми являются только советские Т-34 и Т-55.

Многие эксперты – в первую очередь иностранные, конечно, — называют средний танк «Шерман» лучшей боевой машиной Второй мировой войны, ставя ее впереди советской «тридцатьчетверки». Данный вопрос является весьма дискуссионным, но эти два танка точно стоили один другого и сопоставимы по боевой мощи и броневой защите.

Однако прежде чем начинать обзор танка «Шерман», следует несколько слов сказать об истории его создания и модификациях машины.

танк М4

История создания

Армия США подошла к началу Второй мировой войны, не имея не только танковых войск, но и даже нормального среднего танка в серийном производстве. Обладая серьёзной автомобильной промышленностью и развитым тракторостроением, американские генералы не считали танки чем-то заслуживающим серьезного внимания. Считалось, что вражеские машины будут уничтожаться огнем артиллерии и самоходных установок.

Хотя, серьезные работы в области танкостроения в США проводились: танки американского конструктора Кристи стали образцом для создания английского Крузейдера и советских БТ.

История танка «Шерман» начинается в 1939 году. Американские военные были ошарашены эпичными танковыми сражениями, происходившими в Европе, а также той эффективностью, с которой вермахт использовал танковые войска в своих кампаниях. В это же время армия США обладала несколькими сотнями танков, которые по своим характеристикам, не шли ни в какое сравнение с европейскими аналогами.

танк М4

Единственным серийным американским танком был М2, вооруженный 37-мм пушкой и восемью пулеметами. Его планировали запустить в крупносерийное производство в 1940 году, но в последний момент приказ был отменен. По сравнению с характеристиками немецких танков, 37-мм пушка выглядела абсолютно жалко и бесперспективно. А установить более мощное 75-мм орудие в существующую башню было невозможно. Тогда-то и родилась идея создать многобашенный танк с 75-мм пушкой в бортовом спонсоне.

танк М4

Так появился танк М3 «Ли». Однако он также перестал удовлетворять американских военных уже на этапе разработки. М3 «Ли» все-таки был запущен в серийное производство (выпущено более 6 тыс. шт.) и принят на вооружение. Этот «уродец» даже поставлялся в СССР по ленд-лизу и получил у советских солдат заслуженное прозвище «братская могила» (экипаж состоял из семи человек).

Параллельно с работами над М3 началась разработка еще одного танка, который предполагалось вооружить одной 75-мм пушкой, размещенной в башне кругового вращения. В его конструкции планировалось использовать шасси танка М3, его ходовую часть, подвеску, трансмиссию и двигатель, то есть, практически всю нижнюю часть боевой машины. Прототип будущего «Шермана» был готов 2 сентября 1941 года и получил обозначение Т6. Он имел бортовые двери и командирскую башенку, которые были устранены после показа прототипа военному руководству. Были и другие мелкие замечания, после доработки танк был принят на вооружение.

Серийное производство было развернуто в феврале 1942 года. Модификация танка со сварным корпусом получила обозначение М4, а с литым – М4А1.

Изначально танк планировали оснастить новым 76-мм орудием М3, но из-за его неготовности на «Шерман» было установлено старая 75-мм пушка от танка М3 «Ли».

Стоимость одного танка М4 составляла 45-50 тыс. долларов, что было процентов на десять меньше, чем у М3 «Ли».

Прототип танка Т6 был изготовлен на Абердинском испытательном полигоне силами военнослужащих и технического персонала. К серийному производству машины были привлечены десятки частных подрядчиков. Обычно один завод занимался изготовлением того или иного элемента: части ходовой, двигателя или вооружения.

танк М4

Модификации

«Шерман» имел большое количество модификаций, причем особенностью этой машины было то, что различные варианты танка появлялись не в результате модернизации, а просто имели значительные технологические отличия и выпускались параллельно. Часто они были связаны с особенностями предприятий, на которых боевые машины были сделаны. Так, например, модификация М4А1 формально считается второй, но она была запущена в производство на несколько месяцев раньше, чем М4.

Основными отличиями различных модификаций танка «Шерман» являются способ изготовления корпуса и разный тип силовой установки. При этом разные типы боевой машины периодически подвергались различным усовершенствованиям, но это происходило примерно в одно и то же время. При этом модернизированный танк получал дополнительные буквы в обозначения: W, (76) и HVSS. Заводские обозначения отличались, в их состав входила буква Е и цифра. Например, танк M4A3E8 Sherman.

