В США недавно началось очередное тестирование крылатой ядерной ракеты AGM-181 LRSO. Эти испытания — попытка Вашингтона продемонстрировать высокий уровень ядерного потенциала на фоне растущих возможностей главных конкурентов — Китая и России. Производство ракет AGM-181 LRSO, технические характеристики и описание которых пока почти не известны, может оказаться серьезной проблемой в вопросе глобальной стабильности и сдерживания ядерного вооружения.
Общая информация о ракете AGM-181 LRSO
Аббревиатура LRSO расшифровывается как «Long Range Stand Off Weapon» — «Оружие дальнего поражения». AGM-181 — крылатая ракета, базируемая в воздухе, несущая ядерный боевой заряд. Она предназначена для замены прежней версии ракеты AGM-86 ALCM. В отличие от предшествующей версии, AGM-181 будет приспособлена для транспортировки на разных самолетах.
Разработка и производство
Новая модель AGM-181 LRSO станет боевым комплектом для истребителей-бомбардировщиков дальнего действия B-52H и B-2A. Сегодня проект создания этих ядерных ракет достиг этапа летных испытаний и доводки конструкции.
Цель проекта LRSO
Проект направлен на создание оружия, которое способно проникать в системы ПВО, оставаться в них незамеченным и неликвидированным, затем поражать означенные цели. Согласно мнению американских военных экспертов, с помощью ракет AGM-181 LRSO бомбардировщики смогут наносить удары одновременно по нескольким объектам, при этом оставаясь за пределами ПВО противника, а это означает более высокую эффективность сил сдерживания США.
То есть с появлением новых ракет у Вашингтона появится возможность сдерживать противника от первого нападения, а также на соразмерном уровне отвечать на ограниченное использование вражеского ядерного оружия. Возможности AGM-181 LRSO создадут большие трудности для средств ПВО потенциальных врагов США, заставят их создавать более эффективные средства отражения атак крылатых ракет, направляемых с разных сторон.
А еще система AGM-181 LRSO значительно уменьшит риски для истребителей-бомбардировщиков, и это тоже повысит потенциал сдерживания. Ведь вражеская сторона поверит не столько в готовность Вашингтона направлять живую силу в зону активности ПВО, сколько в беспроблемный запуск американских ракет с союзнических территорий.
Ход разработки и испытаний
ВВС США планировали подписать контракт на создание новых ракет дальнего действия еще в 2015 году, а заявки потенциальные разработчики представляли до 2012-го. Но весной 2014 года американское министерство обороны заявило, что выбор разработчика и подписание контракта задерживается до 2018 года. Причиной стали финансовые затруднения. Плюс, у модели AGM-86 остался продолжительный срок эксплуатации, в то время не было критической необходимости активно заниматься именно этим проектом.
Разработка новых ракет AGM-181 LRSO стартовала лишь в 2018 году, а перед этим был организован конкурс, в котором приняли участие две компании: Raytheon и Lockheed Martin. В итоге в августе 2017-го обе компании подписали раздельные контракты на 900 миллионов долларов с ВВС США, принялись разрабатывать собственные ракетные модели.
Закон о санкциях, применимых к оборонной промышленности, введенный в 2020 году, исключил модель LRSO с обычной боевой головкой, оставил разработку лишь ядерной вариации. В том же году ВВС США объявили, что разработка ракеты AGM-181 будет вестись только компанией Raytheon. По предварительным итогам эта компания победила в конкурсе на статус разработчика. Дальнейшее осуществление проекта велось по ранее заключенному контракту.
В июле 2021 года был составлен новый контракт, касающийся завершения разработки, организации испытаний и открытия серийного выпуска. Все указанные в контракте мероприятия были оценены в сумму 2 миллиарда долларов. По предварительным сведениям, ВВС США планируют закупить свыше 1000 экземпляров AGM-181.
Тестирование и результаты
Испытания опытных экземпляров ракет производитель Raytheon при посредничестве ВВС начал в 2022 году. Все тесты были разными, каждый раз устанавливались определенные задачи, а сложность повышалась. Одновременно шли работы по внедрению в ракету новых элементов, которые затем испытывались.
Испытательная программа получила название Long Range Strike. По скупой информации, предоставляемой военными, известно, что опытные экземпляры AGM-181 LRSO уже удачно прошли 9 ключевых летных испытаний, которые утвердили высокую «выживаемость» конструкции, благодаря незаметному планеру.
Не все проведенные летные тесты подразумевали самостоятельный полет ракеты. В закупочной документации ВВС отмечено, что испытывалось оружие в закрытых пространствах для большей безопасности. Четыре теста были отмечены как на 100% успешные, в том числе прекрасные результаты показало испытание системы контроля полета CTM-1. Все 9 тестов показали правильность конструкции и адекватность работы ракеты.
