Для получения лучших материалов сайта

Оставьте свой email

Мотострелковые войска: их история, состав и вооружение

Мотострелковые войска

Мотострелковые войска (МСВ) – это род войск сухопутных сил, который, по сути, представляет собой пехоту, оснащенную средствами передвижения и тягачами. В настоящее время мотострелковые войска являются основой большинства армий мира. Их основная задача – проведение масштабных сухопутных операций, как самостоятельно, так и в кооперации с другими родами войск. На Западе МСВ часто называют «механизированной пехотой».

Мотострелки могут вести бой в любой местности, днем или ночью и при любой погоде, пешими или на своих боевых машинах. Главными достоинствами МСВ является их мобильность, маневренность и большая универсальность.

Однако не следует думать, что современные мотострелки вооружены только стрелковым оружием и бронетранспортерами. В состав мотострелковых частей входят артиллерийские, танковые и зенитные подразделения, а также целый ряд специальных воинских формирований (например, инженерные части, подразделения химической и радиационной защиты). Современная пехота вооружена мощнейшими ракетными комплексами, способными нести ядерное оружие.

Концепция «мотострелковых войск» возникла из опыта применения драгунов – рода кавалерии, которая могла вести боевые действия как в конном, так и в пешем строю.

В российской новейшей истории мотострелковые войска неоднократно принимали участие в боевых действиях. 201-я мотострелковая дивизия СВ РФ воевала на стороне законного правительства Таджикистана в гражданском конфликте начала 90-х годов. Затем российские мотострелки занимались охраной государственной границы этой страны. На плечи мотострелков выпала основная тяжесть обеих чеченских кампаний. Участвовали мотострелковые войска России в войне с Грузией в 2008 году.

День мотострелковых войск РФ ежегодно празднуют 19 августа. Неофициальный флаг мотострелковых войск – это полотнище черного цвета, на котором в обрамлении лавровых венков находятся скрещенный автоматы Калашникова. Эмблему дополняют две георгиевские ленты и девиз МСВ: «Мобильность и маневренность». Флаг мотострелковых войск полностью повторяет нарукавную нашивку мотострелков.

Мотострелковые войска

МСВ – это современное воплощение пехоты, древнейшего рода войск, на плечи которого испокон веков ложились основные тяготы войны. Гоплиты, римские легионеры, ландскнехты, «серошинельная сволочь» Первой мировой войны – они всегда составляли костяк любой армии, ибо война заканчивается ровно на том рубеже, на который ступит нога пехотинца.

История создания

Своим рождением мотострелковые войска обязаны изобретению двигателю внутреннего сгорания и началу использования транспортных средств на его основе в военном деле. Впервые военные стали применять их во время англо-бурской войны на заре двадцатого столетия, однако массовое использование автомобилей началось во время Первой мировой войны. Это значительно повысило мобильность и маневренность пехоты.

В 1916 году началась новая эра – в Великобритании были изготовлены первые танки. В конце ПМВ англичане разработали транспортный танк – прообраз современного бронетранспортера, на котором пехота могла передвигаться непосредственно во время боя.

После окончания Первой мировой войны крупнейшие армии мира встали на путь механизации и моторизации. Кроме танков и грузовых автомобилей, разрабатывались различные виды бронетранспортеров, бронеавтомобилей и тягачей. Все эти средства увеличили мобильность сухопутных сил на порядок.

В СССР в 1939 году появился новый вид подразделения – моторизованная дивизия. Планировалось, что передвижение личного состав подобных подразделений будет осуществляться с помощью автотранспорта. Однако советская промышленность была еще не готова обеспечить Красную армию достаточным количеством качественного автотранспорта. В ходе войны вопрос подвижности сухопутных соединений РККА в основном решался за счет лендлизовской техники – американских БТРов и прекрасных грузовиков «Студебеккер».

Только в конце 50-х в СССР смогли решить вопрос полной моторизации стрелковых дивизий, именно поэтому в 1958 году в Советской армии появился новый вид войск – мотострелковые войска.

Следует отметить, что после окончания ПМВ механизацией и моторизацией вооруженных сил занялись во многих странах мира. В Англии разработали специальные машины на гусеничном ходу для транспортировки станковых пулеметов на поле боя, а для перевозки артиллерийских орудий использовались гусеничные тягачи. Для перемещения пехоты планировалось создать полубронированные грузовые автомобили.

Во Франции часть пехотных дивизий были пересажены на полугусеничные автомобили повышенной проходимости, что значительно повысило маневренность подразделений.

Огромное внимание моторизации сухопутных войск уделяли в гитлеровской Германии. Немцы внимательно изучили опыт использования моторизированных средств в период Первой мировой войны (и свой, и чужой), после чего пришли к выводу, что повышение мобильности сухопутных войск – одна из основных составляющих успеха, как в наступлении, так и в обороне. Масштабная моторизация пехоты внесла значительный вклад в успех новой немецкой концепции ведения боевых действий – тактики блицкрига.

В состав немецкий танковых дивизий – основных движущих сил блицкрига – входило несколько мотострелковых полков, вооруженных бронетранспортерами Sd.Kfz. 251 и располагавшими большим количеством автомобильного транспорта.

Постепенно и обычные немецкие пехотные дивизии насыщались БТРами и автомобильным транспортом, после чего они переходили в состав моторизированных и мотогренадерских.

