Проект 12322 «Зубр» — корабли на воздушной подушке: история создания, технические характеристики, достоинства и недостатки, боевое применение

Преимущество кораблей на воздушной подушке (КВП, СВП) — минимальная или отсутствующая осадка. Это позволяет судам перемещаться не только по мелководью, но и по грунту или льду, преодолевая небольшие участки суши. Помимо свойств амфибии малая осадка обеспечивает кораблю высокую скорость хода.

Впервые идея подобной конструкции озвучена в начале XVIII века, технологии для реализации появились в конце XIX. Опытные образцы судов на воздушной подушке появились лишь в первой половине XX века. Сегодня в военных целях такие корабли применяются для десантирования, минирования, доставки грузов и техники.

Проект 12322 «Зубр» — советский малый десантный корабль на воздушной подушке (МДК, МДВКП). Предназначен для доставки и эвакуации пехоты и техники с оборудованного или необорудованного берега.

История разработки и создания десантного корабля

«Зубр»
СВП «Зубр»

Для работ по проектированию нового судна на воздушной подушке у советских инженеров уже был достаточный опыт. В начале 1970-х гг на вооружении имелись десантные катера «Скат», «Кальмар» и корабль на воздушной подушке «Джейран».

В 1978 в «ЦМКБ Алмаз» поступило задание на проектирование более мощного десантного корабля на воздушной подушке по сравнению с имевшимся «Джейраном». Проект под номером 12322 получил название «Зубр». Акцент разработки ставился на увеличении скорости и ходовых качеств, грузоподъемности, а также улучшении боевого и радиоэлектронного вооружения.

Строительство новых судов началось в 1983. Первый опытный образец МДК-95, ставший головным кораблем серии, собран в 1986 году. После всех испытаний в 1988 данные суда на воздушной подушке приняты на вооружение. Последующие модели собирались с некоторыми доработками, учитывающими итоги испытаний.

К началу 1990-х гг в составе ВМФ СССР числилось 8 таких судов. С распадом СССР 5 из них отошли к России, 3 — Украине, еще один она смогла собрать самостоятельно. Российское производство новых кораблей было приостановлено, акцент смещен на экспорт. В Грецию было поставлено 4 «Зубра». Столько же Украина собрала для Китая.

На текущий момент в составе ВМФ России лишь два судна на воздушной подушке проекта 12322 — «Мордовия» и «Евгений Кочешков». В 2017 объявлено о возрождении серии, начало строительства новых кораблей ориентируют на 2020-21 гг.

Основные цели и задания

Основное назначение судов проекта 12322 — десантирование пехоты вместе с техникой. Для этого Зубр корабль способен принимать на борт подразделения с необорудованного берега, перевозить их морем, преодолевать участки суши, включая небольшие препятствия. Высадка десанта может производиться как на береговой линии, так и дальше в тыл противника.

С учетом технических характеристик «Зубр» способен высаживать десант на 70% побережья всех морей и океанов мира. Помимо этого, судно способно устанавливать минные заграждения, а также прикрывать высадку десанта имеющейся артиллерией.

Описание конструкции

Устройство «Зубра»
Модель компоновки корабля проекта 12322

Конструкция корабля включает три основных элемента: воздушную подушку, понтон (корпус) и надстройку. Отдельно выделяют и силовую установку, обеспечивающую нагнетание воздуха и движение судна. Характерная особенность данного типа судов — кормовые винты, возвышающиеся над основной частью корабля.

Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» оборудован двумя электростанциями на базе газотурбогенераторов мощностью 100 кВт. Управление судном осуществляется с командного пункта, центрального поста управления или выносных пультов централизованно, удаленно, а также с применением систем автоматизации.

Корпус корабля

В основе судна на воздушной подушке находится прямоугольный понтон, обеспечивающий прочность и непотопляемость корабля. Для этого он имеет цельносварной корпус на основе высокопрочного алюминиево-магниевого сплава с повышенной стойкостью к коррозии.

Под корпусом располагается воздушная подушка, для ее удержания задействовано гибкое ограждение. Также оно обеспечивает необходимый подъем судна над опорной поверхностью. Ограждение двухъярусное, с гибким ресивером и навесами. Благодаря этому воздушная подушка крестообразно делится на секции с поперечными и продольными килями.

Внутренние помещения

Внутренние помещения ориентированы на комфортные условия для экипажа и десанта. Для этого реализована система вентиляции, кондиционирования и отопления. Имеется тепло- и звукоизоляция, последняя особо актуальна, учитывая уровень производимого шума. Внутренние конструкции выполнены из вибродемпфирующих материалов. Предусмотрены условия для комфортного питания и и отдыха экипажа.

Надстройка

Надстройка располагается на понтоне и делится двумя переборками на три отдельных отсека. Средний предназначен для перевозки техники и оборудован соответствующими аппарелями и дорожками для танков.

Боковые отделения включают жилые, служебные и технические помещения. Здесь размещаются основные и вспомогательные энергетические установки, системы обеспечения жизнедеятельности корабля и его защиты от оружия массового поражения. Также тут располагается экипаж судна и десантные группы.

Технические характеристики

«Зубр» со спущенной подушкой
«Зубр» со спущенной подушкой сзади

Корабли проекта 12322 считаются самыми большими судами на воздушной подушке в мире. При рассмотрении его технических характеристик обращают внимание на габариты, грузоподъемность, ходовые свойства — аспекты, обеспечивающие выполнение поставленных задач.

Силовая установка

В качестве двигателя используются 5 ГГТА общей мощностью в 50 тыс. л. с. Нагнетание воздушной подушки и винтов осуществляется от тягово-маршевой установки М35. Для этого процесса применяются четыре нагнетательные устройства НО-10, осевое рабочее колесо каждого достигает 2,5 метров.

РЛС

Радиолокационное оснащение судов «Зубр» представлено следующими системами:

  • РЛС «Лазурь», на головном корабле вместо нее была установлена РЛС «Позитив»;
  • РЛС радиоэлектронной борьбы МП-411;
  • навигационная РЛС «Экран-1»;
  • средства связи Р-782 «Буран-6Э», ориентированная на различные диапазоны.

Также имеется комплекс управления оборудованием и движением КСУ ТСДК «Флора-32». Ожидается, что с возобновлением производства на новые суда будут установлены современные РЛС и средства радиоэлектронной борьбы.

Максимальная скорость

Скорость хода судна на воздушной подушке «Зубр» составляет 60 узлов (111 км/ч). Дальность хода — 300 миль при скорости в 55 узлов, автономность плавания — 5 суток.

Экипаж

Экипаж «Зубра» составляет 27 человек. Для десанта предусмотрено 4 помещения по 140 мест. При отсутствии техники корабль может перевозить до 500 человек.

Габариты и водоизмещение

По габаритам судно на воздушной подушке «Зубр» имеет следующие показатели:

  • длина — 57,3 м;
  • ширина — 25,6 м;
  • высота по верхней палубе — 21,9 м;
  • осадка — 1,6 м.

Вес судна соответствует его водоизмещению. У «Зубра» масса корабля составляет 555 тонн.

Движители

Обеспечивающая движение судна тяга создается за счет трех четырехлопастных реверсивных винтов с принудительным управлением шагом. Диаметр винтов — 5,5 м, установлены в кольцевых насадках из полимерных композитов.

Вооружение и транспортные характеристики

Десантирование с «Зубра»
Десантирование техники с пехотой

С учетом назначения судна «Зубр» обращают внимание не только на его ходовые качества, но и на десантную вместимость. Учитывается и вероятность поддержки высадки собственным вооружением, а также необходимость самообороны против возможных атак.

Десант

Количество перевозимого десанта зависит от загружаемой техники. Общая грузоподъемность корабля — 150 тонн. При отсутствии боевых машин и танков судно способно принимать на борт до 500 человек. В остальных случаях все зависит от загрузки.

Танки, БТР, БМП

Десантирование техники осуществляется несколькими вариантами:

  • три основных танка суммарной массой до 150 тонн;
  • 10 БТР до 131 т весом и 140 человек десанта;
  • 8 БМП весом до 115 тонн с сопровождением;
  • 8 плавающих танков.

Загрузка и высадка производится через аппарель в носовой части судна. Для танков предусмотрены специальные дорожки.

МС-227 «Огонь»

Артиллерийское вооружение «Зубра» представлено двумя пусковыми установками А-22 (МС-227) «Огонь». Данные комплексы рассчитаны на поражение целей неуправляемыми ракетами калибра 140 мм. Имеется система управления огнем. Боекомплект на каждую установку — 66 снарядов.

Две автоматические 30-мм пушки

В качестве зенитной артиллерии используются две установки АК-630. Каждая имеет по 6 стволов калибром 30 мм. Боекомплект — 3000 снарядов. Могут вести огонь по воздушным и наземным или надводным целям. Система управления — МР-123-02. Дополнительно на борту имеется 8 переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» или Stinger.

Достоинства и недостатки

«Зубр» на воде
Существенный недостаток судов на воздушной подушке — высокий уровень шума и заметность

К достоинствам судов на воздушной подушке относят их ходовые свойства. Преодоление участков суши позволяет входить в акваторию рек и десантировать войска в глубоком тылу противника. Также «Зубр» способен ходить в северных морях в период ледохода.

Подчеркивается десантная вместимость корабля. Проект изначально разрабатывался для увеличения грузоподъемности с ориентиром на технику и десант. Однако имеется и ряд недостатков, связанных с общими свойствами судов на воздушной подушке:

  • высокий уровень шума, делающий скрытность операции минимальной;
  • уязвимость для большинства вооружений, включая легкое стрелковое;
  • зависимость скорости и дальности хода от погодных условий и ветра.

Данные факторы в определенной степени ограничивают применение судов «Зубр». Оптимальной считается быстрая переброска войск в контролируемом союзными кораблями секторе. Подходит и для локальных операций. Однако участие таких судов в масштабных действиях остается под вопросом.

Боевое применение

Несмотря на длительный период службы суда на воздушной подушке «Зубр» не имели применения в боевых условиях. С момента принятия на вооружение корабли регулярно участвуют в проводимых учениях по высадке десанта. Последние прошли на Балтийском флоте. Помимо высадки БТР-82 и подразделений штурмовой морской пехоты отрабатывались и артиллерийские стрельбы.

По результатам проведенных учений было принято решение о модернизации имеющихся в составе флота двух «Зубров» — МДКВП Мордовия и «Евгений Кочешков», а также строительстве новых судов данного типа. Планируется установить новые навигационные системы, обновить вооружение, средства связи и управления. О сроках строительства и модернизации точных сведений пока не имеется, ориентир делается на начало 2020-х гг.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий