Танк Т-62: знаменитый ветеран «холодной войны» и локальных конфликтов

Т-62М
Советский средний танк Т-62М

Советский средний танк Т-62, принятый на вооружение в 1961 году, стал завершающим звеном в длинной линейке «средних танков», начатой с легендарного Т-34, а затем продолженной в Т-54 и Т-55. Танк Т-62, как и его предшественники, обладал внушительными ТТХ, которые позволяли ему достойно противостоять лучшим образцам западного танкостроения, включая противников из более тяжёлого класса.

Танку Т-62, появившемуся в самый разгар «холодной войны», было суждено поучаствовать практически во всех локальных конфликтах этого периода, что обеспечило ему мировую известность. На вооружении Российской Армии этот танк состоял вплоть до 2013 года, а в примерно двух десятках стран мира он до сих пор продолжает оставаться на боевой службе.

История создания

На протяжении 1950-х годов Советский Союз располагал передовыми для своего времени средними танками семейства Т-54 и Т-55. При этом работы по их совершенствованию продолжались на постоянной основе и в различных направлениях, включая как разработку новых решений в конструкции танка, так и создание для него более мощного и эффективного вооружения.

Основным разработчиком перспективного среднего танка на замену Т-54/55 являлось КБ Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле, руководимое главным конструктором предприятия Л. Н. Карцевым. Специалисты отрабатывали несколько вариантов конструкций будущего танка, в сложившихся нормах секретности именуя подобные разработки «объектами», на основе которых в дальнейшем утверждалась основная модель, предназначенная к массовому производству.

В 1957 году стартовала разработка «Объект 165». В этом проекте окончательно определилось, какие именно модули следует ставить на перспективный средний танк, а впоследствии эта схема целиком воплотилась в танке Т-62А. Разработка велась на базе ходовой части Т-55 в сочетании с основными параметрами корпуса и башни ранее начатого «Объекта 140», а также с новыми элементами обустройства боевого отделения, применёнными в «Объекте 150».

Прототип танка, разработанного на такой основе, успешно прошёл заводские испытания к концу 1958 года. Министерство обороны утвердило эту разработку в качестве базы для создания серийного танка, в значительной степени приближённого по конструкции к Т-55.

Вооружением Т-62 должна была стать новая нарезная 100-миллиметровая пушка Д-54 (У-8ТС), хотя её применение вызывало нарекания со стороны военных, считавших показатели её бронепробиваемости недостаточными. Серьёзным аргументом против пушки Д-54 служило наличие у ней дульного тормоза, при стрельбе образующего  мощную воздушную волну, которая могла нести угрозу пехотному сопровождению, а также создавала облако пыли, песка или снега, демаскирующее танк.

В 1959 году возражения военного ведомства были весомо подкреплены полученными разведданными о скором перевооружении танков стран НАТО более мощными пушками калибра 105 мм. Советским танкостроителям была поставлена задача в сжатые сроки подготовить к серийному выпуску средний танк со 115-миллииметровой гладкоствольной пушкой, разработка танкового варианта которой в СССР была к тому моменту практически завершена.

С середины 1959 года КБ Уралвагонзавода начало работы по «Объекту 166», который стал дальнейшим развитием «Объекта 165» в плане его вооружения новейшей танковой пушкой У-5ТС «Молот» калибром 115 мм. Именно эта разработка в конечном итоге стала основой конструкции танка Т-62, который уже в 1961 году был принят на вооружение и утверждён Министерством обороны к серийному производству.

Т-62 на Красной площади
Т-62 на Красной площади. 7 ноября 1967 года

Основные цели и задания

Степень унификации танка Т-62 по узлам и деталям, заимствованным с со своего предшественника Т-55, была очень высока и оценивалась на уровне в 65%. Это существенно облегчило освоение танка не только в быстро организованном серийном производстве, но и в последующей эксплуатации.

Танк был выпущен достаточно ограниченной серией, если судить по меркам СССР, — «всего лишь» 20 тысяч единиц. Во многом это было связано с активностью советских танкостроителей в запуске своей очередной новинки — Т-64, но эта разработка оказалась довольно неудачной из-за серьёзных проблем с надёжностью. Серийное производство танков Т-62 было прекращено в 1975 году, с появлением Т-72.

Основная цель Т-62, ради которой он ускоренно создавался и выпускался, — противостояние танкам стран НАТО. Потому довольно скоро для советских традиций секретности его показали публично. Впервые это произошло на первомайском параде 1965 года. Спустя всего лишь несколько лет танк Т-62 стал активно поставляться Советским Союзом в дружественные страны по всему миру.

