Немецкий линейный корабль «Бисмарк»: супердредноут Гитлера

bis5

После прихода гитлеровцев к власти Германия ускоренными темпами начала восстанавливать свой военно-морской флот. Для Гитлера обладание мощным флотом было вопросом не только военным, но и политическим. Возвращение былого могущества Германии – это лозунг, с которым нацисты пришли к власти, и грозные линейные корабли являлись зримым символом силы Третьего Рейха.

В середине 30-х годов была принята секретная программа (так называемый план Z), согласно которой в течение десяти лет германский ВМФ должен был получить значительное пополнение и стать одним из сильнейших на планете.

До 1948 года немцы планировали спустить на воду восемь линкоров, четыре авианосца, несколько тяжелых крейсеров, более сотни эсминцев и миноносцев, а также несколько сотен подводных лодок различных типов. «Изюминкой» программы должны были стать два линейных корабля «Бисмарк» и «Тирпиц».

План Z не удалось воплотить в жизнь даже наполовину (у Германии банально не хватило ресурсов), но линкоры все же были спущены на воду и стали одними из самых известных боевых кораблей своей эпохи. История и гибель линейного корабля «Бисмарк» — одна из самых интересных и захватывающих страниц Второй мировой войны. Гибель линкора «Бисмарк», одного из сильнейших кораблей своего класса в истории, ознаменовала конец эпохи мощных артиллерийских кораблей без воздушной поддержки. Начиналось время авианосцев.

bis1

История создания

Линкор «Бисмарк» стал продолжением немецких «карманных линкоров», которые Германия была вынуждена строить из-за ограничений, наложенных на нее Версальскими соглашениями.

В 1935 году Германия в одностороннем порядке денонсировала Версальские соглашения – никакой реакции со стороны стран-победительниц на это не последовало, никто не хотел воевать с Гитлером. Более того, в этом же году был подписан англо-германский договор относительно морских вооружений, который фактически признал новый status quo.

На тот момент Германия уже обладала тремя линейными крейсерами (тип «Дойчланд»), в 1935 и 1936 годах на воду были спущены «Шарнхорст» и «Гнейзенау», которым англичане дали глумливое прозвище «карманных линкоров». Несмотря на весьма высокие боевые качества всех вышеперечисленных кораблей, они заметно уступали своим английским аналогам. Чтобы добиться паритета с ведущими морскими державами того времени, США и Великобританией, немцам необходимо было создать что-то принципиально новое. Нужен был прорыв.

1 июля в Гамбурге на верфи Blohm & Voss был заложенный новый германский линейный корабль, который получил название в честь канцлера Отто фон Бисмарка, объединившего страну «железом и кровью». Линкор «Бисмарк» стал первым полноценным кораблем  подобного класса, созданным в Германии после окончания Первой мировой войны.

bis3

«Бисмарк» задумывался как океанский рейдер, и для подобной работы он подходил идеально. Линкор был спущен на воду 14 февраля 1939 года, на церемонии присутствовал канцлер Германии Адольф Гитлер и внучка Бисмарка Доротея фон Левенфельд, которая и разбила бутылку шампанского о киль корабля. 24 августа 1940 года его командиром был назначен Эрнст Линдеман.

bis4

Во время испытаний в Балтийском море линкор продемонстрировал скорость более 30 узлов, что было одним из лучших показателей для подобных кораблей в мире. Объем топливных баков «Бисмарка» соответствовал показателям тихоокеанских линкоров, линкор мог размещать на борту шесть гидросамолетов Ar 196.

Корабль был прекрасно бронирован, хорошо вооружен, система управления огнем «Бисмарка» на то время считалась одной из лучших в мире.

Через несколько месяцев в эксплуатацию был принят однотипный «Тирпиц».

К этому времени уже вовсю бушевала мировая война, Германия контролировала территорию практически всей Европы, основным противником немецких линкоров являлся английский флот. И здесь ситуация для стальных гигантов Гитлера была весьма неоднозначной. «Бисмарк» превосходил любой английский корабль, но их было гораздо больше. К началу 1941 года во флоте Британии было пятнадцать дредноутов и линейных крейсеров, еще несколько строились. Естественно, что «Бисмарк» не мог рассчитывать на честный «рыцарский» поединок, такая ситуация могла возникнуть только в результате ошибки британского командования.

bis2

Германское военное руководство планировало использовать «Бисмарк» и «Тирпиц» в качестве рейдеров, то есть они должны были охотиться за караванами транспортных судов союзников. И запас хода, и скорость линкоров позволяли им выполнять подобные задачи.