танк М4

Вот основные модификации боевой машины:

  • M4. Одна из первых модификаций танка, ее выпуск начался с середины 1942 года и продолжался до января 1944 года. Машина имела сварной корпус и карбюраторный двигатель Continental R-975. Общее количество танков этой модификации – 8389 штук, 6748 из которых были вооружены M3, а еще 1641 – 105-мм гаубицей.
  • M4A1. Самая первая модификация, которая пошла в серийное производство. Этот танк имел литой корпус и двигатель Continental R-975, он почти полностью соответствует прототипу T6. Производство данной боевой машины продолжалось с начала 1942 года по конец 1943 года. Общее количество изготовленных машин – 9677 штук, 6281 из которых были вооружены пушкой M3, а 3396 танков получили новое орудие M1. Первоначально М4А1 имели орудие M2 и два курсовых пулемёта.
  • M4A2. Модификация со сварным корпусом, оснащенная силовой установкой, состоящей из двух дизельных двигателей General Motors 6046. Ее выпуск продолжался с апреля 1942 года по май 1945 года. Общее количество изготовленных машин этой модификации составляет 11 283 штук, из них 8053 были вооружены пушкой M3, 3230 машин получили орудие M1.
  • M4A3. Модификация со сварным корпусом и бензиновым двигателем Ford GAA. Танк выпускался с июня 1942 года по март 1945 года. Общее количество: 11 424 единиц, 5015 из которых имели орудие M3, 3039 штук (M4A3(105)) были вооружены 105-мм гаубицей, а 3370 штук (M4A3(76)W) орудием M1.
  • M4A4. Модификация, которая имела сварной удлиненный корпус и силовую установку, состоящую из пяти автомобильных двигателей. Всего было выпущено 7499 боевых машин этой модификации. Все они имели на вооружении орудие M3 и отличались несколько другой формой башни, в кормовой нише была расположена радиостанция, а на левой стороне башни был люк для стрельбы из личного оружия.
  • M4A5. Данное обозначение изначально было зарезервировано для канадского танка Ram, но оно так ему и не было присвоено. Эта машина любопытна тем, что, по сути, является значительно модернизированной версией танка М3. Боевая машины имела на вооружении английскую 6-фунтовую пушку, у нее была литая башня и литой корпус с боковой дверью, ходовая часть практически аналогичная M3. Всего было выпущено 1948 машин. М4А5 не участвовал в боевых действиях из-за слишком слабой пушки, но на его основе было сделано несколько бронемашин.
  • M4A6. Модификация со сварным корпусом, аналогичным по форме и размерам M4A4, но с литой лобовой частью. Силовая установка состояла из дизельного двигателя Caterpillar D200A. Всего было выпущено 75 танков этой модели.
  • Grizzly Bear. Это модификация танка М4А1, которая серийно выпускалась в Канаде, машины имели небольшие отличия в ходовой части. Было выпущено 188 танков этой модели.

танк М4

Кроме модификаций, существовали и специальные танки, созданные на базе этой боевой машины. Например, Sherman Firefly — танки модификаций M4A1 и M4A4, вооруженные английским 17-фунтовым (76,2 мм) противотанковым орудием, или Sherman Jumbo – штурмовой танк, с усиленным бронированием и 75-мм пушкой М3.

Весьма интересными машинами были так называемые ракетные танки: Sherman Calliope и T40 Whizbang, оборудованные установками для пуска реактивных снарядов. На базе «Шермана» были созданы машины для разминирования (Sherman Crab), инженерные (M4 Dozer) и огнеметные танки.

танк М4

Описание конструкции

Танк «Шерман» выполнен по схеме, более характерной для немецкого танкостроения тех лет: его трансмиссия и отделение управления размещены в передней части корпуса, а моторное отсек – в задней. Между ними расположено боевое отделение с башней кругового вращения, которая находится по центру корпуса. В состав экипажа входило пять человек.

Внутри танк был покрыт подбоем из пенорезины, который защищал экипаж от осколков.

Подобная компоновка повышала высоту боевой машины: конструкторам пришлось размещать в корпусе карданный вал, который шел от двигателя к коробке передач. Увеличивало высоту танка и вертикальное расположение двигателя.

танк М4

Разные модификации танка мало отличались по своей конструкции, поэтому ниже приводится описание модели М4А2 с дизельным двигателем, которая наиболее массово поставлялась в СССР по ленд-лизу.

В передней части корпуса располагалось отделение управления, в котором размещались рабочие места механика-водителя и его помощника, контрольные приборы и рычаги управления, элементы трансмиссии и курсовой пулемет с боекомплектом.

танк М4

За ним находилось боевое отделение с вращающейся башней. В нем располагались места командира машины, наводчика и заряжающего, боекомплект орудия, огнетушители и аккумуляторы. В башне было размещено орудие, прицельные приспособления и приборы наблюдения, подъемный механизм пушки, спаренный пулемет и радиостанция. Также в боевом отделении находился механизм поворота башни.

В задней части танка располагалось моторное отделение, которое было отделено от боевого специальной перегородкой.

Корпус танка модификации М4А2 был выполнен из катаных броневых плит, которые соединялись с помощью сварки. Лобовая часть машины представляла собой одну массивную литую деталь, которая была расположена под углом 56° и имела толщину 51 мм. Толщина бортов корпуса составляла 38 мм. Справа в нижней части листа находилась шаровая пулеметная установка. В днище корпуса имелся люк, который использовался для эвакуации экипажа под огнем противника. Над отделением управления находились два посадочных люка со встроенными приборами наблюдения.

«Шерман» имел литую башню с небольшой кормовой нишей, толщина ее лобовой брони составляла 76 мм, борта и корма имели броню в 51 мм, а маска орудия имела бронирование в 89 мм. На крыше башни располагался двустворчатый командирский люк, который использовался для эвакуации всех членов экипажа, находящихся в боевом отделении. На более поздних сериях машины к нему был добавлен еще один люк для заряжающего.

Первоначально основной боезапас танка находился в надгусеничных полках, которые снаружи имели дополнительное бронирование. Однако практика показала, что такое расположение приводило к детонации боекомплекта, поэтому на машинах поздних серий его перенесли на пол боевого отделения, и была использована так называемая мокрая боеукладка: снаряды заливались водой с добавлением этиленгликоля.

танк М4

Первоначально на танк модификации М4А2 устанавливалась 75-мм пушка М3, а с 1943 года – 76-мм орудие М1А1. С пушкой был спарен пулемет, 12,7-мм зенитный пулемет был смонтирован на крыше башни.

Прицельные приспособления танка состояли из телескопического прицела М55 и перископического прибора М38. Пушка «Шермана» была стабилизирована в вертикальной плоскости.

Силовая установка М4А2 состояла из двух дизелей GM 6046 с шестью цилиндрами каждый. Общая мощность составляла 375 л. с. Емкость топливных баков танка составляла 590 литров.

«Шерман» оснащался 5-скоростной коробкой передач механического типа, крутящийся момент от двигателя передавался на нее с помощью карданного вала.

танк М4

Ходовая часть танка состояла из шести одинарных опорных катков на каждый из бортов, они были объединены попарно в три тележки, каждая из которых была подвешена на двух пружинах. Кроме того, на каждом борту было по три поддерживающих катка, ведущее переднее колесо и направляющие колеса. В середине 1942 года ходовая часть танков была несколько модернизирована.

На «Шерманах» устанавливались мощные радиостанции.

Эффективность и боевое применение

Первые «Шерманы» стали поступать в войска в середине 1942 года, но американским танкистам так и не удалось освоить новую технику: вскоре все боевые машины были переданы англичанам. В это время английские части вели тяжелые бои в Северной Африке, и ситуация там складывалась явно не в их пользу. Черчилль лично попросил американского президента о помощи.

танк М4

В сентябре 1942 года 318 танков «Шерман» прибыли в Египет и почти сразу были брошены в бой. Для немцев появление у противника сотен современных танков стало настоящим шоком. Большинство танков немецкого Африканского корпуса не могли пробить броню американского танка. Можно сказать, что сражение под Эль-Аламейном во многом было выиграно именно благодаря «Шерманам».

Американские танкисты на «Шерманах» впервые вступили в бой во время высадки в Тунисе. Из-за необученности экипажей в первых боях было потеряно много машин, однако позже, отработав тактические приемы, американцы весьма успешно использовали «Шерманы». Вообще, следует отметить, что этот танк прекрасно подходил для условий пустыни. В феврале 1943 года М4 впервые встретился с немецкой новинкой – тяжелым танком PzKpfw VI Tiger. Очень быстро стало понятным, что «Шерман» не может на равных противостоять этой немецкой машине.

танк М4

Танки М4 и М4А1 принимали участие в высадке войск союзников на Сицилии. Правда, в Италии крупных танковых боев практически не было.

Следующей значительной операцией с участием «Шермана» стала высадка союзников в Нормандии. Американским машинам в Нормандии пришлось трудно. Немцы активно использовали против них новейшие танки «Пантеры», против которых у М4 было мало шансов. К тому же пересеченная местность севера Франции не давала «Шерманам» продемонстрировать свои лучшие качества: скорость и маневренность. Большие потери американские машины несли от «Фаустпатронов».

танк М4

Англичане лучше подготовились к операции: часть своих танков М4 (Sherman Firefly) они оснастили 17-фунтовой пушкой, которая была весьма эффективна против «Пантер» и «Тигров».

танк М4

За девять месяцев боев только 3-я танковая дивизия потеряла 1348 боевых машин.

В ноябре 1942 года первые М4 прибыли в Советский Союз. В СССР наиболее массово поставлялась дизельная модификация танка М4А2, так как бензиновые западные танки не слишком хорошо «переваривали» отечественное топливо. Первыми новые машины получила 5-я гвардейская танковая армия на Северном Кавказе.

М4 активно применялся в кампаниях 1944 и 1945 гг. Наиболее массово «Шерманы» использовались во время операции «Багратион», хотя эти машины воевали по всей линии советско-германского фронта, от Черного моря до Балтики.

танк М4

Советские танкисты любили американский танк. Он был гораздо более удобен для работы экипажа, чем советские боевые машины. Но, самое главное, обычно он был гораздо надежнее их. Несомненным плюсом «Шерманов» были прицельные приспособления и приборы наблюдения, мощная радиостанция, высокий уровень бронирования и достаточная огневая мощь. Подвеска у М4 была гораздо мягче, чем у Т-34, он гораздо меньше шумел. Пушка американского танка имела стабилизацию, что повышало точность стрельбы во время движения.

В конструкции «Шермана» использовано много узлов и агрегатов серийных автомобилей, что и обеспечило высокую надежность танка.

Среди минусов можно назвать конструкцию траков гусениц, которые были не слишком приспособлены для условий российской зимы. Они обеспечивали слабое сцепление с грунтом, из-за чего танк часто пробуксовывал. К недостаткам «Шерманов» можно отнести слишком высокий силуэт и своеобразную форму корпуса. Дело в том, что «Шерман» был высоким и узким, что в совокупности с неудачными гусеницами часто приводило к опрокидыванию машины.

танк М4

75-мм пушка М3 примерно соответствовала советскому орудию Ф-34, 76-мм пушка М1 позволяла «Шерманам» уверенно поражать немецкие Pz.IV, но для поединка с «Тиграми» и «Пантерами» необходимо было использовать подкалиберные снаряды.

«Шерман» vs Т-34

Много споров вызывает вопрос, какой из танков был лучше Т-34 или «Шерман». Эти танки неоднократно сталкивались в бою, но уже после Второй мировой войны. Во время Корейской войны основным противником «Шермана» стали советские Т-34-85, которыми управляли корейские и китайские танкисты. Чаще всего противостояния советских и американских танков заканчивались в пользу последних.

танк М4

Т-34 и «Шерман» были машинами одного класса: они не уступали друг другу в бронировании, американская 76-мм пушка за счет баллистики и боеприпасов лучшего качества как минимум не была хуже советской 85-мм ЗИС-С-53, схожей была и подвижность этих танков. Однако «Шерман» имел преимущество за счет большего удобства работы экипажа, точности стрельбы и скорострельности орудия. Более высоким качеством отличались и прицельные приспособления «американца».

Еще одним важным преимуществом М4 была его надежность. Качество сборки «тридцатьчетверки» военного времени очень часто оставляло желать лучшего.

Учитывая состояние танковое промышленности США в начале войны и практически полное отсутствие опыта в этой сфере, следует признать, что создание «Шермана» в столь короткие сроки – это огромное достижение американцев.

танк М4

Загрузка...