Основными получателями этих танков стали Алжир, Ангола, Болгария, Вьетнам, Египет, Ирак, КНДР, Куба, Ливия, Сирия, Сомали, Чехословакия, Эфиопия. В Северной Корее и ЧССР эти танки также производили по лицензии.

Основные модификации Т-62

Модель Год принятия
на вооружение
Особенности
Т-62А 1962 Нарезная 100-мм пушка с улучшенными характеристиками бронепробиваемости.
Т-62К 1964 Командирский вариант танка. Дополнительная КВ-радиостанция, комплект навигационной аппаратуры. Уменьшен боекомплект пушки и пулемёта.
Т-62Д 1983 Дополнительное бронирование корпуса, башни, днища. Бортовые противокумулятивные экраны и комплекс активной защиты «Дрозд».
Т-62М 1983 ПТРК «Шексна». Дополнительное бронирование корпуса, башни, днища. Бортовые противокумулятивные экраны. Лазерный дальномер, баллистический вычислитель. Гусеница от танка Т-72.
Т-62МВ 1985 Дополнительное бронирование корпуса, днища. Усиленные бортовые противокумулятивные экраны. Навесная динамическая защита. Система управления огнём «Волна», лазерный дальномер, баллистический вычислитель.
Конструкция Т-62
Конструкция Т-62 в разрезе

Конструкция и устройство танка

Танк Т-62 создан по классической компоновке, с расположением отделения управления в передней части машины, боевого отделения – в середине, моторно-трансмиссионного отделения – в кормовой части. Как и Т-55, танк получил в оснащение систему противоатомной защиты, которая призвана снизить воздействие ударной волны ядерного взрыва и проникающей радиации. Фильтровентиляционная установка в сочетании с системой герметизации танка рассчитывалась для защиты от радиоактивной пыли.

Экипаж Т-62 составляли четыре человека: командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий.

Корпус

Корпус представлял собой сварную конструкцию, выполненную с применением броневых катаных листов различной толщины. По сравнению с Т-55 углы наклона отдельных элементов бронезащиты были немного оптимизированы, погон под танковую башню увеличился с 1825 мм до 2245 мм. Это позволило сделать боевое отделение заметно более просторным и удобным для действий экипажа.

Броневой лист

Бронирование Т-62 рассчитывалось на обеспечение эффективной защиты от противотанковых пушечных снарядов противника.

Расположение брони Толщина, мм Угол наклона, градусы
Лобовая часть (верх) 100 60
Лобовая часть (низ) 100 55
Борт 80
Корма (верх) 45 2
Корма (низ) 16 70
Подбашенная коробка 30
Крыша моторно-трансмиссионного отделения 16 3,25
Днище 20

Башня

Башня танка цельнолитая, причём для Т-62 впервые удалось создать технологию, обеспечившую отсутствие сварного соединения в основаниях люков. Лобовая часть башни       имела бронирование толщиной 242 мм, борта  — 153 мм, кормы — 65 мм, крыши — 30 мм. Впервые в танкостроении на Т-62 был установлен механизм автоматического удаления стреляных гильз, действовавший при любых углах возвышения пушки.

Вооружение танка

Основным вооружением Т-62 стала 115-мм гладкоствольная пушка У5-ТС «Молот», с которой был спарен 7,62-мм пулемёт (СГМТ, а с 1964 года — ПКТ). Курсовой пулемёт, признанный малоэффективным, из танкового вооружения был исключён. В то же время вооружение стало оснащаться двухплоскостной системой стабилизации «Метеор», что позволило танку эффективно вести огонь в движении.

С 1969 года на советские танки стали устанавливать турели с зенитными пулемётами. На Т-62 в качестве зенитного используется 12,7-мм пулемёт ДШКМ с ограничителем скорострельности до 125 выстрелов в минуту и прицельной дальностью стрельбы 2200 метров. Турельная установка с ДШКМ разместилась у люка заряжающего и могла применяться для борьбы с живой силой и техникой противника, включая легкобронированную.

В качестве личного оружия самообороны экипажа танк комплектовался автоматом АК или АКМ со 120 патронами, 10 ручными гранатами Ф-1, а также сигнальным пистолетом с 10 патронами.

Т-62 с ДШКМ
Танк Т-62 выпуска 1972 года. Главным отличием стала установка зенитного пулемета ДШКМ на люке заряжающего

Гладкоствольная пушка 115-мм

Главным преимуществом новейшей пушки стала обеспечиваемая ею очень высокая начальная скорость полёта снаряда, составившая 1615 м/с. Дальность стрельбы прямой наводкой при этом составила 4000 м, наибольшая дальность стрельбы — 5800 м.

