Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Грузовик ЗиЛ-4331 высокой проходимости

ЗиЛ-4331 — легендарный российский грузовик, который выпущен в количестве 1,6 миллионов экземпляров. К основным преимуществам относят высокую проходимость, грузоподъёмность и простоту конструкции, благодаря которой ремонт можно осуществить в полевых условиях. Стоимость грузовика ниже, чем у конкурентов из этого сегмента.

Несмотря на оконченное производство, автомобиль имеет высокий спрос в наши дни. Потребителей привлекает неприхотливость в обслуживании и дешёвый ремонт. Машина прочная, используется во многих сферах: строительство, сельское хозяйство и т.д. На базе транспорта сделаны надстройки для спасательных служб.

Инкассаторский ЗиЛ-4331

Общая информация и история

Проектирование автомобиля ЗиЛ-4331 стартовало в 70-х годах. В то время стране требовался грузовик, обладающий высокой проходимостью и большой мощностью. Разработкой занимались не только специалисты ЗиЛ, но и КамАЗ. Последние предложили хорошую схему — положить в основу нового продукта один из опытных образцов камского завода. Инженеры изменили дизайн, поместили новую силовую установку и переделали световые приборы.

Первый опытный образец собрали в 77-м году. Он стал первым авто семейства дизельных грузовиков завода имени Лихачёва. Своё нынешнее имя он получил в начале 80-х. Модернизация и исправление недочётов продолжали до 1985 года, после чего утвердили окончательный вариант грузовика. В 1987 году началось массовое производство.

Пожарный ЗиЛ-4331

Дизайн отвечал современным тенденциям своего времени. Внешний вид — большой прямоугольник. Отличительной особенностью переда стала радиаторная решётка, которая имела нестандартный дизайн и высокое положение. По бокам над колёсами установили массивные брызговики. Бампер сделан из высокопрочного металла. Он защищает кабину от случайных повреждений. Кабина не имеет плавных изгибов, в её основе угловатые очертания.

Самосвал может перевозить грузы различных видов: почва, гравий, удобрения, камень, древесина и даже массивные металлические конструкции. Через несколько лет после старта выпуска сделали модификацию, позволяющую перевозить бетон в жидком состоянии на небольшие дистанции. Такая функция стала уникальной, ни один конкурент подобным свойством не обладал.

За свою богатую историю получил множество разновидностей. Самая интересная вышла в свет в 1992 году. Главная особенность — комната для отдыха двух пассажиров. Модификация имела высокий спрос у покупателей. Многие разновидности отличались от предыдущих усовершенствованными кабинами, которые крепились к базовому шасси, разработанному в 70-80х годах.

Тюнингованный ЗиЛ-4331

Технические характеристики

Габаритные характеристики:

  • Длина — 6,37 метров;
  • Ширина — 2,422 метра;
  • Высота — 2,81 метра;
  • Дорожный просвет — 33 сантиметра;
  • Вес — 8,82 тонн.

Грузоподъёмность разная — от 6 до 8 тонн, зависит от приобретённой модели. В основе лежит колёсная формула 4х2. Расход топлива находится на уровне 18-19 литров на 100 километров, при движении в составе автопоезда увеличивается до 25-26 литров. ЗиЛ-4331 способен разгоняться до 95 км/ч в стандартной компоновке и до 85 км/ч в составе автопоезда. Тормозной путь приемлем для автомобиля этой категории 25 метров. В составе автопоезда он увеличивается на полтора метра до 26,5 метров. Максимальная заправка 170 литров.

ЗиЛ-4331 с крытым кузовом

Силовой агрегат

За всю историю серийного выпуска использовалось три двигателя:

  • ЗиЛ-508.10 — Шестилитровый бензиновый мотор, развивающий мощность до 150 лошадиных сил. Оснащён восемью цилиндрами, расположенных в V-образной форме. Питание построено на карбюраторе, охлаждение сделано по жидкостному типу. Заправляется бензином АИ-96, без капитального ремонта может пройти до 350 тысяч километров;
  • ЗиЛ 508300 — шестилитровая бензиновая силовая установка карбюраторного типа, которая достигает 134 лошадиных сил. В основе карбюратора лежит электронное управление, для охлаждения используется жидкость. Двигатель соответствует экологическим стандартам Евро-3. Питается бензином А-80;
  • ЗиЛ-4331-645 — V-образный мотор с восемью цилиндрами, питающийся дизелем. При объёме 8,75 литров развивает до 185 лошадиных сил. Для охлаждения предусмотрена жидкостная система.

Наиболее популярный третий вариант, так как он выдавал лучшую мощность, которая позволяла преодолевать участки дороги любой сложности. Также он отличался экономностью.

