fbpx

Тайна Мюнхенского клада: пропавшая коллекция в миллиард евро

Художественный музей Берна разыскивает законных владельцев полотен из скандально известной коллекции живописи Корнелиуса Гурлитта. Тысяча шестьсот шедевров, включая работы Пикассо, Моне и Ренуара, более пятидесяти лет хранились в обычной мюнхенской квартире. По предположениям искусствоведов, все эти произведения искусства в прошлом принадлежали еврейским семьям, и были изъяты нацистами в период с 1933 по 1945 годы.

Корнелиус Гурлитт
Корнелиус Гурлитт

По словам историков, с конца 1938 года гитлеровцы закрыли более 638 частных галерей немецких евреев.

Как бесценные шедевры оказались у Гурлитта? Каким образом полицейские обнаружили уникальный клад? И кто готов судиться с целой страной ради этих полотен?

«Эти работы противоречат немецкому духу и показывают вырождение представлений о нормальном мире», — так заявил Гитлер. Произведения Пикассо, Гогена, Сезанна, Шагала и Кандинского в нацистской Германии презрительно называли дегенеративным искусством. В 1937 году в Мюнхене даже организовали специальную выставку. На выставке, как утверждают историки, выступил Гитлер, который раскритиковал картины великих мастеров, назвав их дегенератами и уголовными преступниками.

Гитлер на выставке
Гитлер на выставке «дегенеративного искусства»

По мнению вождей Третьего рейха, эта выставка показала худшее искусство. Но эффект от нее получился обратный: экспозиция вызвала настоящий фурор. Галерею посетило более трех миллионов человек. Историки считают, что именно после этой выставки Гитлер принял окончательное решение о конфискации полотен в пользу государства и продажи их за рубеж. Миссию поручили арт-дилерам Третьего рейха: Адольфу Вайнмюллеру и Хильдебранду Гурлитту.

Хильдебранд Гурлитт
Хильдебранд Гурлитт

После войны Гурлитт сумел всех убедить, что коллекция погибла в результате бомбежки Дрездена, а сам он пострадал от нацистской власти. Эти работы художников-модернистов считались утраченными. Поэтому сейчас сложно установить, кто был истинным владельцем картин.  Более пятидесяти лет сын арт-дилера, Корнелиус Гурлитт, владел самой богатейшей коллекцией в мире, и ни один человек об этом не догадывался.

Полиция заинтересовалась Гурлиттом случайно. Ему было уже за восемьдесят лет, когда в поезде из Берна в Мюнхен таможенников смутило, что у плохо одетого старика оказалась довольно крупная сумма наличными — девять тысяч евро. Проверка нарушений не выявила, но за Гурлиттом установили наблюдение. Выяснилось, что Корнелиус Гурлитт никогда в жизни не работал, ни в каких фондах страхования, пенсионном не зарегистрирован, то есть у него имеется только паспорт.

Картины из коллекции
Картины из пропавшей коллекции

Почти год слежки за Гурлиттом не принес никаких результатов. Но в 2011 через аукционный дом «Лемпертц» в Кельне Гурлитт выставил на продажу картину Макса Бекмана «Укротитель львов», которая была продана более чем за миллион долларов. Гурлитт заработал более 400 тысяч евро. Этого оказалось достаточно, чтобы полиция получила ордер на обыск.

Тридцать полицейских инспекторов провели трое суток в обычной квартирке на окраине Мюнхена.  Следователи обнаружили 1406 картин. Найденную коллекцию оценили в один миллиард евро. Специалисты полагают, что это приблизительный подсчет: в действительности коллекция стоит намного больше.

По сути, Гурлитт вел жизнь подпольного миллионера Корейко: имел бесценную коллекцию, но не мог о ней никому заявить.

Картина
Картина из коллекции Корнелиуса Гурлитта

За последующие два года полиция обнаружила еще один тайник Гурлитта, расположенный в двухстах пятидесяти километрах от Мюнхена. А о третьем тайнике Корнелиус сообщил властям сам. В феврале 2014 года Гурлитт выдал шестьдесят полотен, хранившихся в Зальцбурге. Однако в марте следователи нашли в Австрии еще двести картин.

За несколько месяцев до своей кончины Корнелиус сделал официальное заявление. Он отметил, что считает своим долгом хранить коллекцию, доставшуюся ему от отца, но готов обсудить с потомками законных владельцев возврат картин. Вскоре после этого прокуратура Аугсбурга вернула коллекцию Гурлитту. Исследователи надеются, что удастся установить истинных владельцев картин, чтобы вернуть полотна им.

Гурлитт и картины
Полотна из коллекции Корнелиуса Гурлитта

Согласно завещанию Гурлитта, коллекцию должны были передать в Бернский музей в Швейцарии. Однако дирекция музея пока так и не получила бесценный подарок.

По словам Министра культуры Германии Моники Грюттерс, все картины должны быть тщательно изучены, только после этого будет принято решение, какие картины отправятся в музей, а что передадут наследникам законных владельцев.

Моника Грюттерс
Министр культуры Германии Моника Грюттерс

В 2018 году в Мюнхенский суд поступил иск от кузины Гурлитта, восьмидесятилетней Уты Вернер. Она утверждает, что в момент составления завещания ее родственник страдал старческим маразмом и был невменяем. Якобы до этой болезни он многократно упоминал, что никогда не передаст наследие отца ни одному музею. Но суд оставил иск без удовлетворения и решил, что картины принадлежат Бернскому музею.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них