В феврале 2022 года в рамках испытаний экземпляр AGM-181 LRSO был сброшен с самолета B-52H. Проверялось отделение снаряда от пусковой установки и адекватность работы системы управления на борту истребителя-бомбардировщика. Потом было еще несколько летних тестов с добавлением компонентов ракеты, и уже осенью 2022-го начались испытания с самостоятельным полетом, то есть с активированным ракетным двигателем.
В октябре того же года прошел 1-ый полноценный полет готовой крылатой ракеты AGM-181 с полным компонентным оснащением. Не использовалась только боевая головка, вместо нее была установлена имитирующая модель. Все этапы тестирования прошли успешно, ракета поразила означенную цель.
Национальное управление ядерной безопасности Министерства энергетики США объявило об организации первого летного тестирования крылатой ракеты AGM-181 LRSO уже с включением боевой головки W80-4. Для испытания выбран бомбардировщик B-52.
Проблемы и улучшения
Подробных результатов летных испытаний военные не предоставляют, но в целом проведенные в рамках программы тесты были оценены позитивно.
Единственная проблема оказалась в том, что самолет-бомбардировщик B-52H способен принять ограниченное количество LRSO. Если установить на борту истребителя больше 4-х снарядов AGM-181, то, находясь на роторной установке запуска в грузовом отсеке, они упираются в топливный резервуар. Эта проблема как раз сейчас исправляется: на самолетах переделывается конструкция топливного бака.
Характеристики
Военные США тщательно скрывают информацию о новой разработке. Известно только о летных испытаниях и самых общих технических характеристиках. Станет ли известна остальная информация, сказать трудно. Ни о техническом оснащении, ни параметрах функционирования ракеты неизвестно, однако предположительно новая модель будет в значительной степени похожа на устаревающую версию AGM-86.
Вот вся информация, которая известна на сегодня:
- Модель AGM-181 разработана с использованием технологии стелс, то есть с максимальной малозаметностью для радаров.
- У ракеты будет турбореактивный двигатель, обеспечивающий значительную дозвуковую скорость. Также такая двигательная установка сократит расход топлива, да и положительно повиляет на конструкцию.
- Прогнозируемая дальность полета составит 2400 км.
- Система управления и целеуказания будет комбинированной, как у всех американских крылатых ракет последней версии. В составе комплекса будут навигационные устройства, система автоматического пилотирования и головка самонаведения.
Боевая часть
Разработка термоядерной боевой головки W80-4 для серийной ракеты AGM-181 продолжается. По предварительной информации, мощность взрыва такой боеголовки будет варьироваться в пределах 5–150 кт.
Назначение и применение
Ракета AGM-181 с боеголовкой W80-4 стала критически важна для США. Именно это оружие позволит «заткнуть прореху» в средствах ядерного сдерживания, которая сформировалась после завершения холодной войны. Ведь основные потенциальные противники США — КНР и Россия — продолжали наращивать тактический ядерный потенциал.
Уже эксплуатируемая крылатая ракета AGM-86 после проведенной модернизации сможет «работать» еще до 2030 года, то есть почти на 40 лет дольше запланированного срока эксплуатации. Однако использование только этой устаревающей модели будет намеком для потенциальных противников США, что у американцев нет современного и высокоэффективного ядерного оснащения.
Так как модели AGM-86 скоро будут сняты с эксплуатации, своевременное завершение разработки AGM-181 LRSO становится единственным способом сохранить стратегическую значимость самолетов B-52H. Хоть ВВС США и планируют активные закупки истребителей B-21 Raider на смену нынешним бомбардировщикам, однако только ракета AGM-181 с ее малозаметностью способна поразить особо значимые цели.
Прогнозы и заключение
Разработка крылатой ракеты LRSO для дальней авиационной эксплуатации завершается. Успех проекта позволяет начать следующий этап: серийное производство. Оно, по предварительным прогнозам, начнется в 2027 году. Однако перед запуском производства должно быть осуществлено еще несколько испытательных пусков. Возможно, завершающие тесты уже были пройдены, просто американские военные о них молчат.
Плюс, для выхода на серийное производство компания «Raytheon» должна подготовить производственную базу. В любом случае, ВВС США уже установили сроки и объемы выпуска, но пока это секретная информация. Известно, что выпуск будет продолжительным, а эксплуатироваться новые ракеты будут не меньше 30 лет. На закупку LRSO будет затрачено 16 миллиардов долларов, а на поддержание работоспособности ракет в период эксплуатации затратят еще 7 миллиардов.
По мнению американских экспертов, создание AGM-181 LRSO может вызвать соответствующий ответ противников. На Западе боятся, что Россия и Китай начнут сотрудничать в сфере укрепления ядерного арсенала. Это может привести к возобновлению гонки вооружений. Вашингтон заявляет, что AGM-181 станет фактором сдерживания Пекина в Тайваньском проливе, где китайцы регулярно проводят ракетные испытания.
Эксперты говорят, что разработка AGM-181 LRSO противоречит положениям Договора о нераспространении ядерного оружия. Возникают опасения насчет возможного нарушения Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний.