Авианосец России «Адмирал Кузнецов», история и характеристики

Военно-морской флот – это один из самых эффективных инструментов геополитики. Американский адмирал Альфред Мэхэн в своей книге «Влияние морской мощи на историю» заявил, что флот оказывает влияние на политику уже самим фактом своего существования. С этим трудно спорить. Более двух столетий границы Британской империи определялись бортами ее военных кораблей, а в прошлом веке гегемония в Мировом океане перешла к ВМФ США. Основной ударной силой американского флота являются авианосцы – огромные плавучие аэродромы, с помощью которых США жестко и уверенно продвигают свои интересы по всему миру.

Авианосец России «Адмирал Кузнецов», история и характеристики

А что же Россия? В настоящее время ВМФ России имеет на вооружении один корабль, способный обеспечивать взлет и посадку самолетов классической аэродинамической схемы – это тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР или ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

«Адмирал Кузнецов» был спроектирован и построен еще в Советском Союзе, он стал первым настоящим советским авианосцем и дальнейшим развитием тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 «Кречет». Основным отличием ТАКР «Адмирала Кузнецова» от большинства авианосцев является наличие ракетного вооружения (ПКР «Гранит»).

Многие годы не утихают споры относительно того, нужен ли такой корабль российскому ВМФ, нужны ли России вообще авианесущие корабли?

Авианосец Адмирал Кузнецов

После спуска на воду в 1989 году этот тяжелый авианесущий крейсер едва ли не большую часть времени провел не в походах, а у причальных стенок ремонтных доков. Из-за низкой надежности судовых механизмов единственный российский авианосец в походах всегда сопровождает буксир, который в случае чего может прийти на помощь. Военная промышленность России так и не смогла обеспечить этот корабль достаточным количеством боевых самолетов, еще меньше пилотов, способных взлетать и садиться на корабельную палубу.

Военные моряки называют этот корабль «Кузя», и весьма тяжело сказать, ласковое это прозвище или презрительное.

Авианосец Адмирал Кузнецов

История создания

Первые авианосцы появились еще на заре XX века, почти сразу после возникновения военной авиации. Поначалу они рассматривались как вспомогательные корабли, которые должны обеспечивать эффективные действия основной ударной силы военно-морских сил того времени – линкоров.

Однако все изменилось 7 декабря 1941 года. В этот день японская авиация утопила большую часть американских линкоров в гавани базы на Перл-Харборе. Почти сразу после этого события США заложили 24 авианосца типа «Эссекс». Именно эти корабли, по сути, позволили американцам выиграть войну на Тихом океане.

Самый мощный линкор ВМФ Японии «Ямато» был уничтожен американской авиацией, так и не причинив противнику никакого серьезного ущерба.

Авианосец Адмирал Кузнецов

После окончания Второй мировой войны стало понятно, что авианосцы – это новые «хозяева» Мирового океана, ведущие морские державы активно занялись постройкой подобных кораблей. В 1961 году в США был спущен на воду первый авианосец с ядерной силовой установкой.

В СССР авианесущим кораблям уделялось мало внимания. Сталину больше нравились огромные мощные линкоры, мало кто отваживался спорить с ним. Горячим сторонником постройки авианосцев в Советском Союзе был адмирал Николай Герасимович Кузнецов. Во многом благодаря его стараниям первые проекты авианесущих кораблей появились еще в предвоенные годы, но дальше эскизов и чертежей дело не шло. Разрабатывались проекты сразу двух авианосцев: большого (на 72 самолета) и малого (32 летательных аппарата), но из послевоенных планов развития флота они были вычеркнуты. Окончательно закрыл проекты советский авианосцев адмирал Горшков.

Советская пропаганда рисовала авианосцы в виде средства ведения агрессивной войны, которую присуща империалистам. Эффективность и боевая мощь этих кораблей занижалась, а возможности советских ракетных крейсеров, наоборот, превозносились и завышались. Хрущев был ярым поклонником ракетного оружия и подводного флота, поэтому основные ресурсы государства были брошены на создание и постройку стратегических подлодок.

Авианосец Адмирал Кузнецов

После прихода к власти Брежнева в СССР вернулись к разработкам авианесущих кораблей, но сделали это в весьма своеобразный способ. В конце 60-х годов в КБ Яковлева был создан самолет вертикального взлета и посадки Як-38, который Яковлев хотел пристроить на флот. Специально под эту машину в 1972 был построен авианесущий крейсер «Киев», который кроме самолетов был вооружен еще и ПКР П-500 «Базальт».

Всего на воду было спущено четыре корабля проекта 1143: «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Однако очень быстро руководство советского ВМФ ждало серьезное разочарование: Як-38 оказался очень неудачной машиной, она не могла взлетать с полной заправкой и вооружением, в тропиках двигатели самолета и вовсе отказывались запускаться. Несмотря на многочисленные доработки, превратить этот самолет в надежную и эффективную боевую машину так и не получилось.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», по сути, является продолжением проекта 1143. Планировали изготовить три корабля, основным отличием которых являлось возможность взлета и посадки на палубу самолетов с традиционной схемой. «Адмирал Кузнецов» был заложен в 1981 году, крейсер «Варяг» — в 1985 году, а «Ульяновск» — в 1988 году.

Авианосец Адмирал Кузнецов

После развала СССР крейсер «Варяг» достался Украине, он был готов на 67%. В 1998 году этот корабль был продан в Китай. Долгое время он использовался в качестве плавучего казино, но в 2008 году китайцы начали его достройку. В 2011 году «Варяг» получил новое имя «Ши Лан» и стал первым китайским авианосцем. ВМФ КНР, вероятно, будет использовать корабль в качестве тренировочного корабля.

Судьба авианесущего крейсера «Ульяновск», заложенного в 1988 году, была еще более печальна: он был порезан на металл прямо на стапеле. Этот корабль планировали оснастить ядерной силовой установкой и паровой катапультой.

Проектные работы над крейсером «Адмирал Кузнецов» начались в 1978 году. Этот корабль изначально проектировали для обеспечения взлета и посадки самолетов традиционной схемы.

Авианосец Адмирал Кузнецов

Новый корабль рождался очень непросто, разработчикам мешали противоречивые требования, которые выдвигались к облику авианосца, из министерства обороны и со стороны руководства ВМФ. Разработкой проекта занималось Ленинградское ПКБ, конструкторы предложили заказчикам пять проектов нового корабля, один из которых предусматривал оснащение его ядерной силовой установкой. Только в 1982 году проект был официально утвержден и на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев) началось строительство.

При строительстве использовалась более прогрессивная технология, которая заключалась в формировании корпуса корабля из готовых крупных блоков. В это же время в Крыму (г. Саки) был создан наземный комплекс «Нитка», на котором пилоты отрабатывали навыки взлета и посадки на корабельную палубу. Изначально авианесущий крейсер носил имя «Рига», но уже в ноябре 1982 года (после смерти генсека) он был переименован в «Леонида Брежнева». В 1987 году корабль получил новое имя – «Тбилиси», а в 1990 – «Адмирал Кузнецов».

Авианосец Адмирал Кузнецов

Вместо ПКР «Базальт» крейсер получил на вооружение более современные ракеты «Гранит», длина полетной палубы была значительно увеличена, вместо паровой катапульты корабль получил трамплин в носовой части.

В 1989 году начались ходовые испытания корабля, в это же время были произведены первые успешные посадки и взлеты самолетов с корабельной палубы. Авианесущий крейсер показал хорошие ходовые характеристики. 20 января 1991 года «Адмирал Кузнецов» был принят в состав Северного флота России.

Авианосец Адмирал Кузнецов

Описание

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» является продолжением кораблей проекта 1143, но по ряду своих характеристик он существенно от них отличается. Своим внешним видом крейсер более похож на классические авианосцы, он имеет так называемую сквозную взлетную палубу и трамплин в носовой части судна. Угол его наклона составляет 14,3°. Площадь палубы — 14 800 м2. Крейсер оборудован авиафинишером и аварийным барьером.

На «Адмирале Кузнецове» впервые применена подводная кон­ст­рук­тив­ная за­щи­та (ПКЗ).

Авианосец Адмирал Кузнецов

Для подъема летательных аппаратов из ангаров на «Адмирале Кузнецове» установлены два подъемника, способных поднять вес до 40 тонн. Корабельная надстройка («остров») имеет 13 ярусов, она смещена вправо, что позволило увеличить ширину взлетной полосы. Палуба имеет специальное термостойкое покрытие «Омега», которое может выдерживать температуру до 450°С.

Корпус сварной, он имеет семь палуб и две платформы. Дно двойное по всей длине. Ангар для летательных аппаратов (ЛА) занимает 50% длины и 70% ширины авианосца. Кроме ЛА, в нем размещены тягачи, пожарные автомобили, а также техника, необходимая для ремонта и обслуживания самолетов и вертолетов. Кроме того, ангар оборудован системой транспортировки летательных аппаратов, так что тягачи необходимы только для работы на верхней палубе. Самолеты размещаются в ангаре со сложенными крыльями, а вертолеты – со снятыми несущими винтами.