Моторизацией сухопутных войск занимались и американские генералы. Перед началом Второй мировой войны в порядке эксперимента было решено пересадить один стрелковый полк на автотранспорт, заменив им конную тягу. После начала войны работы в этом направлении значительно ускорились.

Советские мотострелки

Моторизация и механизация сухопутных войск стала одним из основных направлений модернизации советской армии после окончания войны. Советские генералы, как никто другой, понимали важность повышения мобильности пехотных соединений. В июне 1945 году вышло постановление ГКО о доукомплектовании бронетанковых и механизированных соединений Красной армии. Однако полностью решить вопрос насыщения сухопутных войск автомобильной техникой и бронетранспортерами только к 1957 году. В 1958 году появились мотострелковые войска.

В послевоенный период советская промышленность значительно увеличила выпуск бронетранспортеров – их количество исчислялось тысячами и десятками тысяч единиц.

Именно советские мотострелковые подразделения впервые в мире приняли на вооружение новый вид бронетехники – боевые машины пехоты. Они могли не только перевозить пехоту, но и эффективно поддерживать ее в бою. БМП-1 начала поступать в строевые части советской армии в 1966 году. Позже концепция использования БМП была скопирована большинством западных стран. Также следует отметить, что практически вся бронетехника мотострелковых войск СССР могла самостоятельно преодолевать водные препятствия и была хорошо защищена от оружия массового поражения.

Мотострелковые войска

В СССР мотострелковые войска были самыми многочисленными в вооруженных силах, можно сказать, что МСВ были основой советской армии. В конце 80-х годов в советской армии насчитывалось более 150 мотострелковых дивизий. Кроме этого, в состав каждой танковой дивизии входил один или два мотострелковых полка.

Типичная советская мотострелковая дивизия (МСД) конца 80-х годов состояла из трех мотострелковых полков, кроме того, в ее состав входили один танковый, зенитно-ракетный и артиллерийский полк, дивизион реактивной артиллерии и дивизион противотанковых пушек. Помимо этого, в структуру МСД входили подразделения обеспечения.

Мотострелковые полки советской армии были двух типов: вооруженные БТР и вооруженные БМП. Обычно в состав МСД входили два полка с БТР и один с БМП. Следует отметить, что полки, вооруженные боевыми машинами пехоты, планировалось использовать в первом эшелоне атаки.

Существовали и отдельные мотострелковые бригады, вооруженные исключительно БМП.

В конце 80-х годов была усилена противовоздушная оборона мотострелковых полков – зенитная батарея была расширена до дивизиона.

Следует отметить, что СССР имел развернутые мотострелковые дивизии только за рубежом (конец 80-х): в Афганистане, Германии, Восточной Европе. В состав таких МСД входило от 10 до 15 тыс. военнослужащих. На территории СССР численность дивизий обычно составляла около 1800 человек.

Подготовку офицеров для мотострелковых войск проводили несколько высших военных учебных заведений: Военная академия им. Фрунзе и девять общевойсковых военных училищ.

Мотострелковые войска

Мотострелковые войска РФ

Как и в Советском Союзе, мотострелковые войска являются основой сухопутных войск российской армии. Они были организованы в 1992 году. С начала нулевых годов мотострелковые войска постепенно стали переходить на бригадный состав, параллельно существовало несколько аналогичных штатных структур, которые имели разное подчинение. Например, были мотострелковые роты, подчиненные дивизии и мотострелковые роты, находящиеся в составе бригад.

Считается, что мотострелковые бригады (по сравнению с дивизиями) являются более гибким и универсальным инструментом для решения различных боевых задач. По мнению российских стратегов, бригадная структура мотострелковых войск больше подходит к реалиям настоящего времени. Считается, что угрозы масштабной войны остались в прошлом, а для локальных конфликтов бригады подходят гораздо лучше, чем многочисленные и громоздкие дивизии. Бригады могут вести боевые действия в любой местности и климатических условиях, используя как обычные виды вооружения, так и оружие массового поражения.

В последнее годы все чаще говорят о частичном возврате к дивизионной структуре мотострелковых войск. Уже воссоздана Таманская дивизия, мотострелковые дивизии появятся на Дальнем Востоке, в Таджикистане и в западной части страны.

Мотострелковые войска

Мотострелковый батальон

Мотострелковый батальон (МСБ) является основным общевойсковым тактическим подразделением в МСВ. Его штатный состав практически не изменился со времен СССР – в российской армии изменения затронули подразделения более высокого порядка – дивизии были заменены на бригады, которые были объединены в округа.

В состав МСБ входит три мотострелковые роты, одна минометная батарея, а также три взвода: противотанковый, гранатометный и зенитно-ракетный. Кроме того, в состав МСБ входят подразделения обеспечения (взвод связи, медицинский пункт).

В состав мотострелкового батальона на БТР входит 539 военнослужащих, 43 БТР, 42 единицы автотранспорта, три миномета «Василек», шесть 82-мм минометов, шесть ПТРК 9К111 «Фагот» и девять ПТРК 9К115 «Метис».

В состав мотострелкового батальона на БМП входит 462 военнослужащих, 39 единиц БМП-2 (в том числе и 2 БМП-2К), 42 автомобиля, три автоматических миномета «Василек», шесть 82-мм минометов, шесть станковых гранатометов АГС-17.

Мотострелковые войска