fbpx

Так чьих товаров тебе надо, россиянин?

Сейчас для многих проверочным вопросом стал «чей Крым». Я считаю, не менее маркерным вопросом, кроме этого, является «чьих тебе товаров — наших или из-за кордона?».

Производство

Сплошной импорт

После распада СССР появилась предательская идеология – зачем что-то разрабатывать и производить самим, если всё можно купить там? Позакрывали множество заводов. Они, разумеется, требовали модернизации для выпуска современной продукции. Но так вот этим и стоило бы заняться! Вместе с заводами закрыли и конструкторские школы, коллективы инженеров и рабочих разогнали.

Далее последовала не менее предательская идеология – выпускаем только то, в чём преуспели на данный момент. Легковые автомобили, ширпотреб, бытовая техника в СССР не имели приоритетного значения, потому в этих сферах мы и не преуспели. Согласно данной идеологии, и не стоит утруждать себя – производим только несколько узкоспециализированных товаров: ракетные двигатели, титановые изделия, катаем иностранцев на МКС, продаём оружие на 15 миллиардов долларов в год, АЭС строим, несмотря ни на что. Остальное закупаем за рубежом и привозим сюда. Радость!

Загляните в любой торговый зал электротехнических товаров – они ломятся от импортных приборов. Эти нехитрые товары вполне можно и нужно разрабатывать и производить самим, обзавестись отечественными компаниями-конкурентами. По этому пути в своё время пошла Южная Корея, и ее частный бизнес с государственной поддержкой создал мощные концерны, выпускающие всё, что нужно людям в быту и промышленности. Вслед за Южной Кореей пошёл и Китай  — сначала копируя чужие образцы, а теперь и стараясь создавать их самостоятельно.

ЗИЛ как символ страны

В России был завод – автомобильный символ страны. С 1916 года он строил и гражданские, и армейские машины. В новой России ЗИЛ (автомобильный Завод имени Лихачёва) пытался выжить. Ещё с советских времён по всем стройкам и полям ходили его грузовики-трудяги. Завод давал рабочие места людям, автотранспорт экономике, и являлся автомобильным лицом Руси.

Завод ЗИЛ

После распада СССР на предприятии настали трудности. Намечались планы их преодоления. Но вот раздалось «Закрыть! Что это он чадит на полгорода — а конкурентоспособную технику не выпускает?» И закрыли ЗИЛ.

Сразу жить стало комфортно. Пошли по телевидению видеоролики, поддерживающие и восхваляющие «мудрое» решение руководства города, уничтожившее не только завод – научно-техническую школу, базу, разогнавшее конструкторский коллектив, способный, в отличие от многих, создавать автомобили со стадии чистого листа до серийного производства.

Утраченный опыт

Республика Беларусь показывает другой пример заботы о народе, стране и технологическом развитии. Недавно белорусы своими силами создали новые колёсные трактора разных тяговых классов, гусеничный  трактор и бульдозер. Белорусская компания «Амкодор» разрабатывает гусеничные и колёсные экскаваторы, фронтальные и вилочные погрузчики, лесозаготовительную и дорожную технику. Построили вместе с китайцами автозавод «Белджи» для выпуска легковых автомобилей. А в России — закрыли ЗИЛ!

Самосвал

Что значит ЗИЛ для страны? Сейчас лидером грузового автостроения сделали КамАЗ. Откуда взялся автозавод в Набережных Челнах? Построили в поле. А что выпускать там, в новых помещениях со станками? Только что разработанную (в 1969 году) зиловскими конструкторами модель ЗиЛ-170 (по американскому прототипу, как и многое в СССР), с дизелем ЯМЗ-740, с двумя или тремя осями, бескапотную, которую было велено передать в Челны. Авто назвали  КамАЗом. ЗИЛ занялся производством исключительно бензиновых моделей, но постепенно «подключился» к дизельной тематике – выпускает ЗиЛ-133.

К середине восьмидесятых годов поступает в производство новая модель – ЗиЛ-4331 с новой кабиной, капотной компоновкой (так комфортнее водителю), новым дизелем – восьмицилиндровым V-образным. Но начались девяностые – и с ними нестабильность в экономике. У автозавода ЗИЛ была бы возможность модернизироваться до состояния современного производства, если бы заводом занимались серьёзно, вкладывали деньги, без чего обновление немыслимо. Но в московской мэрии поисками способов его подъёма не особенно утруждались, не нашли необходимых средств — и завод зачах. Тогда и сказали: «закрыть вонючку!» – легендарный завод.

