Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Современная ракета «Циркон»: технические характеристики и особенности

Летящий Циркон

Проведение 17 марта 2016 года в России презентации новейшей крылатой ракеты 3М22 «Циркон», несмотря на молчание СМИ, не осталось не замеченным для экспертного сообщества и военных. Сразу появились предположения относительно тактико-технических характеристик нового российского детища Рособоронпрома. Предварительные данные испытаний дают основание считать, что в скором времени на оснащение Российского Военно-Морского флота и морской авиации может поступить совершенно новое и мощное оружие. Ракетами предполагается перевооружить ТАРКР проекта 1144 типа «Орлан», оснастить строящиеся крейсера проекта «Лидер» и субмарины типа «Хаски».

История создания новейшей ракеты

Данные, полученные в ходе испытаний, свидетельствуют о том, что российская оборонка сумела создать боевую крылатую ракету, сумевшей достичь в ходе полета гиперзвуковых показателей скорости. Это означает, что выпущенная ракета способна лететь на скоростях до 4500 миль в час, превышая скорость звука в 5-6 раз. Другими словами, говоря языком военных, выпущенный снаряд способен лететь со скоростью пули, оставаясь абсолютно незаметным для работающих систем ПВО. Гиперзвуковая крылатая ракета 3М22 «Циркон» превращает все существующие на сегодняшний день системы ПВО в груду ненужного и неэффективного хлама.

Размеры ракет

Появление новейшего супероружия имеет свою предысторию, которая состоит из цепочки важных фактов. Работы над созданием ракеты, способной летать на гиперзвуковых скоростях, велись в СССР еще в середине 70-х годов. Дубненское Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» еще в 70-е годы XX века вело работы по созданию крылатой ракеты Х-90, способной во время полета развивать скорость до 3-4 МАХА. Однако с развалом Союза из-за отсутствия финансирования, работы были свернуты. Только спустя 20 лет снова вернулись к этой теме, но уже на базе новых технологий.

Первые свидетельства о начале разработки в недрах российского оборонного комплекса нового противокорабельного комплекса, оснащенного крылатыми оперативно-тактическими ракетами, появились под занавес 2011 года.

Уже тогда в СМИ стали проскальзывать факты, говорящие о начале серьезной работы в этом плане. Фотоматериалы, полученные с авиасалона «Макс» в 2011 году, наглядно демонстрировали о серьезной работе в России над созданием аппаратов, способных передвигаться в воздухе с гиперзвуковой скоростью. Разработкой прототипа гиперзвуковой ракеты занимался Центральный Институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), расположенный в г. Лыткарино Московской области.

Представленный на выставочных стендах макет ПКР разительно отличался своей формой от привычных всем сигарообразных крылатых ракет. Макет представлял собой коробчатый корпус с расплющенным лопатовидным обтекателем. Там же на авиасалоне впервые было озвучено название необычного ракетного комплекса «Циркон», разрабатываемого российскими конструкторами.

Параллельно с созданием выставочного образца шло выполнение технических заданий сразу для двух проектов по теме «Циркон», которые предполагали создание новейшего радиовысотомера и автоматического радиокомпаса. На научно-производственном предприятии «Гранит-Электрон» активно велись работы по созданию навигационного оборудования и систем автопилотирования. Все новейшие разработки отечественного ВПК были направленны на реализацию проекта по созданию новой ПКР.

Циркон в стратосфере

Головное предприятие ПО «Стрела», выпускающее ударные противокорабельные комплексы «Оникс», заявило о начале подготовки производственной базы для выпуска новейшей российской крылатой ракеты. По данным многих источников в России активно шла разработка новейшей системы вооружения, способная кардинально изменить ситуацию на море. Однако после авиасалона «МАКС» вся последующая информация о мере продвижения работ по теме «Циркон» исчезла из публичных информационных ресурсов.

Весь последующий ограниченный объем информации, просачивающийся в СМИ, давал скудную пищу для публичной общественности. Только по масштабам привлечения к работам над проектом по созданию крылатых ракет морского базирования «Циркон», крупнейших в ракетостроительной отрасли предприятий, можно было судить о мере продвижения проекта.

Чем удивили мир

После первых испытаний стало ясно, что новая ракета способна лететь в два раза быстрее, чем новейшая британская крылатая ракета морского базирования «Sea Ceptor». Стоящие сегодня на вооружении флотов НАТО противоракеты способны успешно бороться с ПКР «Гранит» и с аналогичными воздушными аппаратами, скорость которых достигает 2000-2500 км/ч. Против новейшей российской разработки западные противоракеты становятся бессильными, так как скорость полета ракеты 3М22 достигает 5-6 Мах. Дальность полета ракеты составит ориентировочно 300-400 км, что вполне достаточно для эффективного уничтожения кораблей вне зоны установления радиоконтакта.