Пусковые установки ПКР «Гранит» расположены у основания трамплина, сверху они прикрыты бронированными крышками. Комплексы ЗРК «Кинжал» находятся в спонсонах на носу и корме корабля.

Схема авианосец Адмирал Кузнецов

Авиафинишер «Светлана-2», которым оборудован корабль, – это система из нескольких тросов, натянутых через палубу. Они связаны с гидравлической системой, которая гасит энергию садящихся на палубу самолетов.

На авианесущем крейсере есть несколько навигационных систем, которые помогают пилотам совершать посадку на корабль. На авианосце установлена уникальная оптическая система «Луна», позволяющая пилотам визуально определить правильность захода на посадку.

Авианосец Адмирал Кузнецов

Кроме боевых самолетов, основным вооружением тяжелого крейсера являются ПКР «Гранит». Двенадцать ракет размещаются в пусковых установках шахтного типа, расположенных в носовой части корабля. Для защиты корабля с воздуха может быть использованы ЗРК «Кинжал» (24 ПУ, 192 ракеты) и ЗКБР «Кортик» (8 ПУ, 256 ракет) и шесть скорострельных установок АК-630М. Также авианосец вооружен двумя РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб).

Авианосец Адмирал Кузнецов

Однако основным вооружением корабля являются боевые самолеты, которые находятся на его борту, это 50 летательных аппаратов: 26 палубных истребителей и 24 вертолета.

Радиоэлектронное оборудование «Адмирала Кузнецова» весьма многообразно и включает в себя 58 различных наименований. Среди них:

  • БИ­УС «Ле­со­руб»;
  • ком­плекс «Мар­с-Пас­сат» с ФАР;
  • трех­ко­ор­ди­нат­ную РЛС «Фре­га­т-МА»;
  • РЛС об­на­ру­же­ния низ­ко­ле­тя­щих це­лей «Под­кат»;
  • ком­плекс свя­зи «Буран-2»;
  • ком­плекс РЭБ «Со­звез­дие-БР».

Авианосец Адмирал Кузнецов

Энергетическая установка практически полностью повторяет схему, использованную на других кораблях проекта 1143. Она паротурбинная, четырехвальная, с мощностью 20 тыс. л. с. ГЭУ позволяет кораблю развивать полный ход в 29 узлов и проходить 18-узловым ходом 8 тыс. миль.

Установка состоит из восьми котлов, вспомогательной энергетической установки нет.

Движение осуществляется за счет вращения четырех бронзовых винтов.

Авианосец Адмирал Кузнецов

Эксплуатация

До 1994 года на корабле проводились различные испытания, он получал новые самолеты. В начале 1995 года был проведен ремонт корабельных котлов. В конце 1995 года в составе корабельной группы «Адмирал Кузнецов» отправился в поход в Средиземное море. Корабль посетил Тунис, Крит, Сирию и Мальту. В конце похода крейсер участвовал в масштабных учениях. Отрабатывались отражение воздушных атак, обнаружение подводных лодок противника, проводились ракетные и артиллерийские стрельбы.

Авианосец Адмирал Кузнецов

С 1996 по 1998 год корабль находился в ремонте. В 2000 году «Адмирал Кузнецов» принимал участие в учениях, в ходе которых потерпела катастрофу подлодка «Курск». С 2001 по 2004 год корабль находился в ремонте.

Представители российского ВМФ не раз заявляли, что в настоящее время корабль нуждается в ремонте, он будет проходить его до 2017 года. В то же время недавно в российских СМИ появилась информация, что авианосец летом 2016 года отправится в Средиземное море, чтобы возглавить там группировку ВМФ России.

Авианосец Адмирал Кузнецов

Оценка проекта

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» с полной уверенностью можно назвать полноценным авианосцем. Однако отказ от паровых катапульт существенно усложнил использование палубной авиации. Трамплин казался разработчикам хорошей (и дешевой) альтернативой катапульт, но полностью заменить их он не смог. Самолеты Су-33 способны решать только задачи противовоздушной обороны, наносить удары по наземным целям или кораблям противника они не могут. Более того, взлет с помощью трамплина налагает ограничения по взлетной массе самолетов, что выливается в уменьшении запасов топлива летательных аппаратов и ограничение относительно массы вооружения.

По неофициальной информации взлеты самолетов проводятся только против ветра в ветреную погоду. Летчики предпочитают не использовать навигационные системы корабля, а проводить полеты только при хорошей видимости. Из всего авиаотряда для полетов обычно готовы всего лишь 6-7 самолетов.