Военные эксперты и историки до сих пор спорят относительно целесообразности такой тактики использования линкоров. С одной стороны, эффективно уничтожать транспорты могли и подводные лодки вместе с авиацией, но с другой стороны, выход на коммуникации такого мощного боевого корабля как «Бисмарк» «ставил на уши» весь британский флот.

Для противодействия подобной угрозе англичанам приходилось расходовать огромные ресурсы, что во много раз перевешивало ущерб, который мог нанести линкор в открытом бою. Единственный поход «Бисмарка» и позднейшие немногочисленные рейды «Тирпица» — яркое тому подтверждение.

Как бы то ни было, 18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» в сопровождении тяжелого крейсера «Принц Ойген» вышли в открытое море.

Описание конструкции и технические характеристики

bis6

Как уже было сказано выше, «Бисмарк» стал первым в германских ВМС полноценным кораблем подобного класса после мировой войны. Более того, в период своей недолгой службы этот корабль был крупнейшим линкором в мире. Линкоры этого типа находятся на третьем месте по своей величине, уступая лишь японскому «Ямато» и американской «Айове».

«Бисмарк» имел стандартное водоизмещение в 41,7 тыс. тонн и полное – в 50,9 тыс. тонн. Линкор отличался чрезвычайно мощным бронированием: главный бронепояс покрывал 70% длины корабля и имел толщину брони от 170 до 320 мм. Лобовая броня орудийных башен главного калибра была еще больше – 360 мм, а рубку защищал броневой пояс толщиной от 220 до 350 мм.

Не менее серьезным было и вооружение «Бисмарка»: восемь 380-мм орудий главного калибра, двенадцать вспомогательных орудий калибра 150 мм и большое количество зенитной артиллерии. Каждая башня главного калибра имела собственное имя: кормовые – Цезарь и Дора, носовые – Антон и Брюн. Несмотря на то что главный калибр английских и американских судов в то время был несколько крупнее (406 мм), 380-мм орудия «Бисмарка» представляли собой грозную силу для любого линейного корабля.

Великолепная выучка немецких артиллеристов, совершенная система управления огнем, хорошие пороха и отличное качество прицельных приспособлений позволяли линкору уверенно пробивать 350-мм броню на дистанции в 20 км.

Энергетическая установка корабля состояла из двенадцати паровых котлов системы Вагнера и трех турбозубчатых агрегатов. Ее общая мощность составляла более 150 тыс. л. с., что позволяло «Бисмарку» развивать скорость более 30 узлов. Что, безусловно, можно назвать выдающимся достижением немецких кораблестроителей.

Дальность хода корабля экономным ходом превышала 8,5 тыс. морских миль. Экипаж насчитывал более 2,2 тыс. матросов и офицеров.

История последнего похода «Бисмарка»

18 мая 1941 года началась операция «Рейнские учения», которая предусматривала выход в Атлантику «Бисмарка» и тяжелого крейсера «Принц Ойген». Их основной задачей была работа на британских коммуникациях. Немецкие адмиралы предполагали, что пока «Бисмарк» свяжет корабли защиты конвоя, «Принц Ойген» сможет подобраться к транспортам.

Операцией командовал адмирал Гюнтер Лютьенс, он просил выделить дополнительные силы, но в этом ему было отказано.

Уже 20 мая англичанам стало известно о появлении в Северном море двух больших немецких кораблей. Через несколько дней они были сфотографированы английским самолетом-разведчиком, после чего британцы уже знали, с кем именно им придется столкнуться.

Командующий Хоум-флотом адмирал Тови направил для поиска и уничтожения двух немецких кораблей целую флотилию, состоящую из нескольких десятков вымпелов. Ее основной ударной силой были линейный крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский». Для поиска «Бисмарка» привлекли легкие крейсера и авиацию. 22 мая адмирал Тови во главе целого соединения кораблей вышел на охоту за «Бисмарком».

23 мая в Датском проливе англичанам удалось установить визуальный контакт с немецкими кораблями, а утром следующего дня «Худ» и «Принц Уэльский» открыли огонь по противнику. Начался исторический бой в Датском заливе.

Немцы долго не отвечали, так как имели четкий приказ открывать огонь только по кораблям вражеских конвоев. Однако вскоре они были вынуждены это сделать. Первых попаданий удалось добиться комендорам «Принца Огейна»: несколько его 203-мм снарядов попали в «Худ». Английский артиллерийский огонь особого успеха не имел.

bis9

Около 6 часов утра «Бисмарк» накрыл «Худ» залпом главного калибра. Вероятно, что один из немецких 380-мм снарядов проломил довольно тонкую броневую палубу английского линкора и вызвал детонацию его боекомплекта. Чудовищный взрыв разорвал «Худ» практически надвое, из 1415 членов экипажа выжить удалось только троим.

Следующий вторым номером «Принц Уэльский», был вынужден маневрировать, чтобы обойти обломки тонущего флагмана и тем самым он подставился под огонь сразу двух немецких кораблей. Получив семь попаданий, «Принц Уэльский» вышел из боя, прикрывшись дымовой завесой.

Это была действительно впечатляющая победа: всего за восемь минут сильнейший вымпел Британии отправился на морское дно. Однако и «Бисмарк» получил повреждения: были пробиты две топливные цистерны, через пробоину ниже ватерлинии вода стала заливать котельную №2. «Бисмарк» получил дифферент на нос и крен на правый борт, из-за чего значительно упала скорость линкора. Из поврежденных топливных баков в море утекло 3 тыс. тонн мазута. Адмирал Лютьенс принял решение пробиваться во французский порт Сен-Назер для ремонта.

Потеря «Худа», одного из лучших кораблей королевского флота, стало настоящим шоком для англичан, теперь уничтожение «Бисмарка» превратилось в дело чести для британских моряков.

Уже 24 мая «Бисмарк» был атакован самолетами-торпедоносцами, которые добились одного попадания в главный броневой корпус. Он не причинил особого вреда, но во время маневрирования были сорваны заплаты, и часть отделений линкора окончательно затопило.

Англичане бросили на перехват «Бисмарка» все имеющиеся силы, но из-за ошибки адмирала Тови они отправились искать линкор у побережья Норвегии. Казалось бы, что теперь остановить прорыв немцев к Бресту может только чудо. И оно случилось. Этим чудом стали все те же бипланы-торпедоносцы «Суордфиш», с открытой кабиной и фюзеляжем, обтянутым полотном. Английские летчики называли эти самолеты «кошелками».

torp

Вооруженные 730-кг торпедой, очень тихоходные, «Суордфиши» заходили в атаку так низко над водой, что немецкие зенитчики не могли наводить на них свои орудия. Одна из торпед поразила цель, она не могла причинить серьезного вреда огромному кораблю, но немцам опять не повезло. Торпеда поразила лопасть руля, оставив его без управления. Теперь «Бисмарк» уже не мог избежать встречи с главными силами английского флота, и он был обречен.

Утром 27 мая «Бисмарк» был атакован английскими линкорами «Король Георг V», «Родни» и целой группой тяжелых крейсеров. Немецкий дредноут мог давать ход лишь в 8 узлов, он практически лишился возможности маневрировать, а крен не позволял вести прицельный огонь. «Бисмарк», по сути, превратился в идеальную мишень. В 9 утра был уничтожен главный дальномерный пост, а чуть позже 16-дюймовый снаряд разорвался в контрольном посту, убив практически всех офицеров корабля.

В течение часа были уничтожены башни главного калибра «Бисмарка», и бой окончательно превратился в избиение. Англичане выпустили по линкору 2800 снарядов разных калибров, добившись более семисот попаданий. «Бисмарк» превратился в пылающие развалины и только чудом держался на воде. Однако он не желал сдаваться.

После этого англичане отозвали линкоры и дали приказ крейсерам уничтожить корабль торпедами. Но и после трех торпедных попаданий «Бисмарк» не пошел под воду.

До сих пор неясна судьба капитана Линдемана. Он считается погибшим после попадания 406-мм снаряда в мостик, но есть свидетели, которые утверждают, что капитан до конца руководил боем и добровольно остался на тонущем корабле.

В 10.39 «Бисмарк» перевернулся вверх килем и ушел под воду. До последнего момента над ним развивался боевой флаг. Часть экипажа карабкалась по корпусу корабля и ушла вместе с ним под воду, с поднятыми в приветствии руками.

bis8

Подводная экспедиция режиссера Джеймса Кэмерона показала, что неприятельский огонь только лишь повредил «Бисмарк», но затоплен он был собственным экипажем, который не собирался сдаваться врагу.

Английский адмирал Тови, который руководил охотой за «Бисмарком», после его потопления написал в мемуарах, что немецкий линкор дал самый героический бой в очень неудачных условиях и пошел на дно с гордо поднятым флагом. Адмиралтейство запретило Тови озвучивать подобные мысли публично.