ЗиЛ-4331 с открытым кузовом

Устройство

Специалисты сравнивают ЗиЛ-4331 с 130-й моделью завода. Они считают, что он является серьёзно переработанной версией, которая получила новую, более комфортную кабину. В основе всей конструкции лежит рама, сделанная из высокопрочного материала. Передний мост ЗиЛ-4331 зависимый, состоит из полуэллиптических рессор и скользящих торцевых частей. В дополнение к рессорам в ЗиЛ-4331 добавлены амортизаторы. Задний мост зависимый, в его конструкцию входит пара рессор и дополнительные механизмы. С ними можно ознакомиться в руководстве машины.

Команда конструкторов отказалась от барабанного тормозного механизма, который к 80-м годам морально устарел. Для этого разработали собственную, уникальную тормозную систему ЗиЛ-4331. Она обладала улучшенным динамическим эффектом торможения и имела увеличенную прочность. В конструкцию входили два пневматических контура, а дополнительный совместили со стояночным тормозом. В устройстве стояночного механизма присутствовали энергоаккумуляторы, которые оказывали воздействие на задний мост. Для исключения возможности замерзания конденсата инженеры встроили спиртовый предохранитель.

Колёса получили уникальный рисунок протектора, который способствовал сокращению тормозного пути. При его создании стояла задача улучшения сцепление с грунтовой дорогой. Большие колёса и мягкая подвеска способствуют преодолению участков дороги со сложным рельефом. Колёса дисковые, оснащаются резиной 9.00R20, однако возможны варианты тюнинга.

ЗиЛ-4331 с прицепом

До 2009 года коробка передач оснащалась девятью скоростями. В её устройство входят демультипликатор и сцепление с одним диском и пневмогидравлическим усилителем. В 2009 году Ярославский моторный завод выпустил шестискоростную механическую коробку передач, которую адаптировали под грузовик ЗиЛ-4331. Однодисковое сцепление сохранилось.

Основным преимуществом кабины стал высокий уровень звуко- и термоизоляции. Кабина рассчитана на водителя и двух пассажиров. Обзорность на хорошем уровне за счет видимых краев капота. На каждом посадочном месте присутствует надёжный ремень безопасности. Комфортность при передвижении обеспечивают два амортизатора, которые снижают вибрацию, возникающую от неровностей на дороге. Кабина цельнометаллическая, её можно откидывать вперёд. Внутренне оснащение бедное — только информационные индикаторы от технических систем. Для улучшения руления конструкторы добавили гидроусилитель руля.

Стандартная модификация предусматривает наличие металлического кузова. Все борта, кроме переднего, открываются наружу. Высота переднего борта значительно выше, чем у боковых и заднего. В комплекте шёл металлический каркас, на который можно установить тент.

Узлы, требующие особого внимания:

  • ПГУ;
  • Ступицы;
  • Редуктор;
  • Коробка передач;

ЗиЛ-4331 самосвал

Модификации

На базе ЗиЛ-4331 разработано множество разновидностей:

  • 432900 — бортовой грузовик с укороченной базой. Оснащается дизельным мотором Д-245.39, который развивает 105 лошадиных сил. Грузоподъёмность — 6 тонн;
  • 432930 — аналогичный предыдущему вариант, силовая установка модернизирована: мощность составляет 136 или 130 лошадиных сил, отвечает экологическим стандартам Евро-2 или Евро-3. Перевозит грузы весом до 6 тысяч килограмм;
  • 432920 — основное отличие от первых двух — двигатель ЗиЛ-0550 и другое крепление капота;
  • 433102 — стандартное шасси без установленных надстроек;
  • 433104 — шасси для пожарной службы;
  • 43314Б — автомобиль с увеличенной базой, оснащается кабиной со спальными местами на двух человек. Перевозит грузы массой до 6 тонн, выпускался мелкими партиями по госзаказам;
  • 4332А — самосвал с длинной базой, который не дошёл до конвейерного производства;
  • 4333 — авто с короткой базой, серийный выпуск не осуществлялся;
  • 43302 — шасси, аналогичное по техническим характеристикам предыдущему варианту;
  • 433360 — от базовой версии 4333 отличается модернизированной кабиной;
  • 4335 — уникальная партия моделей, выпущенная в количестве 135 штук. Она оснащалась силовым агрегатом Cat-3116, который развивал до 170 лошадиных сил;
  • 442100 — стандартный седельный тягач;
  • 442160 — отличается от предыдущей модификации изменённой кабиной;
  • 442300 — оснащён кабиной с двумя спальными местами.

Все модификации нашли своих потребителей, многие из них используются в наши годы в различных отраслях.

ЗиЛ-4331

Какой можно сделать вывод?

ЗиЛ-4331 — универсальный грузовик, который не требует тщательного ухода. При должных навыках ремонт можно осуществлять своими руками. Распространённым вариантом считается модификация с установленным крановым оборудованием.

На вторичном рынке есть множество предложений о продаже этого грузовика. Большинство из них находится в приемлемом состоянии. Средний ценник на экземпляры 91-93 годов составляет 120-140 тысяч рублей. За машину 98-00 годов придётся выложить 340-420 тысяч рублей. Автомобили последних лет выпуска обойдутся покупателю в 540-630 тысяч рублей. Конечная стоимость зависит от технического и внешнего состояний.