Под нарастающей милитаристской угрозой со стороны коллективного Запада Россия вынуждена укреплять обороноспособность. В поиске новых идей по вооружению помогает советский опыт. Из хорошо забытого старого возродилась идея «поезда-призрака» — ракетного комплекса на рельсах, невидимого для радаров. Кроме СССР разработки в этом направлении вели США и Северная Корея. Чем опасен современный ракетный комплекс БЖРК и его характеристики, узнаем подробнее.
Технические характеристики
Железнодорожный ракетный комплекс относится к стратегическому вооружению. Внешне он выглядит как обычный товарный поезд, но его закрытые вагоны скрывают командный и технический пункт, ракетные установки.
Наименование | Описание | |
Длина | 20-23 метра | |
Диаметр | 2,4 метра | |
Масса | Стартовая | 105-150 тонн |
Забрасываемая | 4050 килограмм | |
Дальность | От 10450 километров | |
Скорость | 120 километров в час | |
Снаряды | Межконтинентальные баллистические ракеты | |
Количество пусковых установок | 36 | |
Мощность заряда | 550 килотонн | |
Количество ступеней | 3 | |
Количество боевых блоков | 3-6 | |
Тип головной части ракет | Разделяющаяся с индивидуальным наведением |
БЖРК — это тот же шахтный комплекс для запуска МБР, только поставленный на рельсы и более опасный. «Поезд-призрак» курсирует по всей стране так, что нельзя отследить его местонахождение и предугадать, из какой точки вылетят ракеты.
История разработки
В советские годы велись испытания БЖРК РТ-23 УТТХ. На родине он был известен под названием «Молодец», а на Западе — «Скальпель».
Русский рельсовый ракетный комплекс доставил руководителям зарубежных спецслужб немало поводов для беспокойства. Вагон с ракетами среди множества таких же вагонов в гигантской сети железных дорог необъятного СССР — иголка в стоге сена.
К началу 90-х Советский Союз располагал дюжиной БЖРК. Но после преобразования в Российскую Федерацию и подписания договора о сокращении стратегического вооружения в 1993 году рельсовые ракетные комплексы списали.
Для истории остались только два экземпляра «Молодца». Один передали в петербургский Балтийский музей, а другой — Техническому музею «АвтоВАЗа». С 2013 года идея БЖРК вновь витала в воздухе, а в 2017 году обрела материальную форму под названием «Баргузин».
В США
В Америке разработка БЖРК велась в рамках «холодной войны». Задачи, которые решались при создании рельсового ядерного комплекса — устойчивость к движению и выживаемость в случае советской атаки.
Первую задачу решили с помощью замены жидкого топлива ракет на твердое. Для запуска требовались четкие координаты места старта. БЖРК планировали постоянно перемещать между несколькими просчитанными пунктами. Предполагалось, что даже при ограниченном количестве остановок советской разведке будет трудно отследить путь комплекса.
В 1960 году прошла испытательная операция «Большая звезда». Через год появился прототип американского БЖРК с пятью твердотопливными ракетами «Минитмен» в боекомплекте. После подсчета стоимости развертывания, проект рельсового комплекса закрыли в пользу шахтного.
К идее БЖРК вернулись в 1986 году в качестве одного из вариантов базирования новой тяжелой МБР Peacekeeper. Четыре года спустя после окончания «холодной войны» проект закрыли за ненадобностью, и возрождать не собираются.
В СССР/России
Работа над БЖРК в Советском Союзе началась позже, но идея комплекса была более масштабной и сложной. Конструкторы бюро «Южное» совершили невозможное.
Пусковую установку с ракетой весом в 150 тонн поместили в стандартный железнодорожный вагон. Ядерным боеголовкам обеспечили безопасность перевозки по общественным рельсовым путям с высокой скоростью. Подвижный ракетный комплекс предназначался для ответного удара, поэтому проектировался незаметным и живучим.
БЖРК «Молодец» официально приняли на вооружение в 1989 году. Согласно договору СНВ-2 Россия обязалась разобрать БЖРК в 2003 году и сделала это, несмотря на отказ от договоренностей в 2002 году. Рельсовым комплексам предпочли колесные установки типа «Тополь-М». Но уже в 2009 году командование ракетных войск задумалось о возрождении «поездов-призраков».
В 2013 году началась разработка нового БЖРК «Баргузин» в ответ на программу быстрого глобального удара, запущенную США. Вагон-рефрижератор совместили с пусковой установкой «Ярс». В 2016 году прошли испытательные запуски ракет.
В 2018 году от финансирования проекта отказались в пользу более перспективных шахтных комплексов, но информация о возобновлении работы над «Баргузином» периодически появлялась в СМИ.
В КНДР
О разработке северокорейского «поезда-призрака» стало известно в 2021 году. В сентябре прошли тренировочные запуски ракет, которые зафиксировали оборонные ведомства Южной Кореи и Японии, а затем появились фото и видео железнодорожного комплекса.
БЖРК состоит из тепловоза и двух закрытых грузовых вагонов. Состав оборудован для запуска ракет KN-23 — твердотопливных одноступенчатых снарядов с нагрузкой 500 килограмм и дальностью до 800 километров.
Северная Корея официально представила стратегическую разработку, что говорит о намерении поставить БЖРК на вооружение. В этом случае КНДР будет единственной страной, которая эксплуатирует «поезд-призрак».
Применение
К 1987 году БЖРК «Молодец» выпустил 32 ракеты с космодрома «Плесецк», прошел 400 тысяч километров по железной дороге в климатических условиях средней полосы, тундры и пустыни. Экипаж составляли 70 человек.
В 1988 году в ВС СССР действовали пять полков БЖРК. Составы стояли в депо, расположенных с интервалом в 4 километра, и рассредотачивались при заступлении на дежурство.
В 1991 году ракетные дивизии, вооруженные БЖРК, располагались в закрытых военных городках «Звездный» в Пермской области и «Кедровый» в Красноярском крае, а также в Костромской области. На встрече Михаила Горбачева и Маргарет Тэтчер было решено не выпускать составы с ракетами на железные дороги России.
Преимущества
БЖРК — это «джокер» в стратегическом ядерном вооружении. Рельсовый комплекс вступает в игру в случае удара противника, но невозможно определить, откуда он нанесет ответный удар. Внешне «Молодец» и «Баргузин» почти не отличаются от обычного поезда. Последний превосходит предшественника по характеристикам:
- дальность полета снарядов 12 тысяч километров;
- меньший вес ракет «Ярс» и пусковых установок;
- один локомотив вместо трех;
- скорость передвижения — 1 тысяча километров в сутки.
«Поезд-призрак» — достойный ответ на растущее количество баз НАТО рядом с российской границей. Маскировка, постоянное передвижение и протяженный маршрут патрулирования делает БЖРК трудной мишенью.
Недостатки
У рельсового ракетного комплекса есть отличительные признаки и уязвимые места, по которым его можно распознать со спутника:
- меньшее количество вагонов — у гражданских поездов их больше двадцати, а у стратегического максимум семнадцать;
- однородный состав — гражданские поезда могут состоять из открытых и закрытых грузовых вагонов, «холодильников». Состав БЖРК однотипный из-за ограничения по размеру и весу пусковых установок;
- постоянная скорость — при обнаружении стратегического поезда системам наведения будет легко рассчитать координаты для поражения движущейся цели;
- отсутствие маневренности — БЖРК не может свернуть с рельсов и уклониться от удара, в отличие от колесного комплекса.
Несмотря на недостатки, передвижная рельсовая установка расширяет возможности для запуска МБР. Это еще один уникальный образец отечественного вооружения.