Грузовик ЗИЛ

Не потерять остатки

Могло сложиться мнение, что сегодня технологически развитые страны нацелены только на выпуск игрушек и гаджетов — планшетов, смартфонов, игровых приставок и т.д. Министры, очнитесь! В США множество своих автомобильных компаний, выпускающих грузовики, десятки крупных фирм, производящих сельскохозяйственную, строительную и дорожную технику, погрузчики. Это такие компании, как Джон Дир, Катерпиллер, Кейс, Нью Холланд, Терекс. Дизельные двигатели производят и Детройт Дизель, и Камминз. Именно двигатели марки Камминз стоят на дизельных версиях Газелей, на дорогих вариантах чебоксарских бульдозеров, на среднетоннажных КамАЗзах. Штаты поставляют свою машиностроительную продукцию как на американский рынок, так и по всему миру, получая отличную выгоду. Американцы прочно держатся за отечественное машиностроение, благодаря чему прочно оно прочно стоит на ногах. Так что не только планшетными полётами в облаках заняты за океаном, смартфонами и интернет поисковиками.

Современный КамАЗ – это комплектующие со всех стран. Автозавод «Москвич» давно не работает. На ГАЗе не выпускают новые легковые российские модели — только контрактная сборка иностранных авто. Ижевский автозавод – не самостоятельное предприятие, собирает вазовскую технику.

И снова о символе страны

На иностранные авто в США есть спрос — но всё-таки американцы ценят свои автомобили, особенно грузовые, тягачи – капотные, трехосные. На рынке тягачей Америки европейским коротким бескапотникам делать нечего. В Британии, пока не закрыли автозаводы, грузовик должен был иметь три оси – чтобы мягкий грунт не проседал. Везде свои стандарты. А зачем мы в России копируем зарубежные разработки и на выживших заводах следуем их разработкам? Российским конструкторам нужно самим искать подходящие технические решения для местных условий. Конструкторы ЗИЛа этим и занимались.

Не видны результаты интенсивной программы улучшения завода ЗИЛ – из 300 гектар земли, принадлежавших прежде автозаводу, 50 отводятся для обновлённого производства, остальное – уходит под городскую застройку. Но 50 гектар — маловато для серьёзного предприятия. Следовательно, есть смысл перенести автозавод ЗИЛ за городскую черту или в пригород, и желательно в восточном направлении, разместив рядом с железнодорожной веткой, по которой жители смогут быстро добираться на работу и обратно на скоростной электричке? Найти государственные деньги и отстроить автозавод. Первое время он мог бы выпускать обновленные модификации ЗиЛ-4331 в разных вариантах — с двигателем ЗиЛ-645 (а на его базе и рядные моторы в 4 и 6 цилиндров). В перспективе – новые модели автомобилей.

Что надо делать

Восстановим ЗИЛ — символ страны? Поищем средства в разных специально созданных фондах и институтах развития? И возродим к жизни там, неподалёку от нового ЗИЛа, завод легковых автомобилей «Москвич», сформировав промышленную площадку для выпуска русских автомобилей? Поставим в цехах компаний только российские станки и оборудование? Предоставим работу станкостроительной отрасли? Научимся разрабатывать и выпускать роботы-манипуляторы для новых предприятий — без чего трудно представить современное производство? Иностранцы запросто строят в России свои заводы пачками — а мы что, не можем?

Скорее — просто не хотим! И разрабатывать нам следует всё самим – от крепежа до электроники.

Модель автомобиля

Следует разработать модульную платформу массового легкового автомобиля, хэтчбека класса С (как Фольксваген Гольф). И на его универсальной базе выпускать автомобиль класса D (Фольксваген Пассат), дальше — даже класса Е (с улучшенной комплектацией класса D). На этой базе и линейку кроссоверов выпускать. А потом готовую платформу можно передать на все российские автозаводы для переделки, настройки характеристик, выработки собственного стиля, дизайна – северного, русского, со спортивностью в облике, с лёгкой интеллигентной злостью. И без гламура.

Как считаете, чиновники, депутаты, министры? Займётесь? Найдёте деньги на строительство не нового трубопровода за рубеж – а новых заводов в России? Дорого? Хлопотно? Неохота? Тогда позвольте полюбопытствовать: чьих вам товаров хочется, наших или из-за кордона?

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Свежие публикации автора: