Крейсер «Варяг»

Не одна героическая страница вписана в книгу истории Российского флота, но судьба крейсера «Варяг», навсегда останется в ней как символ мужества, отваги и героизма.

Крейсер Варяг

Из истории появления крейсера «Варяг»

Уже больше столетия прошло с того времени, когда в Филадельфии началось строительство для эскадры тихоокеанского флота крейсера «Варяг». Выбор для строительства верфи «American Company William Cramp &Sons» был обоснован тем, что она уже зарекомендовала себя с положительной стороны во время ремонта и переоборудования российских кораблей. К тому же были обещаны очень короткие сроки изготовления (около двадцати месяцев). Все военное снаряжение и часть оборудования были произведены российскими заводами.

Авианесущий крейсер Варяг

Спуск «Варяга» на воду состоялся в конце 1899 года. Он сопровождался молебном и церемонией освещения. Это был красивый, совершенный катер, оборудованный по самому последнему слову техники того времени. На нем были электрические приборы, металлическая мебель, выкрашенная под древесину. В помещениях всех служб и на постах была установлена телефонная связь. Но во время проверки крейсера были обнаружены серьезные дефекты, и только в 1901 году он вышел из Филадельфии. В мае этого года он прибыл в Кронштадт. А в начале следующего года он отправился на свое постоянное место пребывания – Порт-Артур. Везде, где бы ни появлялся «Варяг», он производил фурор.

Варяг

Подвиг экипажа легендарного крейсера

В это время Япония активно вела подготовку к началу войны с Российской империей. Она увеличивала численность своей армии, оснащала ее самым современным оборудованием. Ее целью было завоевание тихоокеанского пространства.

В конце декабря 1903 года командиру крейсера был дан приказ отправиться в южно-корейский порт для установления связи между Порт-Артуром и Сеулом, где находился российский посланник. По причине сложных погодных условий «Варяг» остался на внешнем рейде. Вскоре к нему подошла и знаменитая лодка «Кореец». Узнав, что японский флот готовится к серьезной военной операции, командир экипажа крейсера Руднев 25 декабря посетил российского посла, с целью забрать его и отправиться в Россию. Но тот не мог покинуть посольство без указаний своего министерства. Нужно было ждать ответа. А уже спустя сутки выход из порта был перекрыт четырнадцатью кораблями японского флота, во главе стоял флагман «Osama».

Крейсер Варяг

На следующий день Рудневым был получен ультиматум японского главнокомандующего флотом. В нем было предложение уйти из порта и сдать оружие в знак поражения. В случае невыполнения изложенных требований была угроза атаки на нейтральном рейде. Иностранные корабли отказались помочь российским судам выйти в море, где те имели бы возможность отражения нападения.

Экипаж «Варяга» и «Корейца» начали подготовку к военным действиям с соблюдением всех правил и морских традиций. Командир крейсера произнес речь, а священник дал морякам благословение.

После этого суда подняли якоря и начали движение к эскадре японцев. В этот момент, восхищенные командиры иностранных судов, построили свои экипажи на палубе. С «Варяга» доносилась игра оркестра, который исполнял гимны различных стран. В ответ на это итальянцы начали играть российский гимн. Увидев это, японцы произвели сигнал, который предлагал сдаться. Российские суда на него не ответили. В течение какого-то времени командование японской эскадры было в замешательстве. Они не предполагали, что русские решаться на атаку. Вскоре японцами был открыт огонь. Через несколько минут «Варягом» был открыт ответный огонь.

Ракетный крейсер Варяг

Это был страшный бой. Японцы закидали крейсер снарядами, имеющими очень сильное разрывное действие даже при падении в воду. Убитые и раненые лежали по всему изуродованному кораблю. На корме был сорван флаг, и боцман «Варяга» с огромным риском водрузил новый. «Кореец» также вступил в бой.

После того, как крейсер «Варяг» получил пробоину под водой, Рудневым было принято решение вернуться в порт. Но это оказалось невозможным. И тогда было принято решение о затоплении обоих российских судов. Была проведена эвакуация оставшихся в живых членов экипажей на иностранные суда, которые согласились их принять. «Варяг» был затоплен, а «Корейца» взорвали.

Бронепалобный Варяг

Никто из составов экипажей не был пленен. Японское командование с уважением отнеслось к противнику и оценило его подвиг. Все оставшиеся в живых были отпущены, и спустя почти два месяца они прибыли в Россию. Подвиг моряков вызвал небывалый прилив патриотических чувств у всех россиян. Они были встречены, как герои.

Дальнейшая судьба и гибель крейсера «Варяг»

Затопление крейсера «Варяг» было неглубоким. И в 1905 году японцам удалось поднять его со дна. После восстановления он оказался в составе японского флота. В 1916 году после длительных переговоров российскому правительству все же удалось его выкупить. Спустя двенадцать лет «Варяг» снова оказался на родине.

Гибель крейсера Варяг

В 1916 году он отправился в Англию для проведения ремонтных работ. После октябрьских событий семнадцатого года он был задержан англичанами, а в дальнейшем конфискован и продан немцам. Во время транспортировки он попал в шторм и снова затонул. «Варяг» был разобран прямо на месте крушения. Так закончилась история легендарного крейсера, но подвиг его не забыт и сейчас, памятник «Варягу» установлен во Владивостоке в 1997 году. А девятого февраля каждого года жители тихоокеанского побережья собираются и отдают почести экипажам «Варяга» и «Корейца».

Видео:крейсер Варяг