Наведение на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов, но при необходимости наводчик может задействовать механизмы ручного привода. Скорострельность танковой пушки составила 4 выстрела в минуту, что стало серьёзным недостатком Т-62.

7,62-мм пулемёт ПКТ

Пулемёт Калашникова танковый (ПКТ) обладает боевой скорострельностью в 250 выстрелов в минуту. Его прицельная дальность стрельбы составляет 2000 метров. Танковый вариант единого пулемёта советских Вооружённых сил по сравнению с пехотным имеет увеличенную толщину ствола, что снизило темпы его износа и повысило параметры интенсивности огня.

Боекомплект боевой машины

Боекомплект танковой пушки включает в себя 40 унитарных выстрелов. Из-за их большого размера только два выстрела размещаются в башне, в быстрой доступности для заряжающего. Остальные рассредоточены по трём стеллажным укладкам, примыкающим к переднему и кормовому отделениям танка. Штатный боекомплект выстрелов составляет по 16 подкалиберных бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов и 8 кумулятивных, но он мог изменяться в зависимости от поставленной боевой задачи.

Боекомплект спаренного пулемёта насчитывает 2500 патронов, в которых могли применяться трассирующие и бронебойно-зажигательные пули. Боекомплект пулемёта ДШКМ составляет 300 патронов.

На Т-62 установлена стандартная для советских и российских танков термическая дымовая аппаратура, обеспечивающая постановку дымовой завесы протяжённостью до 400 метров.

Место механика-водителя в Т-62
Вид на место механика-водителя Т-62

Технические характеристики

Т-62 имеет запас хода по топливу, достаточный для преодоления расстояния до 450 километров (по шоссе). В числе других основных технических характеристик танка Т-62 — способность преодолевать броды глубиной до 1,4 метра с ходу. С применением возимой трубы для подачи воздуха глубина преодолеваемых водных преград достигает 5 метров.

V-образный дизельный двигатель

В качестве силовой установки на танке Т-62 изначально использовался V-образный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением В-55В объёмом 38,88 л и мощностью 580 л.с. Его моторесурс составлял 350 часов. Двигатель способен работать на дизельном топливе марок ДЛ, ДЗ и ДА.

Впоследствии по ходу выработки моторесурса Т-62 получали в оснащение двигатели В-46-5М с наддувом от центробежного нагнетателя. Эти двигатели имели мощность 690 л.с.

Ходовая система

Ходовая часть танка почти целиком аналогична системе, применённой в семействе Т-54/55. Она включает в себя с каждого борта по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков, ведущее колесо и ленивец (направляющее колесо).

Поддерживающие катки отсутствуют. Гусеница Т-62 состоит из 96 траков, соединённых металлическими шарнирами.

На Т-62 применен гидропневматический сервопривод управления с главным фрикционом. Коробка передач имеет пять скоростей вперёд и одну назад.

Подвеска

Подвеска индивидуальная, торсионная. Упругими элементами подвески являются торсионные валы, установленные поперек корпуса танка по всей его ширине. Балансиры первых и пятых катков связаны с гидравлическими амортизаторами.

Максимальная скорость

Предельная скорость, развиваемая Т-62 при передвижении по шоссейным дорогам, составляет 50 км/ч. В качестве расчётных параметров средней скорости движения танка по шоссе принимались показатели 32-35 км/ч, по грунтовой дороге – 22-27 км/ч.

Электрооборудование

Электрическое оборудование танка было выполнено по однопроводной схеме и рассчитывалось на напряжение 24 вольта. Основными источниками электроэнергии являлись четыре аккумуляторные батареи общей ёмкостью 280 А-ч и генератор мощностью 6,5 кВт.

В качестве осветительных приборов танк располагал тремя фарами. Две из них (на корпусе) оснащались светомаскировочным устройством, а фара прибора ТВН располагалась  в передней части башни.

Т-62 с дальномером КДТ-1
С 1975 года часть танков Т-62 была оснащена лазерным дальномером КДТ-1, устанавливавшимся над стволом пушки

Системы связи, наблюдения и прицеливания

Внешняя радиосвязь обеспечивалась ультракоротковолновой радиостанцией Р-113 (Р-123), связь внутри экипажа – танковым переговорным устройством Р-120 (Р-124), интегрированным с соответствующим типом радиостанции.

На Т-62 применялись периодически улучшаемые прицелы и приборы наведения, основные которых:

  • Телескопический прицел, позволяющий танкистам вести точный огонь на дистанции до 4 км;
  • Бинокулярные перископы для наводчика и в командирской башенке с функциями увеличения и ночного видения;
  • Бинокулярный перископ с функцией ночного видения для механика-водителя;
  • Лазерный дальномер (с 1975 года).

К началу 1980-х годов внедрение прицела-прибора наведения (ППН) с системой лазерного наведения ПТУРС позволило установить на танки Т-62 противотанковые ракетные комплексы «Шексна», а также систему управления огнём «Волна» для наводчика.

Т-62
Т-62 с дополнительными противокумулятивными экранами. 58-я армия ВС России, (грузино-осетинский конфликт, август 2008 года)

Боевое применение

Первой боевой операцией, в которой оказались задействованы советские танки Т-62, стал ввод войск стран Варшавского Договора на территорию Чехословакии в августе 1968 года. До реальных боестолкновений дело тогда не дошло. А вот события 1969 года на советско-китайской границе вокруг острова Даманский привели к первой потере. Причём подразделение из 9 новейших и на то время секретных советских боевых машин оказалось в зоне боевых действий случайно.

Один из танков, выступивших на помощь атакованным советским пограничникам, был подбит китайскими гранатомётчиками, его экипаж при этом погиб. В ходе дальнейшего боя этот Т-62 ушёл под лёд реки Уссури, но позже китайцы сумели поднять танк и переправить его на свой берег. Впоследствии этот трофей был выставлен в экспозиции Военно-революционного музея в Пекине, где находится и до сих пор.

Весьма активным оказалось участие Т-62 в арабо-израильской «Войне Судного дня» 1973 года. Эти машины в больших количествах стояли на вооружении армий Сирии и Египта, и в условиях примерно равного соотношения танковых сил воюющих сторон смогли добиться некоторого перевеса на Синайском полуострове, понеся серьёзные потери на Голанских высотах.

В дальнейшем сирийская армия смогла нанести заметный урон израильским «Паттонам» и «Центурионам» в Ливанском конфликте 1976-1982 годов, но и потери Т-62 при этом были также значительными. Кроме того, около 70 подбитых и захваченных в 1973 году Т-62 Израиль смог восстановить, а затем модернизировал и включил в состав своей армии под названием «Тиран».

Танки Т-62 применялись Советской Армией в Афганистане. Там эта машина зарекомендовала себя в целом успешно. Тем не менее, применение противником всё более совершенного противотанкового вооружения выявило уязвимость бронетехники. Для защиты Т-62 от кумулятивных зарядов на башнях стали устанавливать металлические щитки, борт и ходовую часть прикрыли экранами из армированной резины и усилили бронирование лобовой части корпуса. Комплекс этих мероприятий отразился в двух модернизациях танка, что позволило избежать заметных потерь.

Танки Т-62 применялись в большинстве вооружённых конфликтов, вспыхнувших на территории бывшего СССР после его развала. Российские войска применяли эти машины во время первой и второй военных кампаний в Чечне, а также во время войны с Грузией в 2008 году. Украинские войска применяли модернизированные Т-62 в боевых действиях в Донбассе.

Использование в армии Ирака

Советские танки Т-62 активно и массированно применялись в боевых действиях армией Ирака, начиная с 1980 года. К тому моменту на вооружении Ирака состояло около 700 танков данного типа. В ходе ирано-иракской войны их основными противниками стали американские танки М60 и британские «Чифтены».

В январе 1981 года в долине Хархи близ города Сусенгерд в иранской приграничной провинции Хузестан состоялось крупнейшее танковое сражение этой войны. В нём приняло участие около 300 танков с каждой из сторон. Иракским Т-62 удалось заманить самые современные иранские танки в подготовленную ловушку и уничтожить более 200 из них, потеряв около 40 машин. Это сражение продемонстрировало успешное пробитие брони «Чифтенов» снарядами из советской 115-мм танковой пушки.

Подбитый Т-62
Подбитый иракский Т-62 в Кувейте

К моменту вторжения иракских войск в Кувейт и операции «Буря в пустыне», проведённой в основном вооружёнными силами США при поддержке крупных контингентов войск других стран Запада, Т-62 уже являлись весьма устаревшими на фоне не только новейших западных танков, но и иракских же Т-72. Сколь-нибудь крупных танковых сражений в этой войне не случилось, так как значительная часть иракских танков была уничтожена ударами авиации, а оставшимся в строю иракским танкам в Кувейте удалось либо отступить успешно отступить вглубь Ирака, либо почти бесконфликтно сдаться Межнациональным силам.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий