Ракетный снаряд Sparrow, получивший индекс AIM-7, создавался в сороковых годах прошлого века. Время показало, что оружие не устарело. И может быть использовано в современной войне. К тому же ракеты являются управляемыми. То есть превосходят аналогичные боеприпасы по дальности, точности. И представляют интерес как боеприпас для ЗРК FrankenSAM, создаваемого совместно Украиной и США.
Технические характеристики
ТТХ – это одновременно и «имя», и «фамилия» вооружения. Показатели, по которым можно судить о годности боеприпаса. Что известно о AIM-7 Sparrow:
Параметр, показатель | Единицы измерения | Величина |
Длина | Метры | 3,66 |
Размах крыльев | Миллиметры | 810 |
Калибр | Миллиметры | 203 |
Масса | Килограммы | |
Всей ракеты | 231,2 | |
БЧ | 39,0 | |
Дальность запуска | Километры | 70 (передняя полусфера) |
Скорость | Махи | 4,0 |
Двигательная установка | — | н/д |
Время работы ускорителя | Секунды | 2,8 |
Собственное имя, «Спарроу», означает воробей. Создатели полагали, что ракета станет такой же шустрой, маневренной, как маленькая птичка. Несмотря на преклонный возраст, «старушка», согласно заявленным характеристикам, достигала порога скорости в 4 Маха. А это без малого 4,9 тысячи километров в час. То есть ее обнаружение, нейтрализация затруднены. В дальнейшем ракета была модернизирована.
История разработки
В конце сороковых Пентагон проявил интерес к системам наведения, именуемым «оседланный луч». На тот момент планировалось создание ракеты калибра 127 миллиметров. Изначально проекту присвоили собственный индекс KAS-1. Однако вскоре разработка стала наименоваться как AAM-N-2.
В процессе работы конструкторы выяснили, что ранее принятого за основу калибра недостаточно для размещения начинки снаряда. Поэтому калибр ракеты был изменен на более крупный. 203 миллиметра. Далее наступил период испытаний, растянувшийся на годы. Поскольку разработка не демонстрировала явных успехов по перехвату воздушных объектов.
Первое успешное изделие, названное AAM-N-2 (или Sparrow I), приняли на вооружение в 1956 году. Новые ракеты получили самолеты-перехватчики McDonnell F-3 Demon, на тот момент состоявшие в ВМФ США. Снаряд оборудовался двигательной установкой производства Aerojet.
БЧ представляла собой фугасный заряд весом в 20 килограммов. Ракета наводилась с самолета-носителя, запускавшего узконаправленный луч. Таким образом обеспечивался захват цели. Далее конструкторы выявили множество недостатков ракеты, в число которых входили:
- невозможность применения снаряда на малых высотах;
- падение точности по мере удаления.
Данная версия просуществовала недолго. Впоследствии ракеты заменили иными образцами вооружений. Но и от изначально принятой концепции разработчики не отказались. В новом десятилетии компания Raytheon предложила использование активной головки наведения снаряда.
Конструкторы полагались на концепцию «выстрелил – забыл». Минимизируя затраты на сопровождение снаряда до цели. Новую разработку назвали AAM-N-3 (или Sparrow II). Кстати, данная концепция стала основной для множества производимых ракет. К моменту оснащения снаряда АРЛГСН типа AN/APQ-64 ВМФ уже утратил интерес к проекту, его конечным результатам.
Продолжение работы подстегнул заказ канадских ВВС. «Соседи» решили переоснастить подобными средствами вооружений собственные самолеты-перехватчики. Однако и данный вариант «Спарроу» не был до конца реализован. И был свернут осенью 1958 года.
Еще на этапе создания Sparrow I компания Raytheon, получившая доступ ко всем данным разработки, технической документации, взялась за создание ракеты с полуактивным наведением (с борта самолета). В результате появился концепт, оснащенный 30 килограммовой БЧ. Эта версия после пройденных испытаний была принята на вооружение.
Конструкция
Ракета представляет собой цилиндр с ярко выраженной носовой частью. Передний отсек выполнен в конусообразной форме. Сзади, на корме, находятся крылья в количестве 4 штук. По мере доработок, модернизации снаряды получали новую «начинку». Более мощную БЧ. Двигатели. Сохраняя форму, изначально принятую разработчиками.
Модификации
Не менее базовой модели интересны появившиеся впоследствии вариации. Известны следующие образцы:
- AIM-7A. Стала первой ракетой, разработанной в концепции «оседланный луч». Изготовлено порядка 2 тысяч единиц. Снята с вооружения в 1958 году.
- AIM-7B. Снаряд получил активную ГСН. Первоначально предназначался для ВМФ США. Позднее – для ВВС Канады. Проект заморожен из-за технических проблем.
- AIM-7C. Ракета нового поколения, получившая полуактивную ГСН. Использована двигательная установка производства Aerojet. БЧ – стержневого типа (Mk 38). Масса ВВ увеличена до 30 килограммов. Ракета заменила предыдущее поколение, Sparrow I.
- AIM-7D (AIM-101). Глубокая модернизация предыдущих версий. Двигательная установка типа Thiokol Mk 6 Mod 3 (на жидком топливе). Увеличена дальность полета. Возросла скорость. Было произведено порядка 7,5 тысячи единиц ракет.
- AIM-7E. Переработка предыдущей модели. Двигательная установка заменена на твердотопливную. Показатели не только не упали, но и возросли. В данной версии произведено около 25 тысяч экземпляров.
- Р-25. Клон ракеты, разрабатываемый в СССР. Предполагалось оснащение вооружением нового многоцелевого самолета модели МиГ-23. ГСН, двигатель разрабатывались самостоятельно. Работы прекращены по техническим причинам. И из-за несоблюдения сроков разработки.
- AIM-7F. Учтен боевой опыт применения ракет в ходе боевых действий во Вьетнаме. Двигательная установка осталась твердотопливной. Но получила два режима. Полностью заменена электронная часть снаряда. Увеличена дальность действия. Масса БЧ возросла до 39 килограммов. Вооружение производилось до 1981 года.
- AIM-7G. Попытка замены системы наведения. Проект заморожен.
- AIM-7M. Считается наиболее удачным вариантом ракеты. Добавлена функция поражения низколетящих целей. Противодействие помехам. БЧ заменена на WDU-27/B (39 килограммов). Возможно перепрограммирование комплекса управления снарядом.
- AIM-7P. Модификация образца 1987 года. Повышена эффективность. Добавлена возможность корректировки курса с борта самолета-носителя.
- AIM-7R. ГСН получила инфракрасные датчики. Проект был заморожен после появления новых ракет типа AIM-120 AMRAAM.
Не все из описанных модификаций получили дальнейшее развитие. Некоторые были заморожены. А впоследствии Пентагон вообще отказался от использования ракет AIM-7. Не считая отдельных вариаций.
Боевое применение
Первое упоминание об использовании ракетных снарядов AIM-7 относится к конфликту во Вьетнаме. На тот момент вооружение не было до конца испытано. А применение даже против плохо организованной, слабовооруженной армии Северного Вьетнама показало, что AIM-7 не так уж хороши. Случались ошибки при обработке кодов «свой-чужой». К тому же заявленная дальность действия не соответствовала фактической.
В процессе использования полуактивной ГСН неизбежно всплыли ее недостатки. Самолет-носитель, запустивший ракету, должен был «сопровождать», удерживать снаряд на всем пути следования к цели. Что существенно ограничивало маневренность машин, возможность быстрого реагирования на угрозы. И саму тактику ведения воздушного боя.
Позже аналитики подчитают, что вероятность поражения цели ракетой составляла 10%. При этом американским летчикам все же удавалось успешно сбивать самолеты армии Хо Ши Мина. Из казусов применения известны два инцидента, когда «Фантомы» ошибочно поразили пару патрульных катеров. А также атаковали собственный эсминец и крейсер ВМФ Австралии.
В семидесятых к инцидентам с использованием с использованием AIM-7 следует отнести следующий печальный случай. Когда перехватчик ВВС США сумел выстрелить сам в себя. Попадание привело к детонации баков с горючим.
Далее ракеты использовались ВВС Израиля в ходе так называемой «войны Судного дня». В этот же период израильтяне, по данным из отдельных источников, успешно атаковали вооружением самолеты советского производства МиГ-25. Как управляемые пилотами СССР, так и египтянами. Утверждается, что во время конфликта в Ливане ВВС Израиля сумели уничтожить «Спарроу» порядка десятка единиц сирийской авиации.
Повторимся, наиболее активно AIM-7 использовались США во Вьетнаме. Позже были предприняты попытки усовершенствовать ракету, привести ее в соответствие с изменившимися требованиями. Поскольку на тот момент не существовало вооружения, снарядов с подобной дальностью действия. Ахиллесовой пятой ракеты стало наведение по лучу. Что требовало постоянного сопровождения выпущенного снаряда самолетом-носителем. Уже в восьмидесятых, в ходе операции «Буря в пустыне», ракеты показали гораздо лучшие результаты. По информации военных аналитиков, посредством ракеты были ликвидированы 24 (25) иракских самолетов. При этом была использована 71 единица вооружения.
Согласно воспоминаниям пилотов-ветеранов, AIM-7 срабатывали выборочно. Так один истребитель МиГ-25 был сбит с первого попадания. На второй пришлось затратить 7 единиц ракет. Отмечались случаи, когда «Спарроу» не удавалось поразить ни один самолет противника.
В настоящее время ракета заменена более совершенным образцом вооружения, AIM-120 AMRAAM. Оставшиеся экземпляры переведены в резерв. Модернизированная версия, RIM-7 Sea Sparrow, сохраняется на вооружении ВМФ США. Интерес к «Спарроу» возник после анонса, что часть ракет будет передана ВСУ. Для использования в составе вновь разрабатываемого ЗРК «Франкенштейн».
Точных данных о шасси ЗРК, показателях комплекса нет. Вероятно, это будет попытка модернизации имеющихся на вооружении Украины ЗРК советского производства. Это «Оса-АКМ» (9К33), а также «Бук-М1», «Куб М3». Причины банальны: в ходе конфликта украинская сторона исчерпала все запасы ракет.
Первая информация об адаптации американских вооружений к эксплуатируемым ЗРК появилась осенью 2023 года. Проект получил название FrankenSAM. В ходе реализации планировалось перевести на использование иностранных ракет комплексы «Бук», ЗРК неизвестной модели (вероятно, С-300).
Модернизированные «Буки» прошли испытания. На первом этапе было переоборудовано 5 единиц техники в течение 30 дней. Бравурные релизы несколько охлаждаются тем фактом, что штатная ракета ЗРК «Бук» действовала на большее расстояние (30 километров против 20).
К тому же все работы ведутся на иностранной территории. То есть Украине требуется обеспечить доставку комплексов на модернизацию. А затем — получение готовых вооружений, ЗРК. Альтернативный путь заключается в попытках обзавестись остатками советских ракет, находящихся на хранении в иностранных державах. Равно как и пребывающими там ЗРК.
Технически создание «Франкенштейна» осложнено проблемами адаптации шасси, ПУ, блоков запуска с ракетами западного производства. Не говоря уже о переводе снаряда класса «воздух-воздух» в наземное использование. Еще до данного ЗРК предпринимались попытки модернизации советских комплексов.
Так в 2015 году польское предприятие WZU, Wojskowe Zaklady Uzbrojenia Splka Akcyjna, запустило проект по переоборудованию оставшихся ЗРК «Оса-АКМ» для использования ракет производства НАТО, европейских производителей. Предполагалось использовать немецкие снаряды IRIS-T.
Одновременно комплекс должен был избавиться от наведения по лучу. Получив более совершенную прицельно-поисковую станцию пассивного типа. Параллельно конструкторы вооружения планировали перевести ЗРК «Оса» на боеприпасы SL-AMRAAM. Данная ракета оснащена АРЛГСН, аналогичной применяемой в AIM-120 AMRAAM. Изменения в принципе наведения увеличивали дальность действия (до 40 километров). Работы были остановлены в связи с резким удорожанием комплекса после проведенной модернизации.
Та же WZU в союзе с компанией Raytheon предпринимала попытки переоборудовать ЗРК «Куб-М3» для пуска снаряда RIM-7 в исполнении Sea Sparrow. Далее проект не получил развития. А разработчики отказались от попыток модернизации вооружения в пользу ПУ с ракетами RIM-162 ESSM.
Подобные «эксперименты» предпринимались и другими странами. Компания RETIA (Чехия), столкнувшись с неизбежным устареванием 3M9M3, запустила проект модернизации ЗРК. При постановке задачи требовалось уменьшить изменения, вносимые в конструкцию ЗРК «Куб». И обойтись минимальным бюджетом. В результате советские комплексы получили итальянские боеприпасы Aspide 2000. Самоходная ПУ оснащалась тремя ТПК. Блок управления заменили на SURN CZ, интегрировав в существующую систему.
Успешные пуски на полигоне, однако, не привели к ожидаемому результату. Никакой информации о появлении модернизированных ЗРК, серийном производстве вооружения нет. Очевидно, заказчики сочли переделку нерентабельной.
Тем временем в Киеве, не обращая внимания на возражения оппонентов, всерьез рассчитывают на передачу западными партнерами ЗРК советского производства. Поскольку срок эксплуатации штатных ракет 3M9M3 истек почти 10 лет назад. А сами владельцы отказались от попыток перевести комплексы на использование иных боеприпасов.
Сможет ли «Спарроу» действительно дать Украине ожидаемый перевес на фронте? Или хотя бы восстановить парк входящих в ПВО мобильных ЗРК? Вопрос достаточно сложный. И не имеет однозначного ответа. Прежде всего, это время. И технологии. А они у украинской стороны большей частью утрачены.
Что касается адаптации СУРН применительно к «Кубам», то с большой долей вероятности ракета лишится наведения по лучу. Но закономерно пострадает помехозащищенность аппаратуры. И снизится показатель одновременно поражаемых целей. Получится, что «новый» ЗРК по своим характеристикам приблизится… к первоначальной модели.
И, наконец, главный подводный камень. Модернизация ЗРК требует значительных финансовых вливаний. Собственных средств МО Украины уже давно недостаточно. Получается, что остается рассчитывать на вливания западных партнеров. А их желание помогать Киеву, поставлять вооружения, может испариться в любой момент. Непредсказуемо. Но окончательно и бесповоротно.