Авианосец Адмирал Кузнецов

Много нареканий вызывает энергетическая система корабля. Практически каждый выход в море сопровождается более или менее серьезной внештатной ситуацией, связанной с работой ГЭУ. Следует отметить, что в каждый дальний поход «Адмирал Кузнецов» сопровождает буксир. Описаны несколько случаев полной потери кораблем хода, что едва не закончились катастрофами. Также на крейсере произошло несколько серьезных пожаров, которые привели к человеческим жертвам.

Часть экспертов считает, что «Адмирал Кузнецов» не представляет серьезной ценности в качестве боевой единицы. Более того, его эксплуатация опасна и очень дорого обходится российскому бюджету. Корабль предлагают законсервировать.

Если Россия планирует развивать свой ВМФ, то ей не обойтись без авианесущих кораблей. «Адмирал Кузнецов», как и другие корабли проекта 1143, можно назвать одним из этапов развития этого направления. Авианесущие крейсера проекта 1143 позволили российскому флоту накопить необходимый опыт, научиться управлять и правильно использовать эти огромные и очень сложные корабли.

Не так давно появилась информация о том, что планируется масштабная модернизация «Адмирала Кузнецова», во время которой будет заменено устаревшее радиоэлектронное оборудование корабля, его силовая установка, некоторые системы вооружения.

Авианосец Адмирал Кузнецов

Технические характеристики

Основные характеристики
Водоизмещение, т:
стандартное 43000
полное 55000
наибольшее 61390
Основные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 306,45 (270)
ширина наибольшая (по КВЛ) 71,96 (33,41)
осадка средняя (Dст/Dнорм/Dполн) 8,05/8,97/9,76
осадка наибольшая 10,4
Главная энергетическая установка котлотурбинная, 8 котлов КВГ-4 в 4-х автономных группах
Мощность, л.с. (кВт):
суммарная 4 ГТЗА ТВ-4 200000
турбогенераторы ТД-1500 6х1500
Дизель-генераторы ДГР-1500 4х1500
Количество валов, шт 4
Количество винтов, шт 4
Винты Четырехлопастные
Скорость хода, уз:
наибольшая 29
экономичная 14
боевая экономичная 18
Дальность плавания, миль:
при скорости 14 узлов 8417
при скорости 18 узлов 7680
при скорости 29 узлов 3850
Автономность, суток 45
Экипаж по проекту, чел:
офицеры 520
мичманы 322
матросы 1138
Экипаж фактический, чел:
офицеры 196
мичманы 210
матросы 1127
Вооружение
Авиационное, ЛА 50…52
Истребителей Су-33 и МиГ-29К или штурмовики Су-25УТГ 26…28
Вертолёты РЛД Ка-34 4
Вертолёты Ка-27 и Ка-29 (в том числе Ка-27ПС) 18 (2)
Ударное ПКРП «Гранит-НК»
Ракет П-700, шт 12
Установок вертикального пуска СМ-233, шт 12
Зенитное ракетное ЗРК «Кинжал»
Установок вертикального пуска СМ-9, шт 24х8
ЗУР 9М330-2, шт 192
Зенитное ракетно-артиллерийское ЗРАК «Кортик»
Количество установок, шт 8
ЗУР 9М311-1, шт 256
30-мм снарядов, шт 48000
Артиллерийское ЗАК АК-630М
Количество установок, шт 6
Противолодочное/противоторпедное РБУ-12000 «Удав-1»
Радиоэлектронное вооружение
БИУС «Лесоруб»
РЛС общего обнаружения ПЛК «Марс-Пассат», 4 ФАР
РЛС обнаружения НЛЦ 2хМР-360 «Подкат»
РЛС обнаружения НЦ 3хМП-212 «Вайгач»
ГАС ГАК МГК-355 «Полином-Т», ГАС МГК-365 «Звезда-М1», противодиверсионная ГАС МГ-717 «Амулет», ГАС «Алтын», ЗПС МГ-35 «Штиль», ГАС МГ-355ТА
Средства РЭБ «Созвездие-РБ»
Коплексы выстреливаемых помех 2х2 ПУ ПК-2 (ЗиФ-121), 4х10 ПУ ПК-10 «Смелый»
РЛС управления огнём 2х«Коралл-БН», 4 РЛС управления ЗРК «Кинжал» 3Р95, 4 подуля управления ЗРАК «Кортик» 3Р86
Навигационный копмлекс «Бейсур»
Средства радионавигации «Резистор К-4», «Газон»
Средства связи комплекс «Буран-2», комплекс космической связи «Кристалл-БК»

Видео об авианосце