Как позже стало известно, противокорабельные крылатые ракеты «Циркон» стали модернизированной версией индийской крылатой ракеты морского базирования «Bramos», которая создавалась совместно двумя странами. Базой для разработки новейшего оружия стал все тот же противокорабельный комплекс П-800 «Оникс». Изначально ставка при разработке ракеты делалась на достижение больших скоростей. По мнению экспертов, высокоскоростные противокорабельные ракеты нового поколения представляют большую проблему для систем ПВО. Времени на обнаружение летящего к цели снаряда крайне мало для того, чтобы не только квалифицировать тип угрозы, но и предпринять адекватные меры противодействия. Против такого типа оружия любая имеющаяся на сегодняшний день военно-морская сила утрачивает свое могущество на море. Даже огромные атомные авианосцы и крейсера УРО не в состоянии сейчас эффективно бороться с подобной угрозой.

Прообраз циркона - индийская ракета Brahmos

Российские атомные крейсера проекта 1144, переоснащенные новейшими крылатыми ракетами, снова станут реальной угрозой морскому владычеству американского флота на морях. Первоначально планируется оснастить новыми ракетными комплексами модернизируемый ТАРКР «Адмирал Нахимов». Позже такая же участь ждет флагман Северного флота ТАРКР «Петр Великий». В перспективе, постройка атомных ударных субмарин типа «Хаски», вооруженных гиперзвуковыми крылатыми ракетами, кардинально сместит баланс военно-морских вооружений в сторону российского флота.

Основные технические тонкости и нюансы в создании ракеты нового поколения

Потребность в создании новой противокорабельной ракеты возникла не сразу. Имеющиеся на вооружении флота ракетные комплексы П-600 «Гранит» и П-800 «Оникс» продолжают оставаться на сегодняшний день грозной силой. Однако не стоит на месте и разработка суперсовременных средств корабельных ПВО. По мнению специалистов в области оперативно-тактического оружия, через пару лет боевые возможности крылатых ракет морского базирования будут исчерпаны в виду эффективного противодействия противоракетной обороны кораблей.

Ракета под крылом самолета

В связи с этим и возникла идея существенной модернизации ВМФ России за счет оснащения существующих и строящихся кораблей новыми видами вооружения. Одним из направлений в этом плане стала разработка и создание нового противокорабельного комплекса с высокоскоростными крылатыми ракетами. Наличие такого вооружения на больших и малых кораблях флота станет эффективным инструментом сдерживания на море. Новая ракета 3М22 имеет уникальные тактико-технические характеристики, однако точных данных по боевым параметрам ракеты до сих пор нет. Даже предварительные данные говорят, что новое оружие является серьезным скачком к переходу на новые виды и типы вооружений.

Почему российская новая ракета называется гиперзвуковой? Все дело в том, что сегодня ударные ракеты имеют скорость полета в среднем 2-2,5 МАХа. Новая разработка должна летать со скоростью не менее 4500 км/ч, превышая в 5-6 раз звуковой барьер. Создать такой стремительный снаряд — задача не простая. Еще на стадии проекта возникли трудности в плане того, каким образом добиться необходимого разгона ракеты. Использование для этих целей традиционных ракетных двигателей должно эффекта не даст.

Все аппараты, летающие со сверхзвуковой скоростью, принципиально отличаются от аппаратов, летающих на гиперзвуковой скорости. Все дело в том, что обычный турбореактивный двигатель после тройного превышения скорости звука теряет тягу — основной показатель эффективной работы авиационного двигателя. Увеличение в результате высокой скорости полета температуры воздуха, поступающего в камеру сгорания, существенно снижает КПД работающего турбореактивного двигателя. К такому виду вооружений, каким являются крылатые ракеты не подходят ни жидкостный, ни твердотопливный реактивный двигатель. Ракета выполняет во время полета определенные эволюции, которые не могут обеспечить работающие маршевые ЖРД И ТРД с постоянной тягой.

Результатом научно-технических поисков стало создание прямоточного ракетного двигателя, который бы мог работать при условии сверхзвукового горения. Для этих целей даже было разработан новый вид ракетного топлива «Децилин-М» с повышенной энергоемкостью.

Во время полета ракеты в воздушном пространстве на высоте 50-200 метров корпус снаряда нагревается до высоких температур, поэтому при изготовлении изделия были использованы новые жароустойчивые сплавы.

Для справки: Впервые подобные разработки велись над проектом ракеты Х-90, однако на тот момент возникли серьезные проблемы с производством жаропрочных сплавов, подходящих для использования в авиации и в ракетостроении. Первый американский гиперзвуковой самолет «Валькирия» развивал скорость до 3200 км/ч. Планер самолета был изготовлен из титана. Использовать такой дорогой металл для серийного производства ракет было нецелесообразно и дорого.

Испытания

Не менее трудно было решить вопрос с системой самонаведения ракеты при больших скоростях. В отличие от известных аэробаллистических боевых комплексов, способных летать на гиперзвуковых скоростях, на высотах до 100 км, крылатая ракета имеет иную область применения. Основной полет ракета совершает в слоях атмосферы. В отличие от баллистических ракет, крылатая ракета имеет пологую траекторию полета и меньшую дальность. Все эти требования и ставят перед разработчиками вооружения новые задачи.

В процессе полета на гиперзвуковой скорости из-за возникновения вокруг летящего снаряда облака плазмы, возникает естественное искажение параметров целеуказания. На новую ракету было решено установить совершенное радиоэлектронное оборудование, способное вести ракету к цели на высокой скорости, невзирая на противодействие мощных электромагнитных полей.

Планы Высшего военно-морского руководства относительно боевых возможностей новой ракеты

Впервые ракета была запущена на летно-испытательном полигоне в Актюбинске в 2012 году. Пуск ракеты был осуществлен с борта стратегического ракетоносца «Ту-22М3». Дальнейшие пуски уже осуществлялись с наземных пусковых установок. На сегодняшний день можно говорить, что комплекс основных испытаний подходит к концу. Существуют еще недоработки в работе двигательной установки и в работе системы наведения, однако это, по мнению создателей ракеты, можно устранить в течение ближайшего времени. Идет подготовка запуска нового вооружения в серию.

Оснащать новыми противокорабельными комплексами в первую очередь планируется действующие корабли флота, строящиеся субмарины и корабли, проходящие модернизацию. Первоначально ракеты планируется установить на модернизированные атомные крейсера проекта 1144. На верфях «Севмаша» сегодня проходят работы по восстановлению боеспособности ТАРКР типа «Орлан». Планируется оснастить модернизированные крейсера ПКР «Циркон», после чего огневая мощь российских кораблей вырастет в разы. На корабли будут установлены пусковые установки вертикального типа, которые сегодня идут на оснащение ракетных комплексов «Гранит» и «Оникс».

Высшее военно-морское командование считает, что один ТАРКР «Петр Великий» вооруженный гиперзвуковыми противокорабельными ракетами Циркон» сможет в одиночку противостоять целому боевому соединению кораблей вероятного противника. На прибрежных морских театрах российские боевые корабли малого и среднего класса, оснащенные новейшей ракетой, будут в состоянии контролировать всю акваторию. По дальнобойности и по скорости российской ракете нет аналогов ни в турецких ВМС, ни во флотах странах Балтийского бассейна.

Циркон в ангаре

Аналогично обстоит ситуация с переоснащением кораблей Тихоокеанского флота. Новое вооружение существенно усилит оперативно-тактические возможности кораблей ТОФ на Тихом океане. Это в некотором роде создаст надежный плацдарм для укрепления обороноспособности Дальневосточных рубежей перед реальной угрозой.

За океаном имеется разработка – опытный образец гиперзвуковой ракеты ХМ37А. Несмотря на то, что в конструкции модели использованы новейшие технологические разработки – этот летающий аппарат создается как составная часть боевой части стратегической ракеты. Мощное оружие перевернет все представление о работе системы противоракетной обороны.

В заключение

Последние разработки российских конструкторов поставили в тупик оборонные ведомства США, Великобритании и Китая, которые оценивают появление новейшей гиперзвуковой ракеты, как потенциальную угрозу своим ВМС. На данный момент техническая оснащенность российского флота оперативно-тактическим оружием находится в удовлетворенном состоянии, однако постоянный технологический прогресс приводит к быстрому устареванию боевого потенциала современного флота. Еще вчера мощные крылатые ракеты «Гранит» пугали американских адмиралов, а сегодня ракетное вооружение российских кораблей нуждается в усовершенствовании.

Гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон» по своим параметрам значительно опережает время. Технологии, которые легли в конструкцию промышленного образца на многие годы опережают настоящий уровень вооружения и оснащенности флота. Новые подводные лодки, проектируемые в КБ «Малахит», разрабатываются в качестве боевых платформ под вооружение нового поколения.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что новые фрегаты и корветы, представляющие на сегодняшний день основу отечественного ВМФ, будут в дальнейшем вооружаться гиперзвуковыми ракетами.

В Китае подобные разработки также двигаются быстрыми темпами. Последняя китайская противокорабельная ракета DF-21 с дальностью полета до 3000 км, может поступить на вооружение ВМС НОАК в течение двух, трех лет. Американцы стараются в этом аспекте не отставать от России и Китая, работая над проектом Х-51А X-51 Wave Rider. Сегодня эта гиперзвуковая ракета должна не уступать российской и китайской разработке.

До реального полета американского детища дело не дошло. Китай только планирует завершить работы к 2020 году. На оперативно-тактическом уровне российская гиперзвуковая ракета уже имеет реальные очертания в металле, прошла испытания и готовится к серийному выпуску. Какова будет дальнейшая судьба новейшего оружия, покажет время. Однако, в соответствии с планами модернизации флота перевооружение кораблей начнется в